Как айсберг в океане…

На этой неделе в поселке Новошахтинском еще не отапливался десяток жилых пятиэтажек. - То, что происходит нынешней зимой в поселке – преступление по отношению к нам, его жителям, - наперебой говорили корреспондентам "В" люди, собравшиеся у своего дома №18 на улице Ленинской.

11 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №910 от 11 янв. 2001
 На этой неделе в поселке Новошахтинском еще не отапливался десяток жилых пятиэтажек. - То, что происходит нынешней зимой в поселке – преступление по отношению к нам, его жителям, - наперебой говорили корреспондентам "В" люди, собравшиеся у своего дома №18 на улице Ленинской.

К слову, собрались-то они здесь отнюдь не на митинг и не для встречи с журналистами: мужчины сновали с трубами, паяльными лампами и сварочными аппаратами в подвал, женщины с пустыми ведрами второй час безуспешно ожидали водовозку.

На дворе стоит мороз, который тут, в Михайловском районе, достигает 35 градусов, а в этом и в домах № 15, 16, 22 на Ленинской улице, в домах № 6, 8, 9, 10 на Юбилейной нет тепла, воды, нельзя пользоваться туалетами – замерзли канализационные трубы.

Безвылазно сидит в тесной кухоньке с постоянно включенной двухконфорочной плиткой инвалид на костылях Рафик Галямов. Его жена Зинаида Петровна то идет на улицу водовозку караулить, то выносит на помойку туалетное ведро, то с ужасом вглядывается в счетчик:

- Чем платить будем за свет, не знаю. У меня пенсия 814 рублей, у Рафика Хасановича по инвалидности и того меньше, а нажгли за месяц на тысячу. Но совсем в холоде жить-то невыносимо!

И пускай районные и краевые руководители говорят, что чрезвычайная ситуация в поселке возникла вследствие случившейся 29 декабря аварии, для самих-то новошахтинцев не секрет: кошмар этого зимнего бытования в промороженных квартирах был “запрограммирован” давным-давно.

- Основной силовой кабель нашего поселка “щелкнул” еще в мае. Это все знают, - вздыхает Валентина Негороженко из дома № 15 на Ленинской. – Но его не заменили, а стали эксплуатировать второй, запасной – так называемый аварийный. Хоть бы воздушку пробросили! Нет, понадеялись на авось, мол, пронесет, как-нибудь пройдет поселок зиму. А второй-то кабель и не выдержал, когда дома стали подключать к теплу и нагрузка возросла.

К своему централизованному теплоснабжению поселок, состоящий в основном из панельных пятиэтажных домов, подключался, как говорится, поэтапно, медленно, со сбоями. В квартирах тех домов, куда уже подали тепло, температура не поднималась выше 10-12 градусов. Естественно, в ход пошли разнообразные электрообогреватели. На такой массовый напряг “аварийный” кабель и ответил декабрьской аварией, в результате которой обесточилась поселковая котельная.

- Если бы тогда сразу из теплосети слили воду на время ремонта энергохозяйства, то система бы уцелела, - не без оснований считает Валерий Харлов и другие жители улицы Ленинской.

Но местные коммунальщики и поселковая администрация опять растерялись, опять промедлили, как тогда, в мае. Так что вовремя из теплосети не слили воду, она замерзла, и по всему поселку полопались как трубы самой трассы, так и радиаторы в квартирах. Все это пришлось заменять, сваривать, починять.

- Ну и прислали нам на весь огромный дом двух слесарей, - возмущается Людмила Тарахтей и ее соседки по дому № 18 на Ленинской, - разве они могут с подобным объемом работы вдвоем-то справиться? Возились, возились, а толку – чуть. Два дня назад наши мужья сами взялись за сварку. Отработают у себя на угольном разрезе смену, наскоро перекусят – и в подвал. В большинстве-то квартир уже поменяли треснувшие батареи, а вот трубы в подвалах…...

Уже после ЧП выяснилось, что трубы-то в подвалах новошахтинских пятиэтажек прогнили – дырка на дырке. Их никто никогда не ремонтировал. Вырезать прохудившиеся участки и приваривать на их место новые трубы пришлось именно сейчас, в стылом январе, когда в квартирах у 10-тысячного населения поселка температура минусовая.

- У нас минус десять градусов в комнате, в которую не заходим, и плюс пять в той, где теперь живем и отапливаем электрообогревателем, - сетует Екатерина Самойлова. – Аня и Таня, дочки, переселились пока к моей маме, а мы с мужем по очереди здесь ночуем, иначе квартиру ограбят. Таких случаев немало.

К слову, более трехсот детей, в основном школьного возраста, из промороженного поселка благодаря профкому угольщиков вывезли – в артемовский профилакторий “Уголек” и во владивостокский санаторий “Садгород”. А вот с малышами как быть? Всеми возможными способами обогревают свою шестимесячную Леночку Инна и Сергей Гончарук. А Наталья Ващук, которая живет в доме, уже подключенном к теплу, потеснила собственных трех ребят и взяла к себе детей своих подруг, в том числе четырехмесячную Танюшку.

Повсюду нынче горят в поселке огни. Это не электрический свет – он то тут, то там зачастую гаснет, ведь щитки от натуги трещат, замыкание выбивает пробки. Горят огни паяльных ламп, которыми отогревают замерзшие трубы, сварочных аппаратов, коими нынче вооружились экскаваторщики разрезоуправления “Новошахтинское”.

Тем временем в поселковой администрации работает штаб по ликвидации последствий случившейся 29 декабря аварии. Именно в штабе можно встретить руководителя местного “ЖилРЭПа”, то бишь управдома Анатолия Клышко, главу администрации поселка Надежду Морозову, возглавляющего районную администрацию Чеботкова.

- В наших домах, в этих аварийных подвалах мы их не видели, - возмущаются Екатерина Самойлова, Людмила Дорогань и десятки прочих обитателей выстуженного жилья. – Ходим в штаб и там выпрашиваем батареи взамен лопнувших. По большому счету начальству наплевать, как мы выживаем в таких условиях. Начальники-то в других живут.

И как осуждать озлобившихся людей, уже готовых идти громить так непохожее на их собственное жилье руководителя “ЖилРЭПа”? Рядом с окруженными огоньками паяльных ламп и сварочных аппаратов холодными обезвоженными пятиэтажками стоит за мощным забором красивый коттедж Анатолия Михайловича – с исправным отоплением, жаркой сауной и артезианской скважиной во дворе. У новошахтинцев при взгляде на это благополучие невольно складывается впечатление, что подведомственное ему жилищное хозяйство поселка Клышко довел до крайне запущенного состояния потому, что занимался доведением до состояния идеального хозяйства личного.

Похоже, так оно и есть.

Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"