Не оплатит, так отсидит

В прокуратуре Первореченского района закончено уголовное дело о разливе ртути на улице Руднева во Владивостоке. Пять месяцев назад это происшествие потрясло не только жителей краевого центра, но и всю страну – репортажи из старой пятиэтажки были показаны по всем центральным телеканалам.

11 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №910 от 11 янв. 2001
В прокуратуре Первореченского района закончено уголовное дело о разливе ртути на улице Руднева во Владивостоке. Пять месяцев назад это происшествие потрясло не только жителей краевого центра, но и всю страну – репортажи из старой пятиэтажки были показаны по всем центральным телеканалам.

Как рассказал заместитель прокурора Первореченского района Юрий Авраменко, подозреваемого удалось установить очень быстро. Им оказался житель того самого пострадавшего подъезда гражданин Б. Тогда он возглавлял один из отделов Первореченского РОВД.

Ртуть в доме была разлита в ночь с 26 на 27 августа, а 12 сентября было заведено уголовное дело. Логично посчитав, что ртуть - ядовитое вещество, в Первореченской прокуратуре возбудили дело по ст. 234 УК РФ - “незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта”. Но потом выяснилось, что в законодательстве есть пробелы: металлическая ртуть, несмотря на очевидную зловредность ее испарений, в официальный список ядовитых веществ не входит. Поэтому дело пришлось переквалифицировать на ч. 2 ст. 168 УК - “уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем неосторожного обращения с источником повышенной опасности”.

Картина преступления выглядела так: заслуженный милиционер, прошедший Чечню и имеющий государственные награды, поехал в служебную командировку в поселок Ольга разыскивать пропавшего во Владивостоке ольгинца. Там Б. познакомился с женой и другом пропавшего. Жена того человека, которого искал Б., сказала, что пропавший муж держал в гараже два огнетушителя с ртутью. Б. уговорил нового знакомого отвезти груз на его машине во Владивосток.

Позднее, в кабинете следователя, Б. пояснял, что хотел сдать ртуть в управление МЧС, так что наличие “цели сбыта” доказать тоже не удалось. Но работники прокуратуры относятся к этому скептически: при проведении демеркуризационных мероприятий в подъезде было собрано почти 140 килограммов ртути. Китайцы на черном рынке дают за “жидкое серебро” по 200–300 долларов за килограмм, так что соблазн был немаленький.

По дороге до Владивостока Б. изрядно выпил и уронил мешок с заполненными ртутью огнетушителями в подъезде. Он был настолько пьян, что даже не мог попасть ключом в замочную скважину и, пытаясь открыть дверь, наделал много шума. Соседи вышли помочь, увидели мешок, спросили у Б., что с ним делать. Б. сказал – несите в дом, и тут же “отрубился”, а соседи, обнаружив, что из мешка ручьем течет ртуть, вызвали милицию.

Теперь в вину Б. вменяется преступная небрежность – он, не предвидев возможности наступления общественно опасных последствий, не обеспечил условий безопасной транспортировки металлической ртути, в результате чего произошел ее разлив в количестве около 140 килограммов.

Эта преступная небрежность вылилась в демеркуризационные мероприятия на сумму 1 миллион 27 тысяч рублей. Однако до конца ущерб еще не подсчитан – летом вокруг дома придется вырубать деревья и сажать новые.

Если суд признает вину Б. (в чем прокуратура не сомневается, поскольку следователи собрали крепкую доказательную базу), то ему грозит заключение на срок до двух лет. А вот взыскать с него за причиненный ущерб, увы, не удастся – слишком уж велика сумма.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, "Владивосток"