Возникает ассоциация со свежими, непросроченными идеями

В Лесозаводске состоялась презентация Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края. Новообращенные из городов и районов края намерены объединиться в борьбе против нечестных производителей и продавцов, используя накопленный в Приморье опыт и юридические методы воздействия.

29 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №890 от 29 нояб. 2000
В Лесозаводске состоялась презентация Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края. Новообращенные из городов и районов края намерены объединиться в борьбе против нечестных производителей и продавцов, используя накопленный в Приморье опыт и юридические методы воздействия.

Учредили ассоциацию несколько общественных организаций. Прежде всего к ним относятся Приморский краевой фонд защиты потребителей и лесозаводское движение “Наше право”. Предполагается, что лесозаводцы, владивостокцы, артемовцы и уссурийцы, а также те, кто присоединится к ним в будущем, создадут что-то вроде потребительского Интерпола. Кроме того, участники альянса займутся построением нетипичной для этой сферы общественной жизни связки безупречный бизнесмен – грамотный покупатель.

Впору добавить к этому отношению и посредника, работающего в рамках закона защитника потребительских прав. За те 10 лет, что потребительское движение эпохи рынка сменило на арене дружины народного контроля, то, что сейчас модно называть “консьюмеризмом”, порой приобретало извращенные формы. О контролерах, устрашающих торговцев, стали слагать анекдоты. С одной стороны, на сотню аферистов от продавцов нашлась сотня “всемогущих” ревизоров. С другой стороны, отдельные правозащитные организации занялись откровенным финансовым шантажом населения, когда дело против злокачественной услуги приобретало судебную перспективу.

Оксана Русакова, председатель совета организации “Наше право”, рассказывает, что еще хватает правозащитников, которые требуют от непросвещенного потерпевшего деньги даже за такие вещи, как оформление судебного иска. Может, это покажется утопией, но “Наше право” в своей работе стремится к созданию безупречного имиджа своей организации. И ставка сделана не на “разборки”, а на пропаганду прав и обязанностей предпринимателя и покупателя. Неудивительно, что почти все конфликтные ситуации завершаются “мирным досудебным урегулированием”. Подсчитано, что суд бизнесменам обойдется в четыре раза дороже компенсации.

В этом году 12 сотрудников организации не только принимали обманутых граждан, оказывая им бесплатные услуги, но и издали две брошюры – “Памятка потребителю” и “Памятка предпринимателю”, где популярным языком написаны и прокомментированы самые важные тезисы закона “О правах потребителя”. Ежедневная практика убеждает, что мало кто из нас может похвастать знанием своих потребительских прав. Не спешат, со своей стороны, и продавцы. А многие из них в погоне за быстрой прибылью и рады бы узнать, да некогда.…

Эти выводы подтверждают и материалы социологического исследования, проведенного среди потребителей города Лесозаводска. Анкетирование показало, что 60 процентов опрошенных не могут самостоятельно защищать свои права. При этом 64 процента горожан уверены (словно интуитивно чувствуют), что их потребительские права постоянно нарушаются. Проанализировав людские настроения, авторы опроса посчитали, что развитие потребительского рынка требует совершенствования отношений между покупателями и продавцами путем соблюдения взаимной этики поведения и законных норм.

Мало-помалу, но об организации в Лесозаводске узнали. Учитель школы № 5 Виктор Сердюк теперь намерен пользоваться “Нашим правом”, чтобы объяснять школьникам потребительские секреты. Предприниматели потянулись сюда за разъяснениями по своей части и с удовольствием предоставили правозащитникам офис с телефоном. Благосклонны к ним и местные власти. Закон предписывает потребительским отделам при муниципалитетах и общественным организациям данной направленности работать в одной упряжке. “Эта связка будет необходима даже в том случае, если в будущем окрепшие общественники смогут полностью контролировать ситуацию на потребительском рынке”, - считает президент ассоциации Валерия Швецова.

У участников новой ассоциации много вопросов для дальнейшего обсуждения, касающихся технологии защиты потребителей. Выяснилось, в частности, что в разных городах по-своему и вольно трактуют законодательство, когда дело касается составления актов проверки предприятий, нарушивших правила. Представитель Приморского отделения Федерального антимонопольного управления Людмила Слесарева и председатель краевого комитета по защите прав потребителей Светлана Попова пояснили всем общественникам, что не всегда их молодецкая удаль борьбы с продавцами просроченной сгущенки может “уживаться” с законодательством. Так, те же предприниматели вправе протестовать, если акт, фиксирующий нарушение, составлен без участия сотрудников милиции. Специалист уссурийского потребительского общества Юрий Лазунов сказал, что избежать нормативных провалов им помогает сотрудничество с городской прокуратурой и отделом по борьбе с экономическими преступлениями. За время существования общества заведено 68 уголовных дел. Уссурийцы уже не удивляются, когда потребителю “сдают” 600-рублевую вещь аж за полторы тысячи рублей или детскую игрушку, напичканную молибденом.

А нам стоит удивиться тому, что самые достойные из общественных организаций защиты прав потребителей пока что меньше всего гонятся за процентами. Они надеются, что первым делом нужно завоевать доверие бизнесменов и покупателей, а потом уже снимать сливки для собственного развития.

Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"