Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

“Определять свое место в море…”

В эти дни исполняется 110 лет со дня открытия во Владивостоке Александровских мореходных классов. Это было первое специальное учреждение на Дальнем Востоке, в котором обучали навыкам морского ремесла.
В эти дни исполняется 110 лет со дня открытия во Владивостоке Александровских мореходных классов. Это было первое специальное учреждение на Дальнем Востоке, в котором обучали навыкам морского ремесла.

Официальное открытие классов состоялось 14 ноября (по ст. стилю) 1890 г. после молебна в здании городского училища по ул. Миссионерской, 4 (ныне ул. Лазо).

“На этом торжестве, как отмечала тогда газета “Владивосток”, были представители морских, военно-сухопутных и гражданских властей, народного просвещения, купечества и некоторые граждане. Тут же находились 11 человек воспитанников”.…

К собравшимся обратился старший преподаватель мореходных классов Виктор Ананьевич Панов: “Создавая настоящие классы, и правительство, и общество стремятся к тому, чтобы избавить наше прибрежье от существующей зависимости его в транспортировке местных грузов, от иностранной эксплуатации в лице тех капиталистов, судохозяев и мореходцев, которые... являются в наши воды и отвлекают к себе те заработки, которые всюду составляют неотъемлемое достояние национального судоходства”.

В заключение В. Панов отметил: “Мореходные классы нельзя считать учебным заведением в том смысле, в каком мы привыкли относиться здесь к другим подобным учреждениям. Здесь вы сможете получить только специальные знания, насколько они необходимы в вашей будущей практике.… Коммерческому моряку разрешается житейской практикой быть даже малограмотным, но он твердо должен знать, как ему починить парус, как оснастить мачту, управлять рулем и судном и определять свое место в открытом море...… Как вы сами видите, вне моря наука эта будет для вас совершенно бесполезною…...”

Согласно “Положению об Александровских классах” поступающие в них должны были представить свидетельство о том, что они “производили плавание” на судах. При этом независимо от окончания курса в классах ученик для приобретения патента обязан был “выплавать” не менее двух лет штурманом каботажного плавания.

По местным условиям и требованиям учеников в мореходные классы принимали не моложе 14 лет, с тем чтобы на ответственные должности на суда они могли поступать не ранее 18 лет.

6 мая 1902 г. в связи с реформой морского образования Государственный совет Российской империи утверждает новое “Положение о мореходных учебных заведениях”. Александровские мореходные классы во Владивостоке были упразднены. На их базе открыли мореходное училище дальнего плавания с сохранением за ним названия Александровского.

Газета “Дальний Восток” в 1907 г. отмечала, что занятия в училище проходили успешно. При нем же открылись вечерние классы для подготовки механиков, а всего учеников было около сорока.

Три года назад в Госархив Приморского края поступили на хранение уникальные документы - 45 личных дел поступавших в Александровское училище дальнего плавания. Интересен тот факт, что с 1909 по 1922 г. (а именно за этот период представлены личные дела) из подавших заявления самый молодой человек был в возрасте 16 лет.

Из личных дел можно узнать, что обучаться в училище могли желающие всех состояний и возрастов независимо от происхождения. Поэтому здесь можно было увидеть детей потомственных дворян, мещан, купцов, почетных граждан, военных, крестьян и даже ссыльно-каторжных поселенцев. Приезжали учиться из разных областей России - Московской, Саратовской, Иркутской, Хабаровской.

Для поступления необходимо было подать прошение начальнику училища с приложением “выписи” из метрической книги, свидетельства об образовании.

Многие поступающие уже имели профессиональные навыки, порой совершенно не связанные с морской специальностью, приобретенные в других учебных заведениях. Например, таких, как Владивостокское коммерческое училище, Кронштадтское реальное училище, Хабаровский кадетский корпус, Пензенское землемерное училище, Московское железнодорожное и Никольск-Уссурийское ремесленное.

Встречается в личных делах такой документ, как “Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности”. Юноши, принятые во Владивостокское училище дальнего плавания в возрасте до 21 года (призывной возраст в то время), получали отсрочку от службы в армии на три года.

В 1923 г. училище было вновь преобразовано - во Владивостокский водный техникум путей сообщения, затем оно меняло свое наименование еще несколько раз, но профиль его оставался неизменным.

Сегодня наследницей и продолжательницей добрых традиций Александровских мореходных классов по праву считается Дальневосточная морская академия имени Г. И. Невельского (до 1992 г. всем известное ДВВИМУ).

Автор : Надежда КАШИНА, научный сотрудник Госархива Приморского края, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Аукцион для рыбака, что красная тряпка для быка

Впервые за последние десять лет прибрежные субъекты федерации на Тихом океане объединились перед лицом общей опасности. В Хабаровске состоялся региональный рыбохозяйственный совет, на котором было подготовлено обращение на имя первых лиц государства и подписано не только губернаторами и вице-губернаторами, руководителями крупнейших компаний и колхозов, но и представителем президента в нашем федеральном округе. Не для значимости поставил свою подпись Константин Пуликовский, а сознавая надвигающуюся катастрофу. Именно полное уничтожение рыбной отрасли на Дальнем Востоке несет за собой предложение Москвы о введении аукционов на квоты и платы за использованные биологические ресурсы.

Иностранцы в Охотоморье получат “дырку от бублика”

Воды центральной части Охотского моря давно являются камнем преткновения для российских рыбаков. Запасы биологических ресурсов там неуклонно снижаются, а желающих залезть с сетями в наше внутреннее море очень много. Охотников, если точнее, рыбаков под чужими флагами за богатейшими ресурсами водных недр более чем достаточно. И вот наконец-то и. о. председателя Госкомрыболовства Михаил Дементьев согласился с требованиями дальневосточников. Выходить сюда на промысел могут только наши соотечественники, иностранцам со следующего года прекратят выдачу разрешений на лов в Охотском и западной половине Берингова моря.

Очень “скромный” контракт

Одна из российских авиакорпораций подписала контракт на поставку самолетов в Китай. Детали сделки пока неясны, но речь идет о “достаточно скромном контракте”.

Азербайджанский опиум для Японии

Крупная партия опия-сырца задержана работниками управления Федеральной службы безопасности РФ по Приморью.

За опоздание с обеда солдат получил разрыв селезенки

Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев кассационную жалобу, оставил без изменений приговор Владивостокского гарнизонного суда в отношении рядового Евгения Бутенко.

Последние номера