Отставка... 5 февраля Евгений Наздратенко сложил полномочия губернатора края

Первым человеком, который узнал о решении губернатора Приморья Евгения Наздратенко уйти в отставку, было первое лицо государства: президент Путин. Он же был первым, кто публично сообщил об этом.

7 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №925 от 7 февр. 2001
Первым человеком, который узнал о решении губернатора Приморья Евгения Наздратенко уйти в отставку, было первое лицо государства: президент Путин. Он же был первым, кто публично сообщил об этом.

“Сегодня утром я разговаривал с губернатором Приморского края Евгением Ивановичем Наздратенко. Он проинформировал меня о намерении добровольно уйти в отставку”, - вот и все, что сказал президент о Наздратенко и его отставке на традиционном, проводящемся по понедельникам заседании кабинета министров.

“Трехглавый козел отпущения” за приморский энергетический кризис, названный “поголовно” президентом на минувшей неделе, – РАО “ЕЭС России”, Минтопэнерго и администрация Приморского края, уже двух голов лишился: это министр топлива и энергетики Александр Гаврин и Евгений Наздратенко. Третья голова – Анатолий Чубайс – теперь винится (“повинную голову меч не сечет?”), признавая и свое участие в приморском энергоколлапсе, и пока ему только туманно пообещали “укрепить” руководство РАО “ЕЭС”.

Станет ли теплее в приморских домах от “добровольно-вынужденной” отставки Евгения Наздратенко? Весьма сомнительно...… Отставка – это не поставки угля на “ЛуТЭК”, а прошениями и заявлениями котлов не раскочегарить.

Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что только в отношении Наздратенко Путин на заседании кабинета в понедельник не сыпал резких слов и не произносил негативных характеристик. И если это, выражаясь шахматными терминами, жертва фигуры для получения качества, то до тех пор, пока ни президент, ни сам Наздратенко не объяснили причин отставки губернатора, остается неясным: кем и во имя чего принесена эта жертва?

Более того, многое из сказанного Путиным кабинету министров выглядит эдакой реабилитацией-постскриптум для Наздратенко. Путин сказал: “Я думаю, что корень проблемы заключается в тех решениях, которые были приняты в начале 90-х годов, когда в массовом порядке начался сброс жилищно-коммунальных хозяйств на местные уровни”. А не о том ли говорил “нелюбимый” губернатор?

Говоря о “козлах отпущения”, стоит напомнить, что приморскому энергетическому кризису – не год и не два, а целая эпоха, которая началась отнюдь не вместе с эпохой Наздратенко. Еще при Владимире Кузнецове пролетели первые ласточки в виде экспроприированных эшелонов с мазутом для Камчатки. Нынешняя зима – лишь логическое и (очень хотелось бы верить!) окончательное завершение десятилетнего регресса экономики и энергетики страны.

Вчера политический обозреватель ОРТ Михаил Леонтьев (к слову сказать, президентом любимый и в кабинет к нему допускаемый) в своей программе “Однако” сказал весьма любопытные вещи: “Генерирующие мощности у Чубайса в РАО изношены ничуть не меньше, чем трубы в провинциальных котельных. Когда это проявится, отмороженных понесут косяком.

Евгений Наздратенко пал жертвой мощнейшего и довольно тупого пиара. Потому что ничего особенного, никаких злодейств, даже достигающих среднероссийского уровня, в Приморье не совершалось. Вот сами убедитесь – сейчас, когда дожрали Наздратенко, начнут демонстрировать замороженные трубы в других регионах, которые на очереди стоят.

Забавно, что отставка Наздратенко совпала как-то с очередным административным переделом рыболовных квот. А Приморский край, между прочим, обладатель самой крупной региональной квоты в России”.

Не продолжая далеко идущих “поисков контекста” московским политобозревателем, скажем одно: в добровольной отставке Наздратенко остается слишком много “белых пятен” и “черных дыр”, чтобы этим комментарием можно было подводить итоги “эпохи Наздратенко” и считать завершившимся приморский политэнергокризис.

Но власть вакуума не терпит, и поэтому вчера во Владивостоке происходило следующее. Утром в думу Приморья поступило заявление Евгения Наздратенко об отставке, которое было рассмотрено на совещании у спикера Сергея Жекова. Сергей Викторович зачитал короткий текст, датированный 5 февраля, в котором говорится: “В соответствии с Уставом Приморского края прошу принять мою добровольную отставку”. Жеков сразу отметил, что законодательством процедура добровольной отставки никак не регламентирована и не оговорена. Тем не менее принятие отставки думой и назначение даты очередных выборов требует созыва внеочередного заседания.

На совещании у председателя думы единственный вопрос внеочередной сессии получил формулировку “О принятии отставки губернатора Евгения Наздратенко”, однако она может быть скорректирована с учетом необходимости назначения новых выборов. Сергей Жеков заявил журналистам, что губернатор принял “непростое и мужественное решение”, и депутаты понимают и принимают его выбор. Более точно дата сессии не определена в связи с пребыванием Евгения Наздратенко в краевой клинической больнице. Таким образом, не позднее 21 февраля краевой парламент должен определиться с датой выборов нового губернатора Приморья. Приморский краевой Устав оговаривает, что выборы в случае досрочной отставки проводятся не ранее 70 и не позднее 180 дней со дня отставки. Поэтому избрание главы краевой исполнительной власти должно состояться не позже 5 августа – кстати, на этот день в 2001 году выпадает воскресенье.

Кто же до выборов заменит Наздратенко: в соответствии со статьей 61 Устава Приморского края в случае досрочного прекращения полномочий губернатора или отрешения его от должности его обязанности исполняет один из первых вице-губернаторов “в порядке очередности”, определенном самим губернатором при вступлении в должность на заседании крайдумы. Данное событие произошло в декабре 1999 года, в тот день Евгений Наздратенко поставил Валентина Дубинина первым в списке кандидатов в “исполняющие обязанности губернатора”. Но 5 февраля Наздратенко воспользовался правом назначения и. о., назначив своим преемником первого вице-губернатора Константина Толстошеина, хотя еще утром 5 февраля в роли и.о. на время больничного Евгения Ивановича фигурировал Дубинин.

Февраль – особый месяц в политической и человеческой биографии Евгения Наздратенко. 16 февраля у него день рождения, в феврале 1993 года Борис Ельцин вызвал Наздратенко в Москву и назначил его главой администрации края. В феврале 2001 года Евгений Наздратенко ушел в отставку. Но это совсем не значит, что февралем 2001 года заканчивается его политическая биография…

Как мы писали во вчерашнем номере “В”, с Приморья все только начинается…

Автор: Александр КАРТАШОВ, Владимир ОЩЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"