Цветет парижский лунник

Вы любите бродить по старому городу? Если да – тогда вы просто не могли не заметить его главное украшение – кованое кружево решеток. Они украшают балконы, парапеты, козырьки, некогда парадные лестницы старинных городских домов.

3 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №878 от 3 нояб. 2000
Вы любите бродить по старому городу? Если да – тогда вы просто не могли не заметить его главное украшение – кованое кружево решеток. Они украшают балконы, парапеты, козырьки, некогда парадные лестницы старинных городских домов.

 молодом Владивостоке стиль нового века - модерн был представлен во всем блеске и великолепии, - продолжает О. Обертас. - Еще и сегодня можно увидеть в кованых узорах такие его течения, как флореальный, ритмический, рациональный, и другие. К слову, эта классификация принята в Санкт-Петербурге, а наш город прекрасно воспринял культурные традиции северной столицы и Одессы, а также Германии, Англии, Дании, Франции. Например, в зданиях, построенных талантливым архитектором Юнгхенделем (ул. Пушкинская, 33-35), можно увидеть лунник, любимый цветок известного французского дизайнера Луи Мажореля. Решетку с подобными формами можно встретить в Париже, в музее изобразительных искусств. Впрочем, если внимательно присмотреться к владивостокскому металлическому узору,можно заметить также немало аналогий с художественным орнаментом Альфонса Мухи и его учеников.

И это неудивительно. Взгляните на старые открытки Владивостока - практически каждый каменный дом украшен решетками. Состоятельные горожане, а ими были прежде всего иностранные подданные, выписывали сюда, на восточную окраину России, не только архитекторов, но и современные строительные материалы, журналы с новомодными архитектурными идеями. А если учесть, что путь морем сокращал расстояние – сюда из Европы можно было добраться за каких-то два-три месяца вместо сухопутных двух лет, - то можно не сомневаться: Владивосток шел в ногу со временем. Жаль только, что так мало времени отпустила ему история для полного расцвета: большое строительство развернулось здесь с 80-х годов прошлого века, а в 1904-м началась русско-японская война, затем первая мировая, потом революция…

Сейчас Ольга Обертас пишет книгу о металлическом узоре Владивостока. И собирается “подняться”… на крышу. Кое-где уцелели удивительные по красоте парапетные решетки, которые особенно хороши на фоне неба.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток" Фото Виталия АНЬКОВА