Земля: все на продажу?

С директором Приморской опытной овощной станции, председателем комитета по продовольственной политике и природопользованию Приморской краевой думы Сергеем СИДОРЕНКО беседует корреспондент “В”.

29 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №890 от 29 нояб. 2000
С директором Приморской опытной овощной станции, председателем комитета по продовольственной политике и природопользованию Приморской краевой думы Сергеем СИДОРЕНКО беседует корреспондент “В”.

- Сергей Петрович, в июне этого года краевая дума рассмотрела очень актуальный вопрос: “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Приморского края”. Чем вызвано обращение к этой проблеме?

- Продавать или не продавать землю? Вопрос такой, как известно, муссируется на всех уровнях в стране уже длительное время. Споры на эту тему остры, точки зрения порой полярны, диаметрально противоположны. А пока звучат дискуссии, процесс купли-продажи земли уже ведется, если не сказать, что потихоньку и нарастает. И Приморье тут - не исключение.

По крайней мере свыше десятка законодательных актов, начиная с Конституции РФ, регулируют продажу земель на территории России, в том числе и сельскохозяйственных в виде земельных паев. Это говорит о том, что частная собственность на землю фактически узаконена. Причем продажа, перекупка земли производится и в открытую, и скрытым образом. А иногда лица, не имеющие российского гражданства, приобретают через подставных людей и земельные паи, примыкающие к стратегически важным объектам (!) края. Приморские земледельцы нередко буквально-таки за бесценок продают земельные доли и паи не только местным, но и кавказским, корейским, китайским “денежным мешкам”. А потом идут к ним внаем, поскольку в сельской местности с работой дело обстоит особенно плохо. И таким образом из собственников превращаются в самых что ни на есть батраков. А главное - земля уходит неизвестно в чьи руки. Поскольку таким владельцам до лампочки, как говорится, проблемы села, социальное его обустройство, забота об инфраструктуре и т. д. Да и сама эксплуатация земли новоявленными “латифундистами” вызывает только горечь. Как используют нашу землю китайские бригады - знают все. Все, что можно, выжимают из нее, а потом хоть трава не расти...

- Что содержат в себе принятые на заседании думы решения?

- Сначала, думаю, стоит охарактеризовать состояние нашей земли, дать оценку тем или иным угодьям. Пашня на территории края (1,6 млн. га сельхозугодий) составляет всего 767 тыс. га. Известно, что плодородие у нас далеко не как на черноземье или в каких-то других подобных местах. Да и климат тоже содействует тому, чтобы именовать Приморье зоной рискованного земледелия. Одни тайфуны чего стоят, какой урон нанесли они в этом году, всем известно. Около 780 тыс. га - паевые земли. Они могут дариться, продаваться. Причем из этого количества 200 тыс. га - ценные пахотные земли, а в пределах 100 тыс. - особо ценные.

Постановление, которое принято приморскими депутатами, содержит определенные ограничения в продаже земельных паев. Установлен предельный размер сделок по продаже, обмену, дарению - 100 га сельскохозяйственных угодий. Ну а лицам, не имеющим российского гражданства, продажа земли и вовсе запрещена. Те, кто приобретает земельные паи, использовать их обязаны строго по назначению. Поэтому необходим или опыт сельскохозяйственного производства, или же новый владелец земли должен пройти специальную подготовку.

- Сергей Петрович, в связи с этим конкретный вопрос. В Артеме некогда приобрел довольно-таки обширный сельскохозяйственный клин в селе Ясном один из известных приморских бизнесменов. Что сейчас с этой землей?

- Земельная “тихая приватизация” поделила на паи конечно же лучшие сельскохозяйственные угодья. На это ушли мелиоративные системы, пойменные земли, лугово-бурые, частично минерализованные торфяно-болотные почвы. Все эти ценные и особо ценные с аграрной, да и с общеэкономической точки зрения земли практически стали товаром.

Упомянутый вами бизнесмен - один из тех, кто приобрел такие паи у земледельцев АОЗТ “Артемовское”. Планы были грандиозные, однако скупленная земля используется пока малоэффективно. Кстати, имеющийся Земельный кодекс предусматривает и изъятие земельных ресурсов у нерадивого хозяина, если они три года не используются. Правда, положение такое есть, но механизм изъятия не прописан, не создан. Готовящийся к принятию новый Земельный кодекс четко определяет теперь подобный механизм. И если он будет принят именно в этой редакции, у муниципальных властей появится возможность практически осуществлять то, что пока имелось только теоретически.

- Какая ведется сейчас работа по принятому краевой думой постановлению?

- Разработано и на ближайшем заседании краевой думы будет рассмотрено “Положение об обороте особо ценных и ценных земель сельскохозяйственного назначения в Приморском крае”. Оно позволит взять под жесткий контроль все операции с земельными паями и другими участками сельхозугодий на территории края.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"