Страна дипломированных дворников

Мы рискуем ею стать, если сохранятся тенденции, наметившиеся в системе отечественного образования Диплом найдешь – сам пропадешь?

31 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №875 от 31 окт. 2000

Мы рискуем ею стать, если сохранятся тенденции, наметившиеся в системе отечественного образования Диплом найдешь – сам пропадешь?

Обычно, когда по радио или с экрана телевизора нам сообщают цифры, свидетельствующие об увеличении количества желающих попасть в вузы, мы радуемся за молодое поколение и его будущее. Однако есть и другая сторона медали – ее видит всякий, кто пробовал оценить российские образовательные структуры в целом. Прежде чем начать серьезный разговор с цифрами и выводами, обозначим проблему. Она умещается в два вопроса: откуда в стране возьмется необходимое число рабочих и куда пойдут “сверхплановые” выпускники вузов?

Окончив кто девять, а кто одиннадцать классов школы, юноши и девушки оказываются перед извечной проблемой выбора, сформулированной еще программным советским поэтом: “Где работать мне тогда? Чем заниматься?” Вопрос серьезный – по существу выбирается будущая жизнь. В наше туманное время – особенно. И очень часто мамы с папами из кожи вон лезут, чтобы протолкнуть ребенка в вуз. Если у дитяти не хватает знаний, зарабатывают деньги, которых для поступления в институт требуется немало. Но позже оказывается, что диплом – еще не путевка в жизнь и что рынку труда требуются далеко не все специалисты. А с распределением нынче ситуация известная.

Как же быть и кто нам сегодня нужен? Чтобы разобраться в больных вопросах, корреспондент “В” обратился к представителям различных образовательных структур.

Я бы в сварщики пошел…

Сегодня в крае действует 51 учебное заведение начального профессионального образования (НПО), не считая семи, находящихся в местах лишения свободы. Это ПТУ и профессиональные лицеи (последних в крае 10). Рассказывает заместитель начальника краевого управления начального профессионального образования по профессиональной подготовке Алексей Гордиенко: “К начальному профессиональному образованию сохраняется стабильный интерес. Особенно оно выигрышно для тех, кто остался без попечения родителей, для сирот, молодежи из малообеспеченных семей (таких у нас примерно 75 проц.) – мы ведь кроме всего прочего обеспечиваем и горячее питание. У некоторых вчерашних школьников просто нет альтернативы: в вуз их не примут, придется идти в армию, вернется парень из армии без специальности – и куда дальше?”

В ПТУ и профессиональных лицеях края обучают более чем 60 профессиям. Разумеется, не все востребованы в равной мере. Из-за разваленного ВПК оказались ненужными металлообрабатывающие профессии, нет заказа и на специалистов по лесу. Подготовку строителей мы зарубили сами: до августа 1998 года китайцы были не в пример дешевле. Нужно сказать, что эти профессии традиционно считались тяжелыми, строители пользовались различными льготами и т. д. Когда льготы ушли, упало и количество желающих стать строителями.

Не востребованы судоремонтники, специалисты по сельскохозяйственной технике… - ПТУ готовят тех, кого требует рынок. Сегодня это профессии сферы обслуживания, традиционные газоэлектросварщики, швеи, столяры, парикмахеры, повара. Последние профессии отличаются тем, что позволяют “трудоустроить” себя самому, открыть частную лавочку.

По спросу на рынке труда можно изучать состояние общества. Но требования рынка и требования общества – понятия разные.… Не вечно же у нас будут в развале село, ВПК и флот? Сейчас приморские ПТУ и профлицеи руководствуются постановлением губернатора об увеличении числа подготавливаемых строителей. Немного легче становится с трудоустройством судоремонтников, рабочих-станочников. Благо, вся учебно-материальная база в училищах сохранена – набирай молодежь и обучай.

Но все больше выпускников ПТУ стремятся попасть в вузы. “На одного инженера нужно минимум пять-семь рабочих и один техник, это нормальная пропорция”, - говорит Алексей Гордиенко. Похоже, мы идем к обратной пропорции. А если еще переведут, как планируют, все ПТУ и профлицеи с федерального бюджета на местный, то начальное профессиональное образование может оказаться в гораздо более сложном положении.

Кстати, в этом году у НПО юбилей. 2 октября 1940 года вышло сталинское постановление “О государственных трудовых резервах СССР”, предусматривающее создание единой системы подготовки рабочей силы в ремесленных и железнодорожных училищах, а также в школах фабрично-заводского обучения. Хотя можно вести “родословную” отечественного профобразования и от 12 января 1701 года, когда указом Петра I была создана Навигацкая школа.

Куда смотрит работодатель

Количество средних специальных учебных заведений (ссузов) в крае растет. Если еще в 1996-м их было 35, то теперь – 56. Сюда входит 31 государственное учреждение, 6 негосударственных, 12 включенных в структуры вузов и 7 филиалов.

Среднему профессиональному образованию обучают в техникумах, колледжах и училищах (хотя эти училища тоже правильнее было бы назвать техникумами или колледжами). Колледжи по сравнению с техникумами дают более высокий уровень подготовки (не бухгалтер, а экономист, не строитель, а менеджер и т. п.). Кстати, и ПТУ меняют названия на лицеи по той же причине: из профлицеев 25-30 проц. обучающихся выходят не с начальным, а со средним профессиональным образованием.

Как рассказала Людмила Дякун, начальник отдела среднего профессионального образования администрации края, из выпускников приморских техникумов и колледжей легче всего устраиваются специалисты в области здравоохранения, рыбной промышленности, дизайна, реставрации, сферы обслуживания. Характерно, что работодатель сегодня оценивает не только основную профессию, но и “приложения” - знание компьютера, иностранного языка. Поэтому и техники стараются получить рабочую специальность – не помешает.

Негосударственным учреждениям легче реагировать на изменения требований рынка труда – они могут и для пяти человек открыть новую линию обучения.

Как и в начальном, в среднем профессиональном образовании больше стало тех, кто техникум оценивает как ступеньку на пути к вузу. Поэтому растет число окончивших ссуз с отличием.

Армия без солдат

А теперь давайте сопоставим цифры. В ПТУ и профлицеи каждый год поступают 11-12 тысяч молодых приморцев (в 1999 году было набрано 11200 человек, в этом году – 11500). В 2000 году начальное профессиональное образование получили 9700 человек. Резких скачков численности обучающихся нет.

В средние специальные учебные заведения в 1999 году поступили 11,8 тыс. человек, выпустились – 7,9 тыс. После 1995 года наблюдается рост желающих поступить в ссузы, и планируется, что выпуск текущего учебного года составит более 8 тыс. человек.

Что касается вузов, то, как нам сообщили в отделе высшего профессионального образования краевого управления по профессиональному образованию и науке, количество желающих получить высшее образование растет. Если в 1993-м в вузы края поступили 9,4 тыс. человек, то к 1994-96 гг. это число подошло уже к 10 тыс., а двумя годами позже начался новый виток роста. В 1998-м в вузы пришли 11,5 тыс. человек, в 1999 – 11,7, в 2000 – почти 12 тысяч человек.

Не забудьте, что от числа получивших начальное и среднее профессиональное образование нужно отнять тех, кто пошел дальше – в институты, университеты и академии. Таких тоже немало.

Вот и получается, что наше общество идет к тому, чтобы стать армией без солдат, где на одного “генерала” будет приходиться (если вообще будет) по одному “сержанту” и одному “солдату”.… Как известно, дело генералов – командовать. А воевать должны солдаты. И мы это остро почувствуем, когда начнем собирать разваленную страну. Сейчас дефицит “солдат промышленности” ощущается слабо потому, что, во-первых, практически бездействует индустрия, во-вторых, не выработался ресурс прежних “трудовых резервов”, не ушло еще старое поколение. Но это вопрос времени….

Помимо всего прочего “ремеслухи” играют и большую социальную роль, отбирая у улицы многих потенциальных преступников и просто тех, кто не может попасть в вуз. Неограниченный же (лишь бы платили) набор студентов в институты и университеты неизбежно приводит к профанации высшего образования: идут туда не лучшие, а в основном те, у кого деньги. Количество выпускников высшей школы растет, общий уровень падает. А ведь в этом деле качество как нигде важнее количества...

Кто станет героем времени?

Образование сегодня превращается в коммерческое предприятие, вложение денег с последующей прибылью: абитуриенты и их родители надеются, что диплом обеспечит им достойное место в жизни. Но мы знаем, что диплом сейчас зачастую значит меньше, чем знание карбюратора или умение сваривать металлоконструкции. Из выступления министра образования РФ Владимира Филиппова: “Для человека важен не сам факт образования, а наличие хорошей работы и хорошей зарплаты. Безработица — это страшное бедствие. Поэтому у нас в стране в ближайшее десятилетие будут очень нужны люди, подчеркиваю, не с высшим образованием, а выпускники ПТУ — высококвалифицированные рабочие”.

Прошла пора споров между физиками и лириками - теперь и первые, и вторые оказались ненужными. Бал правят финансисты, бизнесмены. Но героем нашего времени банкир оставаться не может. Мы должны производить, а не только торговать тем, что напроизводили прошлые поколения.

Без интеллектуалов - ученых, инженеров, учителей, врачей - мы никуда не уйдем. Но далеко не каждый обладатель диплома может называться настоящим интеллигентом, да и просто найти себя. Мы знаем о выпускниках вузов - филологах, историках, геологах и т. д., которым идти некуда. Только, грубо говоря, дворником (и это не редкость). Знание ремесла помогло бы очень многим из них.

Мода приходит и уходит. А если мы еще хотим жить в своей стране и даже гордиться ею, нам понадобятся рабочие. Это значит, что миллионам выпускников вузов места под солнцем просто не найдется. К токарному станку их никто не пустит, значит, в лучшем случае они возьмут в руки лопаты. В худшем – просто останутся не у дел или уедут на Запад, а лопаты возьмут более неприхотливые китайцы…. Впрочем, недоученные “образованцы” Западу не нужны. Туда уходят лучшие. А здесь их места занимает “второй эшелон” - те, кто пошел в вуз для престижа, для отсрочки от армии или просто так – оттого что деньги были.

Нужно верить в то, что люди с дипломами окажутся нужными и незаменимыми. Но армия на 90 процентов состоит из простых солдат. Это относится ко всем социальным сферам. Диплом – не панацея и не путевка в жизнь. Строить страну все равно будут рабочие руки. И брать пример с “высоколобых” США нам нельзя. На них работает весь третий мир, а мы должны спасать себя сами.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"