Крадем детство у своих детей…

Декада “Образование-2000” проходит во Владивостоке с 16 октября. Одновременно открылась федеральная экспериментальная площадка, в рамках которой идут поиск перспективных направлений развития народного образования, расширения сферы профессионального мышления педагогов и знакомство с образовательными технологиями.

20 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №870 от 20 окт. 2000

Декада “Образование-2000” проходит во Владивостоке с 16 октября. Одновременно открылась федеральная экспериментальная площадка, в рамках которой идут поиск перспективных направлений развития народного образования, расширения сферы профессионального мышления педагогов и знакомство с образовательными технологиями.

В ее работе принял участие авторитетнейший в области инноваций специалист, руководитель института образовательной политики “Эврика” Александр Адамский.

Наш корреспондент встретился с ним.

- Александр Изотович, традиционная педагогика считает эксперимент чем-то отвлеченным от жизни. Как вписываются инновации в единое образовательное пространство?

- На самом деле единое образовательное пространство – это миф, который пришел из XIX века, когда стали строить систему образования в России по немецкому, французскому образцу. Сегодня мы остались, пожалуй, единственной страной, где это самое пространство решается административными методами. Если оно насаждается, то тогда это миф, иллюзия, фикция, которая подлежит разрушению. К примеру, вузы. Там индивидуальная система набора студентов - и дела нет до школьной программы. Наши образовательные стандарты меняются раз в семь-десять лет. Как, скажите, можно при этом гибко реагировать на запросы общества?

- Вы приезжаете во Владивосток не в первый раз. Как бы вы оценили то, что наработано педагогами Приморья, где есть свой опыт инновационной школы?

- Первая волна экспериментов пришлась на начало 90-х годов. Семинары проходили в Арсеньеве, Находке. Вряд ли это надо связывать с началом перестройки. Все зрело изнутри, вне формальных структур. Хотя педагогов-новаторов тогда поддерживали даже в крайкоме партии. Но как-то по касательной. А те, в свою очередь, еще не понимали, что идея не может сама по себе воплощаться. Считали, достаточно ее высказать, и все поймут, как это хорошо. Ничего подобного! Нужны скрупулезные шаги по выстраиванию инновационного процесса. И это очень рутинная и глубоко профессиональная работа, чем мы сейчас и занимаемся. Идея – это главное, но вслед за этим нужны системные шаги – управленческие, научные, общественные, финансово-экономические. Ведь инноватика - это такая наука, которая двигает все сферы жизни человека на качественно иной уровень. Но в целом инновационными технологиями занимаются только энтузиасты, в том числе в Приморье.

- К которым применимо “мало их, и страшно далеки они от народа”?

- Получается так. Понимаете, эксперимент не может развиваться массово (хотя сегодня в России уже существует сеть экспериментальных площадок). Это очаг вирусного заболевания. Вот он появился. А дальше – кто прикоснулся, тот и “заболел”. Как это передается – отдельный разговор. Но не внедрением. Внутренне не подготовленный человек не сможет заниматься нетрадиционной педагогикой, даже если ему прикажут и заплатят деньги. Он только дискредитирует идею и навредит детям. Так что лучше пусть новаторов будет немного, но они выполнят свою задачу.

Какую? Вырастить хотя бы два поколения детей, окончивших инновационные школы. Сейчас оценивают по тому, как учатся в школе. Но дети вырастут и начнут что-то делать в жизни. И там станет видно, как реализуется заложенное. Самое важное - изменится ли наша жизнь к лучшему? Есть один простой вопрос: как связано качество жизни с образованием? Если мы такие умные, то почему мы так плохо живем?

Только ленивый не критикует американскую школу. Рассказывают разные истории, как наши “троечники” попали в Америку и сразу стали отличниками. Но почему же там такой высокий уровень жизни? Было бы ошибочно усматривать линейную связь между содержанием образования и уровнем развития общества. Нет прямой пропорции - чем больше жмешь на газ, тем быстрее едешь. Здесь по-другому. Формально мы можем проверить знания на экзамене, тестировании. Но есть другая линия – умение эксплуатировать эти знания, возможность строить на них свой успех.

- С чем вы приехали во Владивосток?

- Мы проводим традиционную учебную сессию в рамках экспериментальной площадки. Они проводятся два раза в год в разных городах. Здесь можно представить содержание своего метода, провести самоэкспертизу. Собирается много педагогов, и с нашей помощью они друг друга оценивают.

- Как это связано с деятельностью “Эврики”?

- Наш Институт образовательной политики – это такая модель научного учреждения, университет без стен. Мы оказываем сетевую поддержку инновационным школам. Плюс анализ образовательной политики и консультирование – политическое, экономическое и содержательное. Сегодня образовательная политика выходит в авангард политической борьбы.

Последние парламентские слушания показали, что различные партии, движения, деятели начинают понимать; если они не выдвигают реальных задач в образовательной политике, они теряют авторитет. Хотя и здесь мы идем за Западом. Хотя бы такой пример - Буш и Гор схлестнулись именно по поводу образовательного ваучера. Похоже, начинает приходить понимание того, что надо действовать более системно в области образования и у нас. Приморский край – не исключение.

- Сегодня много спорят о том, во сколько лет дети должны идти в школу. Чем раньше, тем лучше?

- Не с шести. Здесь я категоричен. С семи. На Западе идут дети в школу гораздо раньше, потому что там другая система ступеней и другой вид начальной школы. Вся западная система построена на так называемых play-group, то есть дети приходят в школу играть. У нас это не обеспечено. Мы абсолютно нелепо крадем детство. Вернее, теоретически модели разработаны, но у них нет базы. Вообще, если говорить о структуре школы в целом, главная ее особенность – это обязательное физическое разделение начальной и старшей ступеней. Находиться в одном здании тяжело прежде всего психологически. Образ ближнего взрослого гораздо больше влияет, чем все учительские наставления. Это и есть та самая среда. К примеру, маленьким детям опасно ходить... в туалет, где они могут встретиться с подростками. Дело даже не в насилии. Просто атмосфера подросткового взаимодействия формируется на самоутверждении, агрессии. Для маленьких это всегда большой стресс. Они даже не могут объяснить, что их тревожит…

Кроме того, именно в начальной школе начинается обучение по инновационным технологиям – Монтессори, вальдорфской и т.д.

- Как потом находят дети эксперимента место в обычной школе, жизни?

- Есть два ответа. Первый – проблема адаптации детей фиктивна. Это просто непрофессиональный подход. Вопрос заключается в том, как учитель адаптируется к детям. Его негибкость является корнем этой проблемы. Врач же не требует от больного адаптации к его навыкам. Надо элементарно владеть разными методами обучения.

Второй ответ более простой - проблемы просто не существует. На самом деле ребенок из экспериментального класса более адаптируем. Он априори готов к нестандартной ситуации. Но тут важен нюанс – уровень педагогов-экспериментаторов разный. Вопрос профессиональной подготовки учителей, которые работают в инновационных школах, очень больной. Ответственность того, кто начинает учить не так, очень велика...

Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"