Три раза по деревяшке

Неспециалисту рассматривать рентгеновские снимки – что китайскую грамоту осваивать. Для специалиста же – что для дирижера читать партитуру сложнейшей симфонии, знаки-символы сами собой складываются в звуки.

29 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №890 от 29 нояб. 2000
Неспециалисту рассматривать рентгеновские снимки – что китайскую грамоту осваивать. Для специалиста же – что для дирижера читать партитуру сложнейшей симфонии, знаки-символы сами собой складываются в звуки.

Борис Сандлер, нейрохирург, врач высшей категории отделения амбулаторной хирургии Приморского краевого диагностического центра, кандидат медицинских наук, старательно объясняет мне разницу между первым и вторым рентгеновским снимком. Для меня понятно другое: больная пришла к Борису Ильичу на прием почти как к наместнику Бога на земле. Жизнь превратилась в сплошной кошмар. От постоянных болей в позвоночнике – бессонница, потеря трудоспособности. В последнее время держалась только за счет приема наркотических препаратов.

- Сравните со снимком – спустя три месяца после нашей операции, - говорит Борис Ильич. – Грыжи нет. Боли прошли. И это в результате одной-единственной манипуляции. Надо сказать, что это уже такие случаи, за лечение которых в крае никто не берется. Здесь ситуация осложняется еще и тем, что грыжа диска – больше шести миллиметров.

После пункционной операции болей у Ларисы К. нет уже четыре месяца.

Метод, который освоил и внедряет Борис Сандлер, – пункционно-лазерной декомпрессии межпозвонков поясничных дисков, его еще называют пояснично-лазерной декомпрессией. В медицине он известен с 1975 года. Впервые его применили японцы. Сейчас широко распространен в Германии, Франции, США. У нас в России подобные операции делают в Челябинске - в государственном Институте лазерной хирургии, под руководством профессора Арнольда Козеля, основателя метода.

Процесс старения дисков – естественный, после 30 лет они теряют свою эластичность. Есть тенденция к омоложению болезни, видимо, сказываются неблагоприятная экология, питание. Влияют травмы, микротравмы, накладывают свой отпечаток простудные заболевания, физические сверхнагрузки. По стандартам американского здравоохранения человек не должен поднимать вес больше 15 килограммов, такие ограничения заложены в законодательство об охране труда. Кто и когда посчитал, какие тяжести приходится тягать российским соотечественникам?

Лечение межпозвонковых дисков, удаление грыжи путем открытой операции осуществляется давно, но не всегда при этом полностью восстанавливается трудоспособность пациента, реабилитационный период длится до восьми-девяти месяцев.

Использование лазера круто меняет ситуацию. Именно эта принципиально новая методика используется в Приморском диагностическом центре, где операции проводятся в рентген-кабинете под контролем электронно-оптического преобразователя, с использованием хирургического лазера. У доктора Сандлера есть свои маленькие секреты, усовершенствования, которые позволяют производить операцию без осложнений. Рассказывая об этом, Борис Ильич стучит три раза по деревяшке. Он не суеверен, но, начиная новое дело, знает: чтобы современные методики активно внедрялись в медицину, принося пользу пациентам, необходима профессиональная чистота выполнения операций. Вспоминает, как волновался, когда шел на операцию с первым больным. Мысленно не один десяток раз проделал необходимые манипуляции.

Если переводить на бытовой язык, то при операции с помощью лазера в диске “выпаривается” жидкость, грыжевое выпячивание уменьшается. Используется аппарат “Лазон”, из последнего поколения полупроводниковых лазеров. Их всего в нашей стране изготовлено пять штук московской компанией НПО “Исток”. Во Владивостоке у истоков внедрения метода стоял Институт медицинской физики имени У. Х. Копвиллема, его сотрудники и дали жизнь новой методике.

Но что есть техника без умелых и опытных рук врача? Даже самая умная, она так и будет лишь строкой в реестре медицинского оборудования. У Бориса Сандлера огромный опыт работы в нейрохирургии. Он и сейчас, как врач краевого центра медицины катастроф, где проработал четверть века, постоянно сталкивается со сложнейшими случаями, каждый из которых достоин войти в анналы экстраординарных операций. Именно он и заинтересовался новым методом закрытых операций. За плечами у него – десятилетия практикующего врача, который проводил данные операции по старинке. На новом современном витке развития медицинской техники и новых методик он стал пропагандировать современный подход. Для некоторых людей в их профессиональной деятельности агрессивный консерватизм становится преградой на пути дальнейшего самосовершенствования. А есть и другая категория специалистов, кто неустанно пытается заглянуть за горизонт, увидеть завтрашний день и прилагает усилия для его скорейшего приближения. Из этой когорты и доктор Сандлер. Осваивать область неизведанную помогли ему необходимые специализации в Москве, Челябинске.

- Чем еще хорош этот метод, - рассказывает Борис Ильич, - своим профилактическим эффектом. Не надо ждать образования грыжи диска. Обращаться можно, если идут постоянные боли, при приступах, которые называются люмбаго, когда вообще невозможно двигаться. При консервативном длительном лечении боль проходит, потом вновь повторяется, то есть носит хронический характер. И это прямые показания для применения лазерного метода.

Показаны подобные манипуляции и при невралгии тройничного нерва. Это самый современный вариант лечения заболевания. С высокой экономической эффективностью. Трудоспособность восстанавливается от считанных дней до нескольких недель. Недавно порадовала врачей одна больная. Через два-три часа после операции 67-летняя бабуля сначала с опаской прошлась по палате, потом побойчее шаг прибавила, покрутилась, ничего “не простреливает”. Повязала платочек – и домой. За всю свою многотрудную жизнь в чудеса не верила. А вот под 70 убедилась: чудеса случаются!

- Воспаление тройничного нерва - это вообще заболевание, приносящее человеку невыносимые страдания, - комментирует доктор Сандлер. – Простреливающие боли в лице могут усиливаться при приеме пищи, разговоре, могут возникнуть от дуновения ветерка – от любого внешнего раздражения. Приступы – до десятка в день. У больных начинаются психические расстройства вплоть до суицидальных попыток. Столетняя история лечения заболевания изобилует различными вариантами – введение в лицевую полость спирта, фенола, кипящей воды, использовался электрический ток. Метод безопасный, но возникают различные рецидивы. Существует и оперативный подход, но он связан с трепанацией черепа, где не исключен и процент летальности. Пункционный метод, который используем мы, требует высокой квалификации, работа ювелирная.

Специализировался Борис Сандлер в нейрохирургической клинике Новокузнецкого государственного института дальнейшего усовершенствования врачей.

В Челябинском государственном институте лазерной хирургии именно применение лазера считается современным. До некоторого времени они были первооткрывателями, теперь эстафету подхватил Владивосток. Кстати, челябинцы через Интернет узнали о работе владивостокского нейрохирурга, запросили акт внедрения. Намерены принять приглашение для участия в российской конференции по проблемам лазерной хирургии при лечении всех заболеваний отделов позвоночника, которая планируется на весну следующего года.

За лазером не просто будущее, в этом никого не приходится убеждать. Это уже день сегодняшний, что своими операциями в Приморском диагностическом центре и подтверждает нейрохирург Сандлер.

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"