Блокада

Корреспондент “В” оказался единственным журналистом из Приморья, побывавшим на арестованных в Питере судах “Востоктрансфлота”

24 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №888 от 24 нояб. 2000

До недавнего времени у 50-го причала Лесного порта Санкт-Петербурга круглосуточно дежурил милицейский наряд. Полмесяца назад пост убрали, потому как моряки арестованных судов топить сами себя не собираются. Более того, на борту ближайшего к берегу рефрижератора дежурит вахтенный штурман. В его задачу входит пресечение всяких попыток посторонних лиц забраться на борт теплоходов. Такие желающие из числа докеров порта встречаются. Они думают, что смогут поживиться цветным или черным металлом, приборами с наличием драгоценных металлов для дальнейшей сдачи. Но не тут-то было. Что-либо украсть у дальневосточников невозможно. Зато журналисту “В” здесь были несказанно рады. Капитаны и старпомы хотели угостить гостя, то есть меня. Даже были готовы соорудить бутерброды из неприкосновенного запаса провизии. Однако, зная ситуацию с наличием продуктов на теплоходах, я со словами благодарности отказался. Зато больше оставалось времени для общения. Моряки интересовались последними новостями из Приморья, меня же больше волновала их собственная судьба.

Открыть кингстоны

Своей угрозой о затоплении теплоходов работники “Востоктрансфлота” хотели лишь обратить на себя внимание и заострить проблему вокруг арестованных судов компании. Оставшиеся на борту члены экипажей оповестили власти Питера и местных журналистов. Репортеров различных газет и телеканалов побывало достаточно много. Поэтому и пошел резонанс по всей России. На призыв о помощи даже откликнулась Государственная дума, один из ее депутатов прибыл на теплоходы и встретился с моряками – вот только отдачи никакой нет от той беседы. А вот городские власти хотя сами и не соизволили посетить обездоленные экипажи, но сподобились выслать наряд милиции. Заодно и пригрозили привлечь природоохранную прокуратуру вместе с экологическими организациями “зеленых”. Их тревогу понять можно: суда, лежащие на дне даже без топлива, не улучшат чистоту акватории Финского залива, и без того порядком загрязненного.

Моряки провели стражей порядка на теплоходы и наглядно объяснили, что необходимо предпринять для затопления рефрижераторов. На каждом судне имеется от семи до девяти секций, и чтобы добиться желаемого, гибельного результата, необходимо заполнить водой не менее трех. В конкретном случае с “Василием Полищуком”, “Капитаном Кириченко”, “Антоном Гуриным” и “Капитаном Пряхой” и вовсе они не заливались. Забортная вода поступала лишь в танки для технических нужд, для остойчивости. Другое дело, как подать такие действия экипажей.

Морякам удалось привлечь внимание властей порта. Они осознали, что их собственное бездействие может привести к чрезвычайному происшествию. Ведь если из центра Санкт-Петербурга суда, стоящие у причальной стенки, подадут сигнал SOS в связи с тем, что по техническим причинам они начинают тонуть, то позор будет обеспечен на весь мир. Иностранцы перестанут заходить в порт в знак протеста, международные организации наверняка предпримут санкции против нерадивой государственной администрации.

Поэтому спустя некоторое время с берега на рефрижераторы перекинули электрический кабель. Он не очень мощный, но подаваемого тока хватит для включения одного пожарного гидранта. А так удалось подключить освещение в нескольких каютах и машинном отделении, заработало по одному холодильнику, телевизору и электрической плите. Однако самодельные печурки-буржуйки на дровах, на которых несколько месяцев подряд моряки готовили себе горячую пищу, выбрасывать не собираются. Мало ли что еще произойдет.

Второй блокадной зимы не пережить

Помимо электричества подвозят бензовозами дизельное топливо и мазут. Это для того, чтобы в пик холодов можно было проворачивать главный двигатель и дизель-генераторы. Иначе все застынет, трубы полопаются. По ним начнет по весне просачиваться забортная вода внутрь. Много топлива не дали, только самый минимум в несколько десятков тонн для четырех теплоходов. Денег для оплаты бензовозов, естественно, нет. Однако дальневосточники не хотят быть нахлебниками и не желают получать солярку в виде милостыни. Старший помощник капитана Владимир Ульков с судна “Капитан Кириченко” рассказал корреспонденту “В”, что они предложили властям порта использовать их рефрижераторы в качестве холодильников. Для начала можно загрузить емкости ближайшего к пирсу теплохода. Если появится товар для заморозки или складирования в холодильных камерах – рыба, мясо, масло, овощи, фрукты, - моряки готовы задействовать и емкости остальных судов. Всего камеры могут вместить до 20 тысяч тонн различной продукции, причем при разных температурных режимах от +5 до -25 градусов С. При максимальной работе в режиме холодильников они способны приносить прибыль.

В прошлом году это предложение даже рассматривать не стали. Впрочем, моряки обходились собственными силами. Было немного топлива в танках. Его слили на два теплохода. И с них обогревали системы, оборудование в машинных отделениях и трубопроводы у себя и на соседнем рефрижераторе. Также собственными силами механики с помощью штурманов проводили все плановые ремонтные работы. То есть все суда держали в режиме готовности. В случае необходимости они могли сразу выйти в море. Сейчас ситуация изменилась. Чтобы отправить теплоходы в длительное плавание, уже требуется заводской ремонт. Он не будет дорогостоящим, но без помощи судоремонтников береговых предприятий уже не обойтись.

Проблем с питьевой водой нет. За счастье можно принять и то, что моряки люди крепкие и болеют редко, потому и лекарства практически не потребляют. А вот с провизией куда сложнее. В течение первого года помогала агентирующая компания, потом долги стали запредельными. Агенты махнули рукой и теперь ждут своей доли долга. Изредка подвозят продуктовые наборы питерские таможенники, это конфискованные продукты, которые невозможно реализовать в обычном режиме. К сожалению, ни разу землякам не помогли моряки-дальневосточники, чьи торговые и рыболовецкие суда время от времени заходят в порты Северной Пальмиры. Зато санкт-петербургское отделение Международного профсоюза моряков и работников рыбной промышленности не бросило в беде. Они постоянно привозят консервы, крупы, макароны, сахар и другую самую необходимую провизию, медикаменты и предметы гигиены. Оказывают иную поддержку в виде юридических консультаций или выделения адвоката. За минувшие полтора года никакой помощи не было от руководства “Востоктрансфлота”.

Пока длится суд, нет дела

Не дождавшись хоть какого-нибудь участия из Владивостока (Москвы, Никосии, Эдинбурга – похоже, даже Шотландский банк махнул рукой на выделенные в свое время кредиты для покупки ВТФ “банановозов” под залог ныне арестованных рефрижераторов), моряки теперь сами добиваются справедливости. Начиная с весны они периодически подают исковые заявления в суды города и Кировского района.

Члены экипажей предложили несколько вариантов решения конфликта. Один из них заключается в реализации теплоходов на аукционе. Причем не требуется продавать все рефрижераторы. Достаточно пустить с молотка всего один. Только стоимость металлолома составляет не менее 900 тысяч американских долларов, не считая иных материальных ценностей. Естественно, “живой” теплоход 1990 года постройки будет оценен чуть ли не на порядок дороже. Тут уже хватило бы всем: экипажам на заработную плату (это более миллиона долларов за 1,5 года), порту за стоянку, причальную стенку, электропитание, дизельное топливо, береговым верфям - за ремонтные работы, агентирующим компаниям - за снабжение и другие расходы. А уж остатки могли бы делить между собой банкиры из Великобритании и судовладельцы. Хотя куш уже явно не тот, явно хотелось бы забрать все.

Однако реальных покупателей для проведения аукциона не находится. Коммерсанты боятся, что в любом иностранном порту судно даже под другим названием немедленно вновь арестуют.

В судах же решения нет (даже по отсутствию заработной платы и снабжению, которое не осуществляется 11,5 месяца), обычные отписки, и до принятия конкретных мер дело не доходит. В качестве одного из аргументов приводится бумага из Арбитражного суда Приморского края. В ней указывается мотивация в виде действующей процедуры банкротства “Востоктрансфлота”. Поэтому торги состояться не могут.

SOS

Вот и возникают вопросы. Неужели во всем российском государстве не найдется исполнительной или судебной власти, которая могла бы разрешить конфликт? До каких пор периодически голодающие и замерзающие моряки будут из последних сил поддерживать на плаву рефрижераторы, а их семьи во Владивостоке нищенствовать без зарплаты мужей и отцов? Когда будет поставлен заслон ворам, продающим втихую достояние страны и собственных трудовых коллективов?

А вот работать экипажи хотят. Только судовладелец должен быть с головой моряка и бизнесмена, не вором и не предателем интересов России.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"