“ЛуТЭКу” поможет вскрытие?

В стылом январском воздухе клубится пар, поднимающийся над грудами угля: добытый с глубины 130 метров, он сохраняет тепло лучегорских недр, поэтому в гигантской яме угольного разреза температура воздуха на два градуса выше, чем на поверхности. Тем не менее получается никак не меньше 30 градусов ниже нуля, и по всем правилам работы нужно прекращать. Однако роторные и шагающие экскаваторы, бульдозеры, “БелАЗы” и тепловозы “ЛуТЭКа” не прекращают свою работу ни днем ни ночью. Входящая в состав комплекса Приморская ГРЭС дает около половины всей потребляемой в Приморье электроэнергии, и любой сбой в ее работе чреват сами знаете чем.

23 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №916 от 23 янв. 2001
 В стылом январском воздухе клубится пар, поднимающийся над грудами угля: добытый с глубины 130 метров, он сохраняет тепло лучегорских недр, поэтому в гигантской яме угольного разреза температура воздуха на два градуса выше, чем на поверхности. Тем не менее получается никак не меньше 30 градусов ниже нуля, и по всем правилам работы нужно прекращать. Однако роторные и шагающие экскаваторы, бульдозеры, “БелАЗы” и тепловозы “ЛуТЭКа” не прекращают свою работу ни днем ни ночью. Входящая в состав комплекса Приморская ГРЭС дает около половины всей потребляемой в Приморье электроэнергии, и любой сбой в ее работе чреват сами знаете чем.

Построенная по решению XXIV съезда КПСС непосредственно на Бикинском буроугольном месторождении, запасов которого хватит на 200-300 лет добычи, ГРЭС в последние годы своей четвертьвековой истории стала болезненно зависеть от привозного угля. Первый звонок прозвенел в 1994 году, когда Лучегорский угольный разрез оказался, как и в прошлом, 2000 году, затопленным летними тайфунами. Тогда добыча угля упала до 3900 тыс. тонн при потреблении ГРЭС в 7 миллионов тонн. Оставшийся от Советского Союза запас прочности был еще достаточно велик, и прибывший в Приморье министр угольной промышленности Щадов не ограничился сменой директора: в 1994-1995 годах будущий “ЛуТЭК” получил последнюю крупную партию техники, на остатках ресурса которой уголь добывается сегодня. Новые 11 бульдозеров, два грейдера, по пять тепловозов и бульдозеров позволили уже на следующий год увеличить добычу почти на 1,5 миллиона тонн, и о разрезе надолго забыли. Предоставленные самим себе, угольщики Лучегорска к 1998 году настолько снизили производственные показатели, что под эгидой тогдашнего премьера Кириенко был сделан беспрецедентный шаг – объединение угольного разреза и Приморской ГРЭС в один хозяйствующий субъект. При всех объективных преимуществах, полученных при создании “ЛуТЭКа”, нужно учитывать один субъективный минус - новая “крыша” в виде РАО “ЕЭС” меньше всего способна была учесть специфику профессионально чуждого ей горного производства.

Недавнее возобновление поставок угля из Читинской и Иркутской областей, остановленных в середине января из-за 50-градусных морозов, позволило на какое-то время прекратить кошмар мрака и холода. Но все дополнительные ассигнования, выделенные для стабилизации положения в ТЭКе края по итогам судьбоносного для замерзших приморцев совещания кабинета министров – а это 250 миллионов рублей, - направлены исключительно на доставку привозных углей. Это означает, что энергетическое сердце Приморья – “ЛуТЭК” по-прежнему остается в предынфарктном состоянии и стабилизацией здесь даже не пахнет – ни по большому счету, ни по маленькому.

Очередной “консилиум”, проведенный руководством РАО и Приморья в Лучегорске на пиковой неделе январского кризиса, вновь констатировал прежнюю болезнь – отсутствие запасов топлива, заставляющее подавать уголь к котлам прямо из-под лопат экскаваторов. О неприкосновенном запасе в 200 тысяч тонн здесь давно забыли – угольные склады оказались пустыми. Но еще хуже другое – непозволительно низкие “подготовленные запасы”, то есть практически вскрытый угольный пласт, с которого надо смести остатки породы и грузить его в самосвалы. При норме вскрыши в 900 тысяч тонн объемы подготовленных запасов составляют на сегодня лишь 95 тыс. тонн. Поэтому любая авария в отсутствие возможности перебросить добычу в запасной забой приводит к фатальным последствиям.

По словам начальника горного производства “ЛуТЭКа” Сергея Плотникова, при требуемых для своевременных вскрышных работ 32 бульдозерах на новом втором разрезе работает всего пять. По минимальным прикидкам руководства комплекса, для первоочередных работ по подготовке запасов нужно 250 миллионов рублей. Губернатор Приморья по итогам своего визита в Лучегорск назвал более адекватную цифру – 400 миллионов. Однако денег дали по минимуму, к тому же правительственная ссуда уйдет на совсем другие счета.

По итогам совещания правительство распорядилось прекратить все отключения света в Приморье к 1 февраля. Можно было бы заметить, что с 1 марта, с наступлением весны проблема исчезнет сама собой, но именно в марте-апреле прогнозируется очередной объективно-субъективный провал на "ЛуТЭКе", вызванный сезонными причинами. "Это единственный угольный разрез в стране, работающий в системе РАО "ЕЭС", поэтому энергетики, видимо, еще не поняли, что добыча угля – это дотационный процесс, требующий постоянных инвестиций", - говорили корреспондентам "В" в дирекции "ЛуТЭКа". Уровень понимания, к сожалению, ограничился лишь кадровым решением – поменяли начальника Лучегорского разреза, хотя претензий к коллективу угольщиков в эти январские морозы не было и быть не могло.

Приехавший решать приморские проблемы заместитель председателя правления РАО "ЕЭС" Анатолий Копсов не мог не проявить умеренную самокритичность. Он заявил, что РАО "ЕЭС России" недостаточно правильно выбрало тактику и стратегию по развитию ЗАО "ЛуТЭК", комментируя причины регулярных сбоев в работе крупнейшего энергопредприятия Приморья. "ЛуТЭК" – единственное подразделение РАО "ЕЭС России", где сосредоточены и генерирующие мощности, и добыча угля. К сожалению, пока не могу сказать, что мы с этим своим объектом справляемся", - признал Анатолий Копсов. Помимо дипломатичного самобичевания Копсов сказал, что в ближайшее время РАО "ЕЭС" планирует направить дополнительные финансовые средства для приобретения техники для "ЛуТЭКа", проведения электрификации внутриплощадочных транспортных железнодорожных путей. Замена тепловозов, неспособных преодолевать сколько-нибудь крутые склоны, на электровозы давно является жизненной необходимостью (кстати, январская авария на "ЛуТЭКе", о которой так много говорили в СМИ и которую сами горняки называют вполне рядовой, была связана именно со сходом тепловоза с рельсов и разрушением подъездных путей). Однако не останутся ли планы ведомства Чубайса только констатацией очевидного, не станут ли они благими намерениями, ведущими в ад очередного энергокризиса?

Автор: Александр КАРТАШОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"