Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Она летела с высоты шесть километров

Что чувствует человек, когда падает с потерпевшего катастрофу самолета? Можно ли пережить удар о землю после падения с высоты нескольких километров? И можно ли потом вести полноценную жизнь, работать, заводить и воспитывать детей? Москвичка Лариса Совицкая, которой сейчас 39 лет, долго молчала о том, что случилось 24 августа 1981 года. О том, что тогда произошло, она рассказала только недавно.
Что чувствует человек, когда падает с потерпевшего катастрофу самолета? Можно ли пережить удар о землю после падения с высоты нескольких километров? И можно ли потом вести полноценную жизнь, работать, заводить и воспитывать детей? Москвичка Лариса Совицкая, которой сейчас 39 лет, долго молчала о том, что случилось 24 августа 1981 года. О том, что тогда произошло, она рассказала только недавно.

В тот день 20-летняя Лариса Совицкая и ее муж Владимир возвращались домой, в Благовещенск, из Комсомольска-на-Амуре. У Ларисы еще до начала рейса было совершенно нерациональное, необъяснимое предчувствие. Она не хотела лететь этим рейсом и просила мужа купить билеты на другое число. Муж, однако, взял именно эти билеты, потому что на другое число билетов просто не было. Им предстояло лететь на “Ан-24”. На борту было около 30 пассажиров. Из-за задержки рейса Лариса с мужем полдня сидели в аэропорту. Погода была плохая, и они ждали, когда рассеются облака. Наконец объявили посадку.

“В самолете, когда мы уже сели, опять мне что-то не понравилось, и я пересела через один ряд, ближе к хвосту самолета, - рассказывает Лариса. - Непонятно, чем это было обусловлено, но, возможно, именно это спасло мне жизнь”.

В самолете Лариса очень быстро уснула и проспала практически весь полет.

“Я проснулась от удара”, - вспоминает Лариса.

Удар

Только через много лет она узнала, что тогда произошло. Пассажирский самолет, в котором летели Совицкие, столкнулся с бомбардировщиком “Ту-16”, который практически вскрыл обшивку пассажирского самолета, разорвав его на части, и оторвал оба крыла.

“Первые мои ощущения были - как будто взрыв произошел, - говорит Совицкая. - Самолет сразу разрушился, и осталась нижняя его часть. А над головой было небо, облака. Был грохот, очень сильно кричали люди, визг металла, звуки были невообразимые. Это было, когда я проснулась”.

В следующий момент Лариса поняла, что ее муж погиб. “Я знала, что со мной очень скоро произойдет то же самое, что и с ним. Я мысленно попрощалась с мужем и стала ждать удара о землю”.

Кино

Лариса летела несколько минут. Она падала сквозь туман с высоты почти шесть километров.

Кусок самолета разломился на части, и ее выбросило в проход между кресел на кусок металла. “Был сильный удар, при этом я получила несколько переломов. И здесь я поняла, что если я буду падать в таком положении, то мне будет очень больно”. В этот момент перед глазами Ларисы встал кадр из фильма, который она смотрела за год до полета. Это был итальянский фильм “Чудеса еще случаются”. Перед глазами Ларисы возникла картинка из этого фильма, где девочка падала, сидя в кресле.

“Если первую половину моего падения я ждала смерти, то потом стала бороться, - рассказывает Лариса. - Я поняла, что нужно сесть в кресло. Тогда не будет этой боли от металла”.

Ожидание земли

Падая на разваливающемся куске самолета, Лариса перебралась в кресло, расположенное ближе к иллюминатору, села в него и стала ждать землю. Лариса описывает свое состояние как такое, в котором действия опережали мысли.

“Я вначале делала, потом удивлялась, зачем я это сделала. Потом оказалось, все действия правильные были. Возможно, единственно правильные”.

После того как Лариса села в кресло, она думала только о том, что “мне нужно успеть увидеть землю, сам момент, мгновение касания земли”.

“Почему-то я решила, что мне нужно сгруппироваться. Когда вы летите на самолете, вам говорят, что при ударе нужно пригнуть голову к коленям. Это все неправильно. Нужно со всей силы отталкиваться от земли.

Я отталкивалась руками-ногами от пола, ручек кресел. Земля появилась внезапно, такой сполох зеленый - вначале туман, а потом брызнуло зеленью. Это были березы”.

Кусок самолета, в котором летела Лариса, упал на остров берез в тайге. Деревья приняли удар на себя, спружинили. “Я оттолкнулась так - не знаю с какой силой, но это меня и спасло”.

Боль

“Я потеряла сознание от удара. Был очень сильный удар, очень больно. Сравнить это не с чем. Такое впечатление, что каждая клеточка тела взорвалась. Я стараюсь реже об этом вспоминать, потому что очень тяжело”.

Ее нашли только на третьи сутки. В непроходимой тайге, куда попала Лариса, куски самолетов раскидало на семь километров.

Прошел дождь, и двое суток поиски были сильно затруднены. Искали, конечно, не выживших людей - собирали тела погибших. Никто не верил, что кто-то может остаться в живых. Лариса очнулась через пять часов после падения.

Время

“Часы у меня не остановились. Было уже восемь вечера. Я не знала, во сколько мы упали, это потом мне сказали, что было 15.20. Часы мне подарил муж буквально перед этой поездкой, обыкновенные маленькие часики такие, марки “Чайка”. Мое имя в переводе тоже означает “чайка”.

Очнувшись, Лариса увидела своего мужа и еще двоих мертвых пассажиров.

“Я не видела лиц этих людей, потому что они лежали вниз лицами. Я считаю, мне повезло, я только мужа видела своего. А остальных рядом никого не было”.

На третьи сутки, когда кончился дождь, над ее головой стали летать самолеты и вертолеты.

Тайга

Ночью в тайге было холодно, шел дождь, “Я была в шоке все три дня. У меня было несколько повреждений позвоночника, сломана рука, ребро, повреждена нога”.

Лариса тем не менее умудрялась ходить и даже соорудила навес от дождя.

“Чтобы немножко согреться, я сняла чехлы с кресел, чтобы ими укрыться. Они хоть и были мокрые от дождя, но очень холодно было. Есть я ничего не смогла, а вода там была - в лесу шел дождь”.

Ее нашли, когда она сама уже решила идти искать людей. “Правда, отошла я недалеко от места падения. Там были ягоды у дороги, но есть я их не смогла, потому что они были кислые. Когда люди меня увидели, у них, наверное, шок был побольше, чем у меня. Я была синенькая вся, в синяках от ударов. Я в краске была, замечательная картина, наверное”.

Комедия положений

Лариса вспоминает, как ей было смешно, когда она увидела спасателей.

“Это были солдатики. Там была тайга, комары, они опустили пилотки, ушки вниз, у них очень забавный был вид. Они на меня смотрели круглыми глазами, а я на них. Я не могла понять, что у них на голове надето”.

Чтобы посадить вертолет, спасатели должны были спилить оставшиеся березы. Спасатели предложили перенести Ларису в самолет. Она отказалась, потому что думала, что в состоянии ходить. “Я попробовала встать и не смогла”.

После этого Лариса две недели не могла ни двигаться, ни переворачиваться сама. Врачи, однако, не дали ей инвалидности, потому что она мало-помалу вернулась к нормальной жизни. “Аэрофлот” заплатил ей 75 рублей компенсации. Если бы она погибла, компенсация составила бы 300 рублей.

“О том, что произошло на самом деле, я узнала через восемь лет. Мне прислали выписку из постановления о прекращении уголовного дела”.

В деле о столкновении двух самолетов Лариса проходила свидетелем. Виновными признали летчиков, одного и второго, но они погибли во время столкновения. После того как Лариса выжила, ей дали понять, что о случившемся лучше помалкивать.

Сын

“Через четыре года я решила, что мне пора родить сына. И я родила”.

Лариса думала, что ей нужно родить сына, пока она еще достаточно сильна для этого. Она не вышла замуж, потому что “память о муже была еще слишком сильна”. Через 10 лет Совицкая переехала из Благовещенска в Москву. Сейчас ее сыну уже 15. Он увлекается компьютерами. Лариса Совицкая до сих пор летает самолетами. Она не боится. Ее сын может летать только тогда, когда рядом мама.

Автор : Игорь Шнуренко, Интернет

comments powered by Disqus
В этом номере:
“Дальрыббанк” вновь в игре. Мировой

Акционерный коммерческий “Дальрыббанк” начал выплачивать многочисленные долги – как частным вкладчикам, среди которых немало пенсионеров, так и юридическим лицам. “Процесс пошел” благодаря решению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа.

В борьбе с морозом выигрывают “пазики”

Русский мороз не только остановил немецкие танки под Москвой, но и озадачил нынешней зимой приморских транспортников. В частности, в Находке более половины машин автобусного парка не вышли на городские маршруты. Например, утром 16 января на линии находилось 16 из 40 автобусов муниципального АТП-1 и 25 частных машин. Об этом сообщил сотрудник пресс-службы находкинской администрации Алексей Магаляс.

13 тонн книг из Калифорнии

На адрес находкинского отделения “Ротари-клуба” пришла необычная посылка. Она составляла контейнер с книгами весом в 13 тонн.

Политехники в морской словарь забрались

Более 3 тысяч биографий флотоводцев, мореплавателей, героев морских сражений, исследователей, создателей судов и кораблей, тружеников гражданского флота попали в новый “Словарь биографический морской”, который вышел в издательстве “Logos” в Санкт-Петербурге по заказу военно-исторического центра при правительстве РФ.

Регион подтолкнет наука

“Образовательная, научная, научно-техническая и инновационная деятельность Дальнего Востока и Забайкалья” - так будет называться обширная межведомственная программа, решение о формировании которой принято на днях во Владивостоке.

Последние номера