Cтрах сильнее разума

В одну из минувших ночей во Владивостоке на улице Луговой иномаркой была сбита 50-летняя женщина. По словам очевидца, машина после удара притормозила, из нее вышли водитель и две дамы-пассажирки. Оценив содеянное, лихая троица вернулась в авто и преспокойно умчалась в неизвестном направлении. Ни раскаяние, ни сострадание в эти души не постучались.

20 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №900 от 20 дек. 2000
В одну из минувших ночей во Владивостоке на улице Луговой иномаркой была сбита 50-летняя женщина. По словам очевидца, машина после удара притормозила, из нее вышли водитель и две дамы-пассажирки. Оценив содеянное, лихая троица вернулась в авто и преспокойно умчалась в неизвестном направлении. Ни раскаяние, ни сострадание в эти души не постучались.

А женщина, не дождавшаяся помощи, умирала на асфальте…

К сожалению, вышеприведенный случай – не единичный. Такие дорожно-транспортные происшествия называют “темными”. Ужас содеянного, боязнь ответственности, откровенный цинизм, подогретый алкоголем, – все это превращает человека разумного в существо, стремительно убегающее от собственного страха. За 10 месяцев 2000 года сотрудники ГИБДД Приморского края зарегистрировали более 530 подобных “темных” ДТП, в которых погибли или получили травмы люди. Это практически пятая часть всех трагедий, случившихся на приморских дорогах в текущем году. При этом больше половины “темных” аварий приходится на Владивосток.

В начале ноября на гострассе Находка – Лазо в нескольких метрах от проезжей части был обнаружен труп молодого мужчины, ставшего жертвой ДТП. По утверждению судмедэксперта, смерть наступила в течение суток с момента происшествия, а основной причиной гибели пешехода стал травматический шок. Пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях очень часто погибают из-за того, что им вовремя не оказывается медицинская помощь. Врачи позже констатируют: большая потеря крови и болевой шок стали причиной смерти. Драгоценные минуты были потеряны из-за того, что единственный человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, не проявил элементарного сострадания. Водитель, пытающийся скрыться от возмездия, скорее всего думает, что если его не поймали сразу, то в дальнейшем опасаться нечего. А сухая статистика утверждает обратное. В текущем году уже раскрыто 229 подобных преступлений - почти в два раза больше, чем в году минувшем. Огромное значение имеет тот факт, что в Приморской ГИБДД создана сегодня собственная информационная база разыскиваемого транспорта, в том числе – скрывшегося с места ДТП. Теперь инспектор на линии в состоянии проверить каждую машину, имеющую характерные повреждения. К тому же расследование “темных” происшествий длится долго и кропотливо.

К сожалению, розыскной работе очень мешает укоренившаяся нелюбовь русского человека к хождению по судам. Если и есть порой очевидцы происшествия, отыскать их бывает непросто. Случаи, когда свидетели сами обращаются в ГИБДД, можно пересчитать по пальцам. В наши дни равнодушное отношение к бедам ближнего своего стало своеобразной извращенной нормой. А ведь по горячим следам найти водителя, скрывшегося с места ДТП, гораздо проще. Люди не желают задумываться о том, что их безразличное отношение помогает виновному избежать наказания, тем самым провоцируя его на новые лихачества, а значит, на возможное совершение нового преступления! И неизвестно, кто в следующий раз окажется жертвой….

Наибольшее число подобных происшествий связано с наездом на пешеходов, в полном одиночестве бредущих по обочинам в темное время суток. Свидетелей, как правило, при этом не бывает, потерпевший ничего не заметил либо уже не сможет рассказать. Пешеходам стоит помнить, что соблюдать меры собственной безопасности гораздо проще, чем залечивать полученные травмы. Необходимо позаботиться, чтобы одежда содержала яркие, лучше всего – светоотражающие элементы, в ночное время можно нести в руке электрический фонарик. В этом случае водитель получит лишний шанс вовремя разглядеть человека на дороге и избежать столкновения. Ведь даже при скорости автомобиля 50 км/час существует 85 процентов вероятности того, что пешеход получит смертельные травмы. Ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра детей, даже если они играют во дворе собственного дома. Нередки случаи, когда водитель, сбивший ребенка, пользуется отсутствием взрослых свидетелей, чтобы благополучно сбежать.

Человек становится виновником дорожно-транспортного происшествия. В этом случае правила дорожного движения предписывают ему немедленно остановиться и не трогать с места транспортное средство, принять все меры для оказания пострадавшим медицинской помощи, а также сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия сотрудников дорожно-патрульной службы. Уезжать за деньгами для немедленного расчета или за приятелем-адвокатом не рекомендуется, для этого еще будет время. Напоминаем: оставление места дорожно-транспортного происшествия – необязательно паническое бегство куда глаза глядят.

Что же ждет того водителя, который изначально предполагал остаться неизвестным, но был пойман сотрудниками ГИБДД? Во многом это зависит от тяжести последствий дорожного происшествия. В том случае если в аварии погибли люди, гражданам были нанесены телесные повреждения или причинен значительный материальный ущерб, виновник аварии отвечает перед законом по ст. 264 УК РФ “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств”, которая сама по себе предусматривает такое суровое наказание, как лишение свободы на срок до 10 лет. Если же водитель-нарушитель при этом оставил место ДТП, то он попадает под действие еще одной, 265-й ст. УК РФ, согласно которой “наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового”. При наступлении особо тяжелых последствий суд имеет право присовокупить одно наказание к другому.

Однако бывает и так: дорожно-транспортное происшествие совершено, но не попадает под действие ст. 264 УК РФ. В этом случае оставление места ДТП водителем квалифицируется как административное правонарушение. Согласно ст. 165 Кодекса РФ об административных правонарушениях такая “спешка” повлечет за собой либо наложение солидного штрафа, либо лишение права управления транспортным средством на срок от 2 до 3 лет, либо исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 процентов заработка, либо административный арест на срок до 15 суток. При этом рассматривается отдельно факт нарушения ПДД, повлекший за собой столь неприятные последствия, и факт оставления водителем места происшествия, так что и наказан виновник будет отдельно за каждое правонарушение.

Возможно, кто-то скажет, что цена слишком высока. Но вспомните: за 10 месяцев этого года в Приморье в “темных” ДТП погибли 52 человека. Не исключено, что пострадавших удалось бы спасти, если бы им в первые минуты была оказана помощь.

Самый страшный пример – смерть молодой девушки, сбитой зимним вечером лихачом в иномарке. Дело было в сумерках. Девушка, стоявшая у обочины в ожидании знакомых, после наезда автомашины упала с откоса в кювет. Свидетелей не оказалось. Нетрезвый водитель не притормозил, чтобы взглянуть на пострадавшую. Позже он скажет, что даже не заметил падающую девушку. Но это будет потом. А пока что реальностью была холодная зимняя ночь и тяжело раненная девушка, замерзающая в снегу у дороги. Врачи утверждают: тогда, вечером, ее можно было спасти. Но утром в кювете был обнаружен труп – смерть наступила от переохлаждения. Нынешняя зима также обещает быть холодной и снежной. Страшно представить, что упомянутая жуткая история может повториться. Опять, забывая обо всем, водитель будет спасаться бегством. Его поступок, наверное, можно будет объяснить, но понять – нельзя. Ведь несмотря на паническое желание избежать наказания и животное чувство самосохранения, разум должен подсказать человеку, что бегство – это путь в никуда!

Автор: Ольга КЛИМАКОВА, пресс-служба УГИБДД края