Единый социальный налог

С 1 января 2001 года в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса уплата страховых взносов во внебюджетные фонды заменяется уплатой единого социального налога (взноса), который будет зачисляться в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

26 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №903 от 26 дек. 2000
С 1 января 2001 года в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса уплата страховых взносов во внебюджетные фонды заменяется уплатой единого социального налога (взноса), который будет зачисляться в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Налогоплательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам (организации, индивидуальные предприниматели, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица), лица, осуществляющие индивидуальную (частную) деятельность (индивидуальные предприниматели, адвокаты и др.).

Поскольку физические лица, не являющиеся ни работодателями, ни предпринимателями, занимающимися индивидуальными видами деятельности, не являются плательщиками единого социального налога, то с 1 января 2001 года не будет производиться удержание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ из сумм, начисленных физическим лицам (1%).

В соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для работодателей будут являться выплаты, вознаграждения, иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

При определении налоговой базы будут учитываться все доходы (кроме тех, которые не подлежат налогообложению), начисленные работодателями работникам в денежной форме или в натуральной, в виде предоставленных работникам материальных, социальных и иных благ в виде материальной выгоды.

Порядок определения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу практически совпадает с порядком определения базы по налогу на доходы физических лиц. По большинству позиций совпадают и перечни доходов, не включаемых в состав доходов, подлежащих налогообложению указанными налогами.

Единый социальный налог (взнос) исчисляется по регрессивной шкале ставок. Но право на применение регрессивной шкалы налоговых ставок в течение 2001 года возникнет в том случае, если фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды во II полугодии 2000 года, превышал 25000 рублей.

Ставки единого социального налога установлены ст. 241 Налогового кодекса РФ. Несмотря на то, что речь идет об одном (едином) налоге, фактически он представляет собой сумму выплат (взносов), начисленных по соответствующим ставкам в различные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) 28% +4,0% + 3,6% = 35,6%, что меньше суммарной ставки взносов, уплачиваемых на сегодняшний день во внебюджетные фонды на 2,9%.

Начиная с 1 января 2001 года взносы в государственный фонд занятости начисляться не будут.

Порядок исчисления единого социального налога налогоплательщиками-работодателями во многом совпадает с порядком исчисления налога на доходы физических лиц. Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.

Работодатели обязаны ежемесячно производить уплату авансовых платежей по налогу в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Работодатели должны вести учет сумм выплаченных им доходов и сумм, относящихся к этим доходам, отдельно по каждому работнику.

Налогоплательщики будут ежеквартально предоставлять в налоговые органы справки об авансовых платежах по единому социальному налогу, а по окончании календарного года будут сдавать налоговую декларацию, которая будет разработана МНС РФ.

Хотя отчеты во внебюджетные фонды сдаваться не будут, налогоплательщики должны представлять сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования в Пенсионный фонд РФ и представлять в сроки, установленные для уплаты налога, сведения в Фонд социального страхования РФ.

При предоставлении в 2000 году отчетности плательщики единого социального налога (взноса) должны представлять в государственные социальные фонды копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и провести выверку с фондами по уплате страховых взносов.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм может быть получен ими до 15.01.2001 г. от соответствующих фондов.

Плательщики единого социального налога должны представить в налоговый орган сведения о руководителе и главном бухгалтере организации с yказанием данных из документа, удостоверяющего личность, а также ИНН с приложением копии распорядительного документа либо выписки из него об их назначении.

В соответствии с пунктом 7 распоряжения правительства Российской Федерации от 16.10.2000 г.

№ 1462-р до окончания расчетов плательщиков взносов с соответствующими государственными социальными внебюджетными фондами по итогам 2000 года сохраняется прежний порядок зачисления поступающих средств на текущие счета государственных внебюджетных фондов. Следовательно, до 16.01.2001 года платежные документы оформляются в ранее установленном порядке.

Платежные поручения плательщиков взносов и инкассовые поручения фондов, не исполненные до 16 января 2001 года, будут возвращены банками для переоформления в связи с изменением реквизитов счетов, на которые будет зачисляться задолженность по взносам, пеням и штрафам в фонды.

Налогоплательщики должны переоформить платежные поручения с учетом вновь установленного порядка до 15 февраля 2001 года.