Ангелы в оранжевых куртках

Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России был создан в 93-м году. Вот лишь некоторые командировки: страшные землетрясения на Курилах и Сахалине; аварии “Ту” в Ванинском районе, “Ила” на Камчатке, вертолета на Куре; наводнение в Приморье и пожары в Хабаровском крае. Что-то навалилось на нас катастроф...

24 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №888 от 24 нояб. 2000
Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России был создан в 93-м году. Вот лишь некоторые командировки: страшные землетрясения на Курилах и Сахалине; аварии “Ту” в Ванинском районе, “Ила” на Камчатке, вертолета на Куре; наводнение в Приморье и пожары в Хабаровском крае. Что-то навалилось на нас катастроф...

Первыми прибывают в горячую точку спасатели. И наш сегодняшний день - с начальником отряда Анатолием Михайловичем ДЕМСКИМ.

Это красиво в кино - крутые парни мчат на джипах, летят на вертолетах, лезут в огонь и воду, чтобы кого-то спасти. А в реальности рабочее утро Анатолия Демского начинается с обычной планерки.

Доклад дежурного: за прошедшую ночь никаких ЧП. Впереди - день. Спланировать его невозможно: в любую минуту может зазвонить телефон - “Помогите!”. Вчера, например, спасатели выезжали трижды: у мальчишки нога застряла между бетонными плитами, женщина не могла в собственную квартиру попасть, самосвал врезался в газопровод. Ну, пацана дворовые мужики сами освободили, даме дверь заспавшаяся дочка открыла, самосвал с трубы спасатели сняли.

Впрочем, одна плановая ситуация на сегодня есть: толпа “спеликов” устроила возле пещеры “Прощальной” что-то вроде слета, у двух групп поломались автобусы. Хабаровчане починились, а вот приморцев, возможно, придется вывозить. Транспорт стоит в готовности, Демский ждет информацию. И она поступает: “Все нормально, поломку исправили”.

Ну, раз “отбой”, спасатели приступают к плановым занятиям. Хотя для Демского выручить “спеликов” - святое дело, он же сам в молодости из всех видов туризма спелеологию выбрал. Хотя на вопрос: “Почему пещеры?” - ответ традиционный: “Там тишина и темнота, совсем другой мир, от всего отключаешься”.

“Вот - новый поворот, что он нам несет?”

Увлечение спелеологией, а потом и сплавами пришло в студенческие годы. А я-то думал, что такой человек, как Демский, с пионерского возраста в лес начал ходить. Но зачем маленькому Толе какие-то походы выходного дня, когда отец-геолог его каждое лето в поле с собой брал? Тайга, горы, реки навсегда в душу вошли, но профессию Демский выбрал не отцовскую - окончил хабаровский политен и стал строителем. Работал в Сибири, в Хабаровске, Комсомольский мост строил. А в отпуск - в пещеры. Кавказ, Средняя Азия, Красноярский край, Приморье, наши хабаровские - практически все.

И однажды Анатолий вдруг (хотя не “вдруг”, конечно) понял, что идет по жизни не той дорогой, которая предназначена ему судьбой. И принял предложение стать начальником контрольно-спасательной службы краевого совета по туризму. Задача проста - если какие-то туристы не вернулись к контрольному сроку, надо их искать. А вот выполнение... В любую погоду лезть в горы, прочесывать тайгу, спускаться в пещеры - и не ради кайфа от выработки адреналина, на чем основан экстремальный туризм, а для спасения чужих жизней.

И когда в 93-м МЧС решило организовать в Хабаровске поисково-спасательный отряд, стать его начальником предложили Демскому. К этому времени он был уже почти профессионалом даже в тех видах туризма, которыми раньше не занимался, в альпинизме например. Что пригодилось, когда отряд в декабре 95-го искал упавший в тайге “Ту-154”.

“Три дня искали мы в тайге капот и крылья”

Демский: “Через двадцать минут после того, как прервалась связь с самолетом, отряд был поднят по тревоге, но вылетели мы только в девять утра, потому что в темноте вертолеты не летают. Задача была понятна - найти место катастрофы, оказать помощь людям, если живы. В тот первый вылет никто не думал, что поиски затянутся... И когда место все-таки нашли, стало ясно, что спасать некого. И просто не укладывалось в сознании, что гора Бо-Джаус, красивая, как любая гора, - это место гибели людей. Если бы были тела погибших, разбитый самолет, это было бы страшно. А так - мы просто включились в работу. Снег толщиной в 70 сантиметров был перелопачен до самой земли, не пропустили даже таких мелких предметов, как заклепка или ствол пистолета. И когда находили металлическую деталь в палец толщиной, разорванную в мелкие лохмотья, или пристяжной ремень, вырванный из кресла, то думали: какой же силы был удар или взрыв?! И, конечно, такая тяжелая мысль: ведь этот ремень был на ком-то...”

Через два месяца после Бо-Джаус была командировка на Камчатку - катастрофа “Ил-76”. Снова горы, спасатели из-за бурана два дня не могли высадиться на горный склон, да и во время работы - снегопады и опасность лавин.

Демский: “Поиски были сложными. Удар самолета в склон горы вызвал сход лавины, она протащила самолет вниз... Кабину мы нашли в двух километрах от места столкновения самолета с землей. Тела погибших людей откапывали в снежном массиве толщиной десять метров...”

Через год - гора Ко. Об этом Демский не любит вспоминать - глубокой осенью (а в горах это уже настоящая зима) Яна и Леру найти не удалось. И спасатели услышали, что “они не хотели искать, берегли себя”. Обиды нет, Демский понимает, что такое горе родителей, потерявших детей. Но отряд работал на износ, сделал все возможное... А невозможное - не в силах людей.

Нашли Леру и Яна весной.

“А город подумал - ученья идут”

...Рабочий день Демского продолжается. Погода поганая, холодный ветер, у спасателей - тренировка. Раздвигают с помощью специальных инструментов бетонные плиты, разбирают учебные завалы. Они все это прекрасно умеют, но почти ежедневно отрабатывают автоматизм - чтобы, когда случится ЧП и каждая лишняя секунда стоит человеческой жизни, эту секунду не потерять.

...С плитами Демский и его отряд работали трижды - на Курилах, в Нефтегорске и в Хабаровске после взрыва на Артемовской.

Самая тяжелая командировка - сахалинская.

Демский: “Информация о нефтегорском землетрясении поступила в три часа ночи. В семь мы были готовы вылететь, но улетели только в час дня. Первое впечатление потрясло! Я думал - что-то подобное Курилам, когда мы разбирали руины военного госпиталя, но часть поселка Горячие Ключи была цела. Здесь же - сплошной “ковер” из бетонных плит. И буквально на каждом метре стоны, крики о помощи. Эту картину трудно передать словами”.

Отряд работал в Нефтегорске круглосуточно. Отрывались, чтобы попить крепкого горячего чая и, если получится, забыться в полусне на полчаса. Можно было увидеть: на развалинах сидит спасатель в каком-то полуобморочном состоянии, потом встает и начинает снова работать.

Демский: “Физические нагрузки были большие, но страшнее - психологические. Жители неотрывно находились на развалинах, сначала надеясь на спасение близких, а потом - ожидая, когда поднимут... В первые дни до драки доходило, когда кто-то прибегал и кричал, что его родные живы, просил кран, а кран ему не давали, потому что работали по живым. Были моменты... Говорить о них сейчас просто больно”.

В Нефтегорске отряд извлек из-под развалин 98 человек, из них 32 были живые, в том числе и дети. Тех, кого эвакуировали в Хабаровск, спасатели навещали в больницах. Маленькой девчушке куклу подарили, а она свой сон рассказала: “Прилетел ангел в оранжевой куртке...”

А когда отряд вернулся в Хабаровск, спасатели были настолько вымотаны морально и физически, что думали только об одном - хоть на неделю отойти от перегрузок. Но их тут же посадили на “готовность № 1” - на случай чеченских терактов. Как пошутил Демский, у нас два интересных министерства - Минобороны и МЧС, первое кашу заваривает, а второе расхлебывает.

“Я три года в отпуске не был”

“Учебные” плиты спасатели пораздвигали, дальше - обязательная проверка личного снаряжения. ЧП может случиться в любую минуту, и подгонять лямки рюкзака, не говоря о технических средствах, будет некогда.

Круглые сутки - готовность № 1. Это не действует на нервы?

Демский: “Мы профессию сами выбрали. Готовность - естественное состояние спасателя. Таких людей в жизни не очень много, наш отряд - именно такой. Основной состав - те, с кем я работал еще в туризме. Спокойные люди с крепкими нервами”.

Физические нагрузки для спасателей бывают запредельными. Но для того они каждый день и тренируются. А вот “черные” командировки - руины Горячих Ключей и Нефтегорска, катастрофы “Ила” и “Ту”, мертвые тела... Это ведь не может не сказаться на психике человека даже с очень крепкими нервами?

Демский: “К этому невозможно привыкнуть. Стресс люди из отряда снимают в отпусках, уходя в тайгу. Для меня идеальное “лечение” - пещера или сплав. Только я уже три года в отпуске не был”.

* * *

- Не надо представлять нас какими-то героями, - сказал Демский. - У нас работа, которую мы умеем делать. А я вообще чиновник - вот сейчас в региональное управление МЧС поеду и буду такие, как говорится, повседневные вопросы решать, что если рассказывать - вам скучно станет.

Скучно нам, может быть, и не стало бы, потому что проблем “повседневных”, к спасению людей отношения не имеющих, у отряда и его начальника выше головы. А “героев” из Анатолия Михайловича Демского и его отряда я и не собирался делать.

...День для репортера получился не сильно удачный - ни одного ЧП. Ну и слава богу.

Никто не знает, что случится завтра. Будем знать, что в Хабаровске есть Спасатели.

Автор: Юрий ШМАКОВ, специально для "В" Фото Юрия Сизова и из архива А. Демского