Наводя порядок в стране, нельзя же так бить по населению

В минувший вторник в эфире Тихоокеанской государственной телерадиокомпании “Владивосток” вышла программа “Губернаторский час”. Как всегда, на вопросы,в том числе о ситуации в топливно-энергетическом комплексе, отвечал губернатор Приморского края Евгений Наздратенко. Предлагаем вам отчет об этой программе.

17 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №884 от 17 нояб. 2000

 В минувший вторник в эфире Тихоокеанской государственной телерадиокомпании “Владивосток” вышла программа “Губернаторский час”. Как всегда, на вопросы, в том числе о ситуации в топливно-энергетическом комплексе, отвечал губернатор Приморского края Евгений Наздратенко. Предлагаем вам отчет об этой программе.

- Отключениями электроэнергии и тепла сейчас в России никого не удивишь. Сложности с прохождением осенне-зимнего сезона сейчас наблюдаются по всей стране. Отключают и жилье, и институты, и школы, и предприятия, и воинские части, и телевизионные передатчики. В конце октября Совет федерации был вынужден создать специальную рабочую группу для того, чтобы изучить ситуацию по подготовке страны к зиме и налаживанию устойчивого обеспечения страны топливом и энергией. Евгений Иванович, в чем, на ваш взгляд, выход из сложившегося в топливно-энергетическом комплексе положения?

- Сегодня федеральные структуры не платят за потребленные электроэнергию, тепло, воду. Вот что происходит в Дальнереченске. Там отключения света из-за задолженности городских предприятий перед энергетиками длятся по четыре-шесть часов. Город должен им 22 миллиона рублей. Но воинские части, расквартированные на этой территории, имеют долг перед городом в полтора раза больше – 36 миллионов! Это долг только по энергетике, а ведь есть еще и неоплаченные сельхозпродукция, хлеб, водоснабжение. Схожая ситуация в Фокино. Точно такая же проблема. Отключают население города. Разве оно виновато, что военные моряки не платят за свет? Почему так издеваются над мирным населением?

Я меньше всего хочу обвинять в этих неплатежах военных. Они сами, защищая население, социально незащищены. Мы платим налоги, и из этих налогов военные должны получать заработную плату, довольствие, должны иметь свет и тепло и, по крайней мере, самый элементарный уют. У них часто этого нет. И на требования энергетиков они отвечают: “У нас нет денег на оплату тепла, электроэнергии”.

Если мы говорим о необходимости наведения порядка в стране, давайте начнем с погашения долгов федеральных потребителей перед муниципалитетами. Чтобы последние могли избавиться от собственной задолженности. Нельзя же так бить по населению, которое фактически оказалось заложником этих неплатежей.

Надо погасить долги федеральных структур и перед “Дальэнерго”. Они накапливались аж с 1994 год. Заплатите энергетикам – энергетики стабильно отработают зиму.

Есть еще один важный момент. Нас все время упрекали, что мы много трансфертов берем. Некоторые доморощенные деятели упрекали нас в том, что приморцы – дармоеды. Нет, не дармоеды. Приморье работает и исправно платит налоги. За 9 месяцев этого года мы перечислили в федеральный бюджет 19 миллиардов 877 миллионов налогов и платежей, а в ответ получили трансфертов всего на 2 миллиарда. Так что по сути мы доноры российского бюджета.

Кстати, недавно в Приморье работали представители Счетной палаты Российской Федерации, которые рассматривали вопрос использования федеральных средств. По их официальному заключению только за прошлый год мы недополучили из федерального бюджета 600 миллионов рублей. Это стоимость 150 тысяч тонн жидкого топлива - целый месяц стабильной работы всего края. И если председатель правительства России взял ситуацию в ТЭКе Приморья под личный контроль, то его задача полностью упрощается. Пусть Минфин заплатит все эти долги, и никаких проблем не будет.

Мы каждый год ставим вопрос и перед правительством, и в Совете федерации о необходимости государственного регулирования цен на электроэнергию, энергоносители. Ведь никакого энергокризиса в традиционном его понимании в стране нет. Есть проблема сумасшедшего роста цен на топливо. В начале года цена тонны топочного мазута составляла 2,4 тысячи рублей, а сегодня уже 5,2 тысячи! И в то же время нефтяные компании не знают, куда девать суперприбыль – то ли в разведку нефтяных скважин деньги вкладывать, то ли в строительство офисов, то ли за рубеж перевести. Да как вообще такое может быть возможно? Ведь нефть – это достояние всей нации. И не должно население задыхаться в тисках высоких цен, в то время пока кто-то получает сверхприбыли.

- А как вы считаете, эту зиму мы пройдем?

- По нашей инициативе в конце лета было заменено руководство “Дальэнерго”. Сейчас там работает опытная

команда: и гендиректор компании Юрий Лихойда, и главный инженер Александр Иус прекрасно знают, что надо делать. Но хозяйство им досталось совершенно разбитое: топлива на зиму заготовлено не было, ремонт оборудования не осуществлялся, финансовая система разрушена. Одни долги, счета пустые. И просто спасибо нужно этим людям сказать, что они в кратчайшие сроки смогли закупить топливо, приостановить коллапс большой энергетики. Эту зиму мы пройдем без больших потрясений.

В коммунальном хозяйстве ситуация сложнее. Но и там разморозки отопительных систем не будет. Для этого мы работаем вместе с правительством, с региональными структурами.

- Что вы можете сказать по ситуации в городе Артеме?

- Под гарантию администрации края “Дальэнерго” стало заполнять теплом трассы города Артема. Эта работа – не на один час, но ситуацию там мы стабилизируем. Даже при тех больших долгах, которые скопились в этом муниципальном образовании. Городу говорят – надо погашать задолженность. Но бюджет его пустой, предприятия, которые должны платить налоги, не работают. Из чего платить?

Я бы очень хотел задать этот вопрос представителям Международного валютного фонда, по требованию которых закрывались шахты. Два угольных центра Приморского края - Артем и Партизанск практически не имеют сегодня работающих шахт. Выдали голодным, сидящим без зарплаты шахтерам шестимесячные оклады, чтобы люди не возмущались против сокращения собственных рабочих мест. Как мы сопротивлялись этой безумной политике! Вспомните, как шахтеров приводили под администрацию края, как они били касками там. Вспомните, как нас шельмовали и говорили, что шахты надо закрывать из-за их убыточности. А сейчас мы разводим руками: где же уголь в стране? Но ведь тогда было понятно, что мы подойдем к этому страшному моменту, когда будет нарушен топливный баланс страны. Сейчас мы уже пришли к этому моменту. Уголь, даже если есть деньги, негде купить даже по нынешним совершенно диким ценам.

- А где уголь малых разрезов?

- Малые разрезы сейчас дают четверть всего твердого топлива в энергетику Приморского края. Я имею в виду и большую энергетику, и коммунальное хозяйство. Но они не могут добывать столько угля, сколько добывало в свое время мощное объединение “Приморскуголь”. Тогда оно выдавало на-гора 26 миллионов тонн, сейчас “скатились” до 5 миллионов тонн. Добиться таких объемов добычи на малых разрезах просто невозможно. Но они в состоянии “закрыть” многие коммунальные проблемы. В крае примерно 75 процентов муниципальных котельных, работающих на твердом топливе. Когда администрация края вместе с главами районов открывала малые разрезы, мы имели это в виду. Там мы будем с топливом гарантированно. Проблема вся в топочном мазуте, его в Приморском крае не добывают…

- Евгений Иванович, помимо Артема еще одна острая точка – Кавалеровский район. Там, особенно в Фабричном, в других поселках, жидкого топлива практически нет.

- Жидкое топливо там есть, надо просто запускать котельные. Таких отговорок местного главы, что в котельных не хватает кочегаров, быть просто не должно. С такими управленческими вопросами муниципальная власть должна справляться. На месяц там топливо есть, а остальное будем изыскивать, докупать, подходить будет, то есть так же, как во всех районах.

- Вопрос телезрителя из Славянки: “Третий год нет ни топлива, ни отопления, ни горячей воды, замерзают люди – помогите”. Как помогает краевая администрация выйти из кризиса в Хасанском районе?

- Краевая администрация отвечает за все районы, какое бы там ни было руководство: уделяет оно внимание подготовке к зиме или не уделяет. Топливо в Хасанский район дополнительно поставим. Зимой отопительную систему мы не разморозим, но особого уюта не будет. Там необходимо реконструировать котельную.

- Вы недавно были на совещании в Хабаровске, на котором собирались все губернаторы Дальнего Востока. Обсуждалась очень больная и важная проблема рыбной отрасли. Каковы итоги этого совещания, которое проходило под председательством полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе К. Пуликовского? Чего удалось добиться?

- Говорить, что чего-то удалось добиться, еще рано. Вопросы еще будут решать правительство, президент. Главное, что нам удалось достичь понимания нашей позиции. Основной вопрос, который мы поставили на совещании, это недопустимость введения платы за биоресурсы и аукционов. Введение платы за ресурсы – это угроза для всей рыбодобывающей отрасли края. Оно поставит крест на освоении новых ресурсов, на обновлении флота рыболовецких компаний.

На совещании мы заострили внимание на будущем крупнотоннажного флота. Я считаю безответственной позицию Госкомрыболовства, представитель которого господин Дементьев М. В. предлагал начать списание крупнотоннажных судов. Если бы это предложение прошло, то оно больнее всего ударило бы именно по Приморскому краю. Ведь у нас таких судов больше, чем в других дальневосточных регионах. Мы бы получили такой удар по своей рыбной отрасли! Нельзя забывать и о военно-стратегической важности крупнотоннажников, которые являются судами двойного назначения. В случае военных действий эти корабли входят в состав вспомогательного флота.

Мне очень понравились выступления на совещании наших рыбаков Диденко, Колесниченко, Москальцова. Они встали и громко сказали о своей позиции. Их поддержал и полпред Пуликовский.

- Уже полгода проводится в нашей стране реформа государственной власти. Появилась новая структура – представительство президента в федеральном округе, новые должностные лица, которые есть и в округе, которые есть у нас в крае. Как складываются ваши отношения с новыми структурами государственной власти?

- С точки зрения личных отношений у нас сложилась конструктивная работа с теми людьми, которые представляют президента в Приморье, на Дальнем Востоке. О Константине Борисовиче Пуликовском я уже не раз говорил. Это боевой генерал, который зарабатывал свои звания на тяжелой воинской службе. Это смелый и мужественный человек, с достоинством принимает проблемы, не уходит от них. У меня с ним близкие позиции в понимании задач, стоящих перед краем.

Главным федеральным инспектором в Приморье назначен Павел Александрович Лысов. Я его считаю дальневосточником, хотя он последние годы жил в Москве, работал в аппарате президента. Но долгое время работал на Дальнем Востоке, понимает наши проблемы. Сергей Ремович Шерстюк работал в администрации края, в думе Приморского края. Он грамотный специалист. Это нас объединяет.

Все эти люди настроены на конструктивную работу с Приморьем, настроены как-то улучшить жизнь, совместно с краевой администрацией решать проблемы региона. Да, есть некоторые спорные моменты в их высказываниях. Порой смотрят на Приморье через призму московских телеканалов, которые не всегда объективно отражали действительность. Может быть, есть несколько неосторожных высказываний в адрес приморцев, администрации края. Но, я думаю, со временем это пройдет и раздувать проблему из этого не стоит.

- Но есть и другая сторона вопроса в наших отношениях с новыми структурами государственной власти. Я имею в виду распределение и полномочий, и ответственности.

- В Приморье много федеральных структур. И я считаю, что если сейчас какие-то полномочия находятся у федерального центра, то на нем должна лежать и соразмерная доля ответственности.

Возьмем, например, Территориальное агентство по банкротству, с такой яростью разорявшее приморские предприятия. Кому оно подчинено? Федеральному центру. Или Арбитражный суд Приморского края, вводивший процедуру банкротства и насаждавший часто неграмотных внешних управляющих – он также замыкается на федеральный Высший арбитражный суд. А военные, которые бросают свои городки и уходят из поселков, оставляя на произвол судьбы всю свою инфраструктуру, гражданских жителей? Это федеральное министерство обороны. Ушли они, бросили поселки, разорили предприятия. А проблемы оставили местной власти. Которая отвечает за зарплату, за тепло, за свет, за жизнь.

Теперь, на мой взгляд, за эти проблемы должны отвечать и федеральные представители, коль скоро они координируют работу государственных органов власти в регионах. Отвечать вместе с нами, а не только контролировать, надзирать или делать замечания. Может быть, пора на фоне разговоров о вертикали власти поставить вопрос о вертикали ответственности?

- Еще один вопрос, касающийся города Уссурийска. Вопросы учителей по зарплате. Что случилось в этом городе? Почему глава администрации Уссурийска не обеспечил выплату заработной платы учителям?

- Мне, наверное, не совсем тактично даже отвечать на этот вопрос. Но коль скоро это приняло столь явный политический оттенок…

Город Уссурийск получил трансфертов больше, чем любой другой город. Недавно туда приезжала комиссия из Министерства финансов России, которая проверяла межбюджетные отношения. Согласно акту этой комиссии город Уссурийск должен краевой власти 10 миллионов рублей, что касается господина Ведерникова, то ему надо в первую очередь сделать одно: собрали налоги - заплатите всей бюджетной сфере. Отдайте зарплату учителям, работникам культуры, медицины, коммунальщикам. На оставшиеся средства купите топливо, чтобы жители не мерзли зимой, и только потом можете думать о капитальном строительстве и ремонте за счет городского бюджета.

Ведь по сбору налогов Уссурийск – это один из самых сытых городов Приморского края. Он имеет все возможности для своевременной выплаты зарплаты своим учителям.

- Вопрос телезрительницы Степановой: “Сейчас очень много разговоров, что надо наполнять бюджет страны. В то же время пушное звероводство, которое в былые годы давало государству огромную прибыль, сейчас разорено. Как обстоят дела на предприятии “Дальпушнина”? Будет ли развиваться эта отрасль в крае?”

- В администрации края принято решение создать краевое унитарное предприятие “Дальпушнина”. Сейчас готовится соответствующее постановление. Мы очень долго боролись за это предприятие, которое было разорено введенным Арбитражным судом внешним управлением.

Возглавлять новое предприятие будет Гусев Михаил Иванович. У него есть опыт работы в отрасли, есть планы, программы восстановления пушного звероводства. И я уверен, что мы сможем восстановить предприятие, восстановить рабочие места, вдохнуть новую жизнь в поселки звероводов.

Автор: Евгений НАЗДРАТЕНКО