Так кто же охраняет морские ресурсы?

Практически каждый день на полосах “В” появляются материалы о задержании патрульными кораблями и судами Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ судна-браконьера, о наложении штрафов и предъявлении ущербов, об изъятии крупных партий различных морепродуктов. Большая часть этих задержаний производится при непосредственном участии инспекторов морской инспекции. Недавно эта служба, входящая в состав ТОРУ ФПС, из Региональной инспекции по охране морских биологических ресурсов (РИОМБИР) переименована в Приморскую государственную морскую инспекцию. Также в ее структуре произошли некоторые изменения. Обо всем этом корреспонденту “В” рассказали начальник ПГМИ подполковник ФПС Юрий Анищенко и начальник организационно-планового отдела Анатолий Комар.

26 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №873 от 26 окт. 2000

Практически каждый день на полосах “В” появляются материалы о задержании патрульными кораблями и судами Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ судна-браконьера, о наложении штрафов и предъявлении ущербов, об изъятии крупных партий различных морепродуктов. Большая часть этих задержаний производится при непосредственном участии инспекторов морской инспекции. Недавно эта служба, входящая в состав ТОРУ ФПС, из Региональной инспекции по охране морских биологических ресурсов (РИОМБИР) переименована в Приморскую государственную морскую инспекцию. Также в ее структуре произошли некоторые изменения. Обо всем этом корреспонденту “В” рассказали начальник ПГМИ подполковник ФПС Юрий Анищенко и начальник организационно-планового отдела Анатолий Комар.

- С чем связано переименование вашей службы?

- Охрана морских биоресурсов - относительно новая функция Федеральной пограничной службы, и можно сказать, что она еще находится в процессе становления. Фактически после переименования эта служба в системе ТОРУ осталась прежней и сохранила все свои функции. Просто в течение этих двух лет продолжались согласования и уточнения многих нюансов в различных эшелонах власти. И сейчас термин “государственная” в названии инспекции предполагает определенные обязанности и определенные права. Также новый статус получают и работники нашей службы. Это статус государственных служащих.

Изначально инспекции создавались по принципу бассейновых управлений. После переименования ПГМИ стала обладать более широкими полномочиями, и сейчас наши инспектора могут осуществлять свою деятельность в различных точках Тихого океана. Также они имеют все полномочия для работы в составе других инспекций.

- Два года назад к ФПС перешла функция рыбоохраны на море. Чего удалось достигнуть за это время и с какими трудностями пришлось столкнуться?

- Надо сразу сказать, что практически сразу нам пришлось столкнуться с большими трудностями. Ведь указ о формировании инспекции вышел в августе 1998 года, а все помнят августовский кризис. Очень много было сделано по подбору кадров. Каждый человек проверялся по линии ФСБ и отдела собственной безопасности ТОРУ. Немалая работа была проведена и по приемке основных фондов. В самом приказе говорилось о том, что все патрульные суда переходят не в подчинение самой РИОМБИР, а включаются в состав морских соединений ФПС. Таким образом, “Шкипер Гек”, “Командор” , “Херлуф Бидструп” и “Маньчжур” вошли в Находкинскую бригаду пограничных сторожевых кораблей. В связи с тем, что большая часть инспекторов проживают во Владивостоке, позже патрульные суда были переведены в состав Владивостокской бригады. Конечно, РИОМБИР помогала, чем могла, в их содержании. Ведь эти суда датской постройки требуют очень много внимания к себе. И на их содержание требуются очень большие средства.

В 1998 году, опять же в связи с кризисом, из-за недостатка финансирования стояли многие пограничные корабли. Однако эти патрульные суда начали выходить в море. Здесь же надо сказать, что не все четыре судна перешли к нам в нормальном состоянии. Два из них нуждались в ремонте и нуждаются в нем до сих пор. “Маньчжур” и “Шкипер Гек” надо ставить в ремонт. Сейчас этой проблемой занимается отдел морской охраны округа.

Всего сейчас в подчинении ТОРУ шесть инспекций, и еще одной проблемой является отсутствие оборудования и помещений. Большая часть средств, которые зарабатывает наша служба, уходит на аренду помещений и другие технические нужды. Пока удалось отстроить собственное помещение только для Ольгинской инспекции.

И в то же время все эти годы мы перечисляли деньги в госбюджет. Только за пять месяцев 1998 года инспекторами РИОМБИР было проверено 108 промысловых судов, из них 31 иностранное. Выявлено шесть российских судов-нарушителей, наложено штрафов на сумму

4692 рубля. Изъято 9107 килограммов мороженого краба на сумму 409 815 рублей. В 1999 году было проверено 1107 рыболовных судов, из них 87 иностранных. Выявлено 197 российских и пять иностранных судов, так или иначе нарушивших правила промысла. Оштрафовано

1961 физическое и юридическое лицо на общую сумму 500 863 рубля. Предъявлено ущерба на общую сумму 1 865 137 рублей. В этом году показатели еще более выросли. На сегодняшний день общая сумма штрафа составляет 6 362 981 рубль. То есть с каждым годом мы наращиваем показатели, несмотря на то, что у нас остается масса проблем.

- Очень часто во многих СМИ и в выступлениях различных официальных лиц, как местных, так московских, появляются высказывания о том, что изначально было ошибкой передавать функции охраны морских биоресурсов ФПС в связи с “поголовной коррумпированностью” морской рыбоохраны. Как вы к этому относитесь?

- Ни для кого не секрет, что рыбодобывающая отрасль является “золотоносной”. Это то природное богатство, за которое государству добытчики отдают минимальную плату. И процент дохода превышает все разумные пределы.

Функция рыбоохраны была передана ФПС в связи с тем, что с приходом рыночной экономики вся работа этой отрасли стала ориентироваться на вывоз товара за рубеж. И пограничники, осуществляя функции охраны государственной границы, в большей степени способны контролировать ситуацию, чем все остальные органы. Но это не самое главное. Дело в том, что раньше все функции – ведение рыбохозяйственной деятельности, выдача разрешений и контроль по охране - были сосредоточены в одних руках. Всем этим занимался Госкомрыболовства. В этой связи для того, чтобы разграничить функции, контроль и охрана морских биоресурсов указом президента были возложены на ФПС.

Сейчас просто очень многим крупным рыбодобывающим компаниям выгодно возвращение к старому, и они используют в этом как козырь те трудности, которые мы испытываем. Однако это явление временное. Я уже говорил о том, что сейчас наша структура находится в процессе становления. Мы прилагаем все усилия и не дадим обирать наше государство.

Автор: Беседу провел Федор ГУРКО, "Владивосток"