Молимся без устава- платим

В Приморье закончились все сроки легализации религиозных общин. В новогоднюю ночь подходят к концу сроки перерегистрации религиозных организаций в России. Напомним, что в марте этого года закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” пополнился принципиальной президентской поправкой о годовой отсрочке данной процедуры. Тем общинам, что заявили о себе еще до принятия новой редакции закона, до конца года дали шанс привести в порядок учредительные документы и существовать на законных основаниях. Впрочем, как показала жизнь, часть “духовного сектора” не очень-то и стремится узаконить свою работу. “Монастырские уставы” порой идут вразрез с установками государевых мужей, общественности, а главное – общего для всех закона. А о пагубном воздействии некоторых учений на здоровье людей речь заходит в последнюю очередь…

26 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №903 от 26 дек. 2000
В Приморье закончились все сроки легализации религиозных общин. В новогоднюю ночь подходят к концу сроки перерегистрации религиозных организаций в России. Напомним, что в марте этого года закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” пополнился принципиальной президентской поправкой о годовой отсрочке данной процедуры. Тем общинам, что заявили о себе еще до принятия новой редакции закона, до конца года дали шанс привести в порядок учредительные документы и существовать на законных основаниях. Впрочем, как показала жизнь, часть “духовного сектора” не очень-то и стремится узаконить свою работу. “Монастырские уставы” порой идут вразрез с установками государевых мужей, общественности, а главное – общего для всех закона. А о пагубном воздействии некоторых учений на здоровье людей речь заходит в последнюю очередь…

ДУХОВНЫЙ ИМПОРТ

По словам руководителя отдела управления юстиции АПК Дмитрия Владимирова, за две недели до конца сроков 19 религиозных организаций из числа ранее оформленных все еще не прошли перерегистрацию. Приморье в этом плане еще не самый отстающий регион. По декабрьским данным Минюста, оформилось всего 56 процентов зарегистрированных в России религиозных организаций. Среди причин низких темпов – недостаточная активность руководителей конфессий по приведению уставных документов в соответствие с требованиями закона.

Но есть и другие цифры, без которых нельзя говорить о реальной ситуации. У нас в крае свыше 50 религиозных общин и групп вообще не состоят в административном реестре и при этом успешно работают с населением. Помнится, радикальные российские политики типа Жириновского после появления поправки встали на дыбы: годичную отсрочку придумали, чтобы экстремисты вроде “АУМ синрике” смогли легализоваться. Но на самом деле отдельным сектантам не представляется сложным действовать вообще вне правового поля.

Дело в том, что молодым “импортным” организациям, не имеющим в запасе 15-летнего пребывания в России, регистрация не сулит ничего хорошего, кроме неприятной подотчетности. Состоит она в том, что группа (так юридически обозначается “несовершеннолетнее” церковное образование) должна каждый год информировать управление юстиции о своих явках. Но так как на этих сборищах не несколько десятков ортодоксов и они молятся отнюдь не на “квартирниках”, а в арендованных культурных залах, то, понятно, никто не стремится светиться. У “несовершеннолетних” общин, кстати говоря, нет таких прав, как возможность приглашать иностранных проповедников, создавать образовательные учреждения и читать лекции в средних школах. Они вообще не должны проповедовать в специальных учреждениях и распространять литературу. Не говоря уже о такой приятной мелочи, как отсрочка от армии для священников. Однако группы преспокойно функционируют, и приверженцев у них меньше не становится.

Александр Коломеец, заместитель главного врача Владивостокской психиатрической больницы, несколько лет состоявший в экспертно-консультативном совете по свободе совести и вероисповеданиям при администрации края, взял в свое время самоотвод. В том числе и потому, что нужный в принципе орган обладает всего лишь рекомендательным голосом. Все его участники, несмотря на солидный статус органа, высказываются как частные лица. И если, положим, учение какой-либо местной секты они и признавали деструктивным, то дальше формулировки дело не доходило. Силовых полномочий у совета нет – все в конце концов определит суд.

- Почему мы наблюдаем откровенный бардак в этой области? Дело в том, что во всех сектантских методах проявляется нетерпеливость. Ведь нужно как можно быстрее набрать свою паству. С этим соседствует желание повелевать, обогатиться морально и материально. Не до закона! Я хочу уточнить, что этой самой жаждой власти обладают абсолютно все конфессии, даже “традиционные”. Иначе вряд ли имели место все те межрелигиозные столкновения, какими насыщена мировая история. Другое дело, что основатели и лидеры “новых культов” вдобавок ко всему профессионально подготовлены в области психотехнологий. Кстати, в меньшей степени с этим знакомы православные священники.

Это к тому, что лидеры многих общин переступают всякие принципы для конечного результата – привлечения будущего адепта. Но психотехнологии важны при непосредственном попадании человека в лоно организации. Для начала его нужно завлечь.

Мормоны учат горожан английскому и как бы косвенно делают себе пиар, а иногда, как это было недавно, организуют “дни открытых дверей” для всех желающих. Корейские общины берут своей благотворительностью. Помнится, в начале 90-х пресвитериане выдавали по мешку риса каждому, кто приходит на богослужения. Одиозная “Церковь Христа” “отслеживает” морально неустойчивых студентов, начиная библейские беседы в самых неожиданных местах.

Сильный козырь при вербовке – обещание пророка. Неизменно импортного и владеющего чудесами исцеления. Пятидесятническая община “Центр Бога Живого” (со штаб-квартирой в поселке Трудовое) побила все рекорды, пригласив в Приморье в течение двух лет 57 проповедников. Посланцы Японии, Мексики, Перу, Австралии, Канады, США, Швеции, Новой Зеландии учили местных верующих, как нужно правильно справлять религиозные нужды. Историю их приезда я обнаружил в запросах об официальной аккредитации. Все вроде чисто, так как пятидесятники у нас числятся в законопослушных и юридического термина “организация” они заслужили годами своей деятельности в России. Но и здесь закон в отдельных моментах, как говорится, коту под хвост. В рекламе о фестивале “Иисус-2000” на “Динамо” пятидесятники не указали, что действо станет религиозным. А недавно власти обнаружили, что их собственная духовная семинария “Вера действия”, напрямую управляемая из Новой Зеландии, вот уже как четыре года была незалицензирована.

Зинаиде Заике, председателю краевого комитета по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями, очень часто приходится “учить” власть имущих из приморской глубинки не приглашать иностранных миссионеров только для того, “чтоб они научили нас проповедовать”. “Очень часто, - рассказывает она, - из самого собеседования видно, что некоторые из пророков нездоровы. В нынешнем году, по данным комитета, в Приморье побывало 600 заморских мессий, отдельные получили виды на постоянное жительство. Теперь посчитайте, сколько у нас пророков в родном Отечестве на каждого отдельного жителя”.

БОГ ИНКОРПОРЕЙТЕД: МОЖНО ЗАБОЛЕТЬ!

В центр дианетики, известную своими “подвигами” тоталитарную секту коммерческой ориентации, я попал случайно. Приятели-студенты посоветовали съездить в здание педучилища, где расположена некая организация, бесплатно проводящая тренинги на интеллект. И все туда буквально ринулись, не зная даже, кто это проводит и зачем (вот как можно технично завлечь!). Вопросов было более двухсот, по окончании заполнения анкет парень извлек из компьютера готовую диаграмму. И что же получилось, на что годятся мозги автора этих строк? Да ни на что – лечиться нужно. Высокие показатели активности и настойчивости в моем характере, оказалось, сочетаются с депрессивностью, неотзывчивостью и безответственностью. На листочке вычертили загадочную аббревиатуру “ДС” (“Для семинара”??). Только одитинг, процедура душевного излечения, спасет заблудившуюся душу, заверили “доктора”. Больше меня в центре дианетики не видели. Но так как эти ребята записали подробные координаты, вот уже три года высылают газеты, листовки и призывы любить великого гуманиста всех времен и народов Рона Хаббарда.

К сведению, последнюю попытку зарегистрироваться в качестве общественной и даже коммерческой организации местный центр дианетики предпринял в январе 2000 года. Но власти не пошли навстречу сайентологам, и наши герои по-прежнему вынуждены периодически менять явки. То их видели на Некрасовской, то близ Дома офицеров флота, а другой раз – в стенах ДКЖД. Чем больше вы связаны с дианетикой, тем больше с вас возьмут денег. А вот местные Свидетели Иеговы рассказали мне, что дело-де не в меркантильности. Просто иначе, дескать, религиозным организациям не выжить. С адептов там собирают пожертвования на две “статьи”: “всемирное дело” (закупка и пересылка литературы из-за рубежа) и “нужды Собрания” (аренда залов, покупка аппаратуры, расходы на бумагу). Расходы вплоть до мелочей отражаются у иеговистов в специальной финансовой “резолюции”.

Александр Коломеец:

- Люди не понимают подвоха в том, что совмещаются гуманистические интересы и деньги. Разве делал Христос свое дело за пожертвования?!

Между тем во Владивостоке очень мало профессиональных специалистов по психиатрии, которые смогли бы реабилитировать жертв деструктивного воздействия отдельных религий. Наша психиатрическая клиника для этого не предназначена, а потребности растут. Поэтому в городе все больше разговоров о создании частной социальной лечебницы, где можно было бы “возвращать к жизни” пострадавших.

Кстати, первые Свидетели Иеговы на территории Приморья были ссыльными зеками и находились главным образом в находкинских пересыльных лагерях. Организация без проблем прошла перерегистрацию, что, впрочем, иногда не мешает ей привлекать на свои собрания несовершеннолетних. По этому поводу между контролирующими органами и Свидетелями проходило уже не одно разбирательство.

А теперь представьте себе, что будет (не дай Л.Рон Хаббард случиться!), если человек после сайентологических процедур получит психическое расстройство? Такая возможность не исключена хотя бы потому, что еще в 1996 году Минздрав признал дианетические методы в медицине вредными для здоровья. И речь, между прочим, идет не только о деструктивных культах. Пресвитерианские церкви из Южной Кореи оказались едва ли не самыми проворными на законодательном поле. Воспользовавшись конфессиональной родственностью с баптистами и христианами Веры Евангельской (которым у нас больше века), их лидеры вошли под патронаж этих российских старожилов и преспокойно зарегистрировались в качестве религиозных организаций. Но время от времени даже к нам в редакцию попадают письма от родителей, чьи дети после общения с корейцами вынуждены были ложиться в психбольницы.

А НА НЕТ И СУДА НЕТ?

Кстати, не так давно во Владивостоке проходил форум “межконфессиональное и межнациональное развитие: опыт, сотрудничество, проблемы, перспективы”. Власти не посчитали нужным пригласить на диалог местные организации вроде “Церкви Христа” и “Церкви объединения”. Их официально как бы не существует в природе! Между тем вопрос о национальной обороне от “духовной агрессии” уже давно назрел. Церковное право не мобильно. Известный религиовед и государственный деятель Вячеслав Полосин как-то заявил, что России необходим полномочный государственный орган, который смог бы разбираться по каждой религиозной коллизии. Особенно нуждается в нем глубинка, где “вместо того, чтобы выявлять деструктивные культы, наносящие реальный вред человеку и обществу, местные органы власти часто действуют по принципу “нравится - не нравится” и устраивают гонения на безобидных верующих”.

Или наоборот. Как, например, в Дальнереченском районе. Там дали добро селиться в одном из сел переселенцам – корейцам, сторонникам одного из религиозных направлений. И недавно между милицией, проверяющей паспортный режим, и членами общины произошла стычка. Постреляв в воздух, милиционеры спаслись бегством. Иначе их просто бы перевернули в “уазике”.

По закону религиозную организацию можно спокойно ликвидировать за посягательство на свободу гражданина, нанесение ущерба нравственности, здоровью. За принуждение последователей отказаться в пользу церкви от имущества. Но практика свидетельствует, что данные формулировки, как и вообще механизм церковно-государственных отношений, своей расплывчатостью и неконкретностью не выдерживают никакой критики.

Как только лидеры организаций чувствуют перспективу “наката” со стороны юридических органов, они уходят под “крышу” в виде каких-либо фондов и общественных организаций (как у нас было с приверженцами Муна). А потом годами длятся судебные процессы, где юристы доказывают, что общественные организации не по уставу рекламируют пантеоны богов и берут еще за это деньги. Работу прохиндеев судебным решением временно приостанавливают. Мигом те же лица придумывают новое название, и все начинается сначала… Кажется, что с началом нового тысячелетия бардаку в самой деликатной и потому требующей особого внимания от властей области человеческих отношений так и не придет конец.

Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток", Юрий МАЛЬЦЕВ (фото),специально для "В"