Сергей СОПЧУК: Ветви власти – это не веник, а крона единого дерева

На минувшей неделе состоялось достаточно серьезное с точки зрения проверки расклада политических сил в Приморье заседание краевой думы. Часть депутатов постарались отойти от традиционных бюджетно-хозяйственных проблем, которые были внесены в повестку дня, и предложили чисто политиканское шоу в виде вопроса о недоверии губернатору. Впервые этот вопрос голосовался, но завершился именно тем, чем и должен был завершиться, – ничем.

31 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №875 от 31 окт. 2000

На минувшей неделе состоялось достаточно серьезное с точки зрения проверки расклада политических сил в Приморье заседание краевой думы. Часть депутатов постарались отойти от традиционных бюджетно-хозяйственных проблем, которые были внесены в повестку дня, и предложили чисто политиканское шоу в виде вопроса о недоверии губернатору. Впервые этот вопрос голосовался, но завершился именно тем, чем и должен был завершиться, – ничем.

В последнее время в СМИ постоянно мелькают фамилии одних и тех же депутатов краевой думы, представляющих или руководящие органы законодательного собрания края, или антагонистические лагеря в думе. Между тем именно пресловутое голосование показало, что эти люди как раз и не являются выразителями мнения действительного большинства избирателей Приморья.

Именно на эту тему, а чьи же интересы отстаивает депутат краевой думы, если он не хочет влезать в политиканские междоусобицы, и состоялась беседа корреспондента “В” с депутатом от избирательного округа 33 (Октябрьский и Хорольский районы) Сергеем Сопчуком.

Он считает для своей роли в думе важным именно то обстоятельство, что его делегировало в думу население сельскохозяйственных и небогато живущих районов. “Именно поэтому приоритеты политических междусобойчиков для таких депутатов, как я, являются абсолютно третьестепенными, - говорит Сопчук. – Выбирая приложение своих сил в думе, я не случайно выбрал работу в комитете по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам: принимая решения по определению первостепенных бюджетных задач в крае, я в состоянии влиять на конкретные условия жизни моих избирателей”.

Сопчук в реальности отдает себе отчет в том, что система власти в стране при всех недостатках и перегибах все-таки имеет своей природой народное делегирование и в исполнительной, и в законодательной ветвях, и цели этого делегирования любой из участников властного процесса (т.е. процесса принятия решений) обязан воспринимать как свои личные.

“Дума как орган представительной власти должна быть не антагонистом власти исполнительной, которая, к слову сказать, тоже избираема с самых низов, а содействовать точности и обязательности в выборе решений и их исполнении”, - считает Сергей Сопчук.

По словам депутата, самыми кардинальными показателями минувшего сезона думской активности были совсем не политические декламации и абсурдные голосования, а принятие законов, которые в действительности касаются каждого человека, живущего на территории Приморья. “Один из таких законов – о налоге с продаж, который надо было вводить в связи с общефедеральной практикой, вызвал массу нападок и на думу, и на администрацию. Но столь бурная общественная реакция – лишь признак важности этого закона для людей. К примеру, одна газета краевого распространения напечатала жалобу избирательницы из моего округа, которая возмущалась депутатом Сопчуком, голосовавшим за закон, который сделал ее, бедную пенсионерку, еще беднее. Я встретился с этой женщиной, и в разговоре мы вместе выяснили, что ни рубля, ни копейки по этому налогу с продаж она не заплатила и не заплатит. Более того, закон, который депутаты краевой думы сориентировали как социальный, приносит выгоду бедным слоям населения, поскольку распределяет в их пользу этот пресловутый налог с продаж. 40 процентов полученных сумм от этих сборов направляются в краевой бюджет, а 60 – остаются в органах местного самоуправления, где управления социальной защиты могут оказать действительно адресную помощь конкретным людям”.

По мнению Сопчука, позицию, которую он занимает, разделяет большинство депутатов краевой думы. Вместе с тем можно считать достаточно распространенным явлением, когда краевые депутаты от городов и районов находятся в конфронтации с мэрами или главами муниципальных образований. Эти конфликты есть во Владивостоке, Уссурийске, ряде других районов. Не стал исключением и Октябрьский район. “Я не могу сказать, что подобная конфликтность в отношениях депутата и главы муниципального образования обусловлена противоречиями самих этих властных институтов, - говорит Сопчук. – Скорее всего схожесть этих трений в разных городах и районах определяется извечной практикой управления “по-партийному”, когда функционер на верхушке считает себя всегда правым, а всех вокруг – или верными соратниками, или врагами-антагонистами. Но форма власти, фактически установившаяся в стране, уже просто не приемлет такого подхода, и взаимодействие и взаимопонимание между главой муниципального образования и депутатами краевого уровня от территории сейчас просто необходимо. Я, как депутат от Октябрьского района, лоббировал (в лучшем смысле этого слова) и включение в краевую программу “Чистая вода” финансирования для нового водозабора в пос. Липовцы, лоббировал выделение для района дотаций из краевого бюджета. Это сделано во благо населению или во вред? Если глава территории и депутаты от нее объединяют свои усилия - это всегда полезно. Но иногда наши ветви власти в органах местного самоуправления больше напоминают веники, поднимающие тучи пыли, нежели ветви единого дерева, корнями которого являются земля и люди, на ней живущие”.

Автор: Александр СЕРГЕЕВ, специально для "В"