Готовился в летчики, а стал рыбацким капитаном

Анатолий Федорович Лопатин, нынешний работник холдинговой компании “Дальморепродукт”, посвятивший морю всю свою жизнь, попал на флот совершенно случайно.

15 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №898 от 15 дек. 2000
Анатолий Федорович Лопатин, нынешний работник холдинговой компании “Дальморепродукт”, посвятивший морю всю свою жизнь, попал на флот совершенно случайно.

Его можно звать-величать теперь и ветераном, и морским волком, ибо только в “Дальморепродукте” он проработал 21 год! Недавно эта уважаемая рыбопромышленная компания отметила свое 70-летие, а немногим ранее в один год со своей фирмой он, А. Ф. Лопатин, отпраздновал свой 60-летний юбилей.

Пришел Анатолий Федорович в “Дальморепродукт” после окончания мореходного факультета Дальрыбвтуза - ему в ту пору было уже под 40, подрастали двое сыновей и дочка, а учился вопреки всем житейским трудностям на дневном отделении, будучи старше своих однокашников-курсантов на 15 лет. Его так и звали на курсе: отец наш или комиссар. Лопатина это нисколько не смущало, ведь главное: он получит добротное высшее образование и станет капитаном! И это тот паренек Толя Лопатин, который с детства так страстно мечтал о небе?!

Родился и вырос А. Лопатин в знаменитом тогда своей молодежной судьбой городе Комсомольске-на-Амуре. Столько событий проходило перед его глазами, такие интересные люди здесь жили и трудились, а какие знатные гости порой наезжали! Там в 1954 г. поступил Анатолий Лопатин в ФЗУ при заводе им. Ленинского комсомола учиться на токаря-фрезеровщика, а парторгом на завод в то время пришел Виктор Павлович Ломакин, ставший впоследствии первым секретарем Приморского крайкома партии. И действительно, заводская жизнь и все вокруг бурлило через край. Скоро Анатолий узнал, что из местного клуба ОСОАВИАХИМа вышел сам (!) легендарный летчик Маресьев. Загорелся мечтой - стану летчиком! И поступил А. Лопатин в клуб и стал летать, самостоятельно поднимаясь в воздух на самолете “Ли-2”. А тут в его родной молодежный город приезжает большой гость - известный летчик, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин. Побывал он тогда в гостях и у клубовцев и даже решил подняться в воздух, сказав: “Дайте-ка мне курсанта, который поведет самолет”. Никогда Анатолию Лопатину не забыть того дня, как вел он самолет с самим Александром Покрышкиным! Оставалось всего три месяца до получения желанного удостоверения “Пилот III класса”...

В 1959 г. Анатолия Лопатина призвали в армию. Он подал документы в авиационное училище. Мечта становилась близкой реальностью. Но судьба распорядилась иначе, расставляя всех по только ей одной ведомым местам. И вот такая приключилась незадача, а вернее, ирония судьбы: в одном городе в один призыв оказались в списках сразу два Анатолия Федоровича Лопатина; один, то есть наш герой Лопатин, рвался в облака, а другой - в моря и океаны, то бишь на флот. Ну их тут и попутали. Наш “лебедь” попал на флот, а “морской волк” Лопатин - в авиацию.

Так наш Лопатин оказался в учебном отряде Кронштадтской школы младших командиров. Пока по настоянию обоих А. Ф. Лопатиных шли “суды-пересуды”, почему да как, тем временем служба шла, и обратной дороги, понял наш герой, уже нет. Он в моряках, на военно-морской базе подводных лодок. В 1962 году вместе со своими товарищами по службе был брошен на разминирование Пинских болот в Белоруссии. В тех местах прошедшая война все еще давала себя знать: местные жители, в том числе дети, собирая ягоду, которой росло на болотах видимо-невидимо, часто подрывались на минах. Эти зловещие осколки войны оборвали и жизни десятков моряков. За участие в этой операции А. Ф. Лопатина наградили медалью “За боевые заслуги”. Как поощрение для них было участие по случаю 45-летия Великого Октября в параде на Красной площади, где А. Ф. Лопатин в числе своих сослуживцев прошагал мимо Мавзолея В. И. Ленина в сводном полку военно-морского флота. А в Люберцах, где тогда расположили их полк, они имели счастье лично повидаться и даже поговорить со знаменитыми маршалами Буденным, Ворошиловым, Жуковым.

И вот бывалый, обстрелянный уже моряк Лопатин после демобилизации приезжает во Владивосток… и поступает в мореходную школу на котельного машиниста, которых по старинке на флоте все еще кочегарами звали. Получив эту квалификацию, Анатолий попадает на работу в Дальневосточное морское пароходство, на транспортное судно “Брянск”. С этого момента начинается судьба уже гражданского моряка Лопатина. За пять лет работы в пароходстве где только он не побывал, какие только моря и страны не повидал! Это и о нем, о Лопатине, поется в известной песенке: “Моряк вразвалочку сошел на берег, как будто он открыл 500 Америк”. И конечно, у каждого моряка есть своя копилка интересных историй и случаев. Есть такая и у Анатолия Федоровича, но раскрыл ее для меня не поскромничавший в чем-то Лопатин, а его лучший друг по мореходке, а ныне капитан-наставник Сергей Иванович Пеганов. Так вот, один из случаев морской биографии навсегда отпечатался на лице Лопатина - ярко-розовые, как яблочки, щеки.

- Учась в “бурсе”, - рассказывает С. И. Пеганов, - мы часто, подшучивая, спрашивали своего комиссара: что ты, как девица красная, всегда розовощекий?! И он нам тогда поведал: шли они в водах Арктики на транспортном судне “Михаил Пржевальский”, кругом льды, а тут котел потек, что равносильно выходу из строя. Понятно каждому - ситуация критическая. Принимается решение лезть в котел и ремонтировать, но он-то раскаленный и остывать ему с неделю, а безопасность судна под угрозой. Облаченный в доспехи, как космонавт, котельный машинист - коммунист А. Ф. Лопатин прыгнул в раскаленный котел выполнять почти боевое задание. И он его, конечно, с честью выполнил, только защитная асбестовая маска на лице не спасла - лицо, а особенно щеки, сильно опалились.

Сейчас Анатолий Федорович, его жена Татьяна Николаевна, товарищи по мореходке и по работе немного с юмором вспоминают, как он, Лопатин, прошедший боевой морской и торговый флот, движимый мечтой о капитанстве (только уже за штурвалом морского, а не воздушного судна), сел за парту вечерней школы. На нынешнем юбилейном вечере у Лопатина среди почетных гостей-капитанов присутствовала его учительница и классный руководитель Виктория Наумовна Камагорцева, та самая, которая и помогла ему тогда не только получить среднее образование, но и напутствовала продолжить его. В 33 года А. Ф. Лопатин поступил в Дальрыбвтуз и к 50 - дорос до капитана! Вторую и главную мечту в жизни он реализовал!

Очень живой, открытый, добрый и энергичный человек, Анатолий Федорович Лопатин так и идет по жизни, постоянно приобретая то знания с опытом, то верных товарищей, и вот уже более 20 лет черпая рыбу то кошельком, то тралом; и этой выловленной им рыбой он мог бы, по его достоверным подсчетам, засыпать доверху весь Владивосток!

А было ой как тяжело! Семья, трое детишек, комнатка-гостинка на всех, он - курсант, у которого весь доход - стипендия, а жена Таня - и по дому все заботы, и на работе за себя и за мужа упирается, чтобы прокормить семейство, а хлеб у врача-педиатра тоже весьма нелегкий... Но и это вместе пережили, выстояли! Да и как не выстоять, когда у Лопатина была такая подмога - целая рота товарищей-курсантов. Когда понадобилось отработать на строительстве дома 400 положенных часов, где светила наконец семье Лопатиных трехкомнатная квартира, сам Анатолий, что называется, только свистнул: и вся рота как один явилась и враз все 400 часов отработала!

Первые штурманские шаги в должности четвертого помощника капитана делал на плавзаводе “Павел Постышев” под руководством опытнейшего капитана и наставника молодежи Ильи Ефремовича Фирсова. Потом через его трудовую биографию прошли плавзаводы “Павел Чеботнягин”, “Иероним Уборевич”, китобойная флотилия “Дальний Восток”, где он уверенно поднимался по своей штурманской лестнице и под руководством известного капитан-директора Николая Васильевича Емельянова уже трудился вторым помощником капитана. Когда А. Ф. Лопатину неожиданно предложили идти в добывающий флот, он с ходу согласился.

В числе первых был СТР “Садовск”, а он на нем старшим помощником капитана. В 1988 году прямо в море неожиданно скончался капитан, и А. Ф. Лопатину впервые пришлось взять на себя руководство судном. В таком случае говорят: не было бы счастья - несчастье помогло. Кто знает теперь, что это для него было, но судьба рыбацкого капитана решилась именно в тот момент. Сегодня, когда его капитанский стаж перевалил за десяток лет и позади сотни морских миль и тысячи тысяч тонн добытой рыбы, он, Анатолий Федорович Лопатин, уже не мыслит себе другой судьбы. Сидим за чаем у Лопатиных дома. Взрослые дети, внучка Даша, все обожают отца, потому что он - самый добрый и все может и, как говорится, на дуде игрец. Это не к слову сказано - одаренный человек способен многогранно. Вот и Анатолий Федорович берет балалайку и виртуозно, с русской удалью наигрывает на ней, потом сменяет балалайку на благородный аккордеон, и по комнате разливаются звуки знакомых прекрасных мелодий. Мы подхватываем один всем близкий мотив: “Прощай, любимый город, уходим завтра в море...” И на берегу, в кругу семьи,

А. Ф. Лопатину спокойно не сидится, он в мыслях и заботах о море. Да и как иначе, если то и дело звонят домой товарищи по экипажу и спрашивают, когда он, капитан Лопатин, пойдет в очередной рейс и на каком судне. И понятно: кто порыбачил с ним хотя бы путину, желают поработать еще и еще, потому что с капитаном А. Ф. Лопатиным в море и на рыбалке надежно, но вот каждый рейс, такая уж практика сложилась в “Дальморепродукте”, приходится совершать на разных СТР, и за 10 лет капитанства Анатолий Федорович сменил их уже около 20.

Два последних рейса А. Ф. Лопатин руководил СТР “Сакмара”, работали рыбаки на ярусном лове трески в Беринговом море, затем - в Охотском. Рыбалка сопровождается нередкими здесь штормами и лютыми ветрами, страшной качкой и другими сюрпризами суровой зимней путины. Рейсом ранее, на СТР “Рейнеке” экипажу под руководством Анатолия Федоровича Лопатина удалось за одну путину поработать сразу на трех промысловых объектах. Если точнее, то этот СТР - единственное на Дальнем Востоке специализированное судно под лов сайры, способное взять на борт сразу до 100-110 тонн рыбы! “Рейс был очень длинный, сначала, - рассказывает Анатолий Федорович, - нам пришлось работать на минтае, и мы взяли полтора плана этой рыбы, потом, переоборудовав своими силами судно под лов сайры ловушкой, взяли стопроцентный улов этой серебряной рыбки, а после вновь переоборудовали судно под траловый лов и добыли еще 2 тысячи тонн сельди!” Экипаж СТР “Рейнеке” был в тот год по результатам своей работы на слуху. В 1999 г. капитану Лопатину как бывшему военному моряку и саперу пришлось столкнуться... с миной. Именно он, бывалый в этих делах, обнаружил смертельный “поплавок” времен второй мировой войны на траверзе города Петропавловска-Камчатского. Сразу же сообщил о страшной находке оперативному дежурному по МЧС порта, и мина была взорвана...

- Что больше всего сегодня волнует капитана Лопатина?

-Прежде всего квоты, - сразу заговорил бывалый капитан. - Они душат сегодня наш флот, так как распределяются (это полнейший абсурд!) Москвой, а не “Дальрыбой”. Так было раньше, и это было справедливо. Надо вернуть рыбакам их “голову”, то есть Минрыбхоз, и прекратить грабительский лов в дальневосточных водах иностранными рыбаками. Охотское море должно быть внутренним!

Еще одна головная боль капитана Лопатина - это непомерно высокие пошлины на вывод (и ввод) судна из порта Владивосток. Недалек тот день, когда в нашу приморскую столицу вообще перестанут заходить какие-либо суда. Должны быть единые по стране нормы сбора по оформлению судов в порт и из порта. “Раньше, - говорит Анатолий Федорович, - мне хватало для оформления судна всего двух “корочек”, а теперь - смотри, - он вытащил из пиджака пухлую пачку документов на свое имя: паспорта, сертификаты и прочие “необходимые” бумажки. - Это тоже абсурд, но, понятное дело, кому-то очень выгодный, потому что за каждый такой “документ” мы вынуждены платить, и немало (!), из собственного кармана”.

А еще, считает капитан Лопатин, во избежание аварий судов на море надо восстановить загубленную в последние годы маячную службу. Ему, как опытному практику, отсутствие маяков, в общем-то, уже не страшно, но ведь не все капитаны сразу столь опытны, да и в мире, несмотря на высокий технический прогресс, международная маячная служба (почему-то?) успешно развивается. “Не думаю, - резюмирует Анатолий Федорович, - что мы самые умные в этом вопросе...”

Конечно, это далеко не все, что волнует сегодня опытного рыбака и капитана А. Ф. Лопатина, и обо всем он говорит с таким жарким желанием перемен к лучшему, что невольно начинаешь болезненно сопереживать его мыслям, хотя понимаешь, что именно сейчас в нашей стране как раз-то небывало сложно дождаться или добиться этих кардинально положительных перемен! И все же мы сошлись с ним на том, что ради детей и внуков, ради всего святого на земле надо надеяться на лучшее и с оптимизмом смотреть в будущее, тем более что на дворе уже вот-вот грянет XXI век.

...Сегодня капитан Анатолий Федорович Лопатин готовится к очередному промысловому рейсу на СТР “Сакмара”.

Автор: Татьяна ШКАРБАН, специально для "В"