Как спасали подводный крейсер “Б-313”

В последнее время в прессе широко обсуждается проект подъема погибшей на глубине 108 метров атомной подводной лодки “Курск”. Предложения от специалистов и простых обывателей звучат разные, подчас почти фантастические. Но мало кто знает, что впервые в России операцию по подъему затонувшей атомной подводной лодки осуществили на Тихоокеанском флоте.

20 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №870 от 20 окт. 2000

В последнее время в прессе широко обсуждается проект подъема погибшей на глубине 108 метров атомной подводной лодки “Курск”. Предложения от специалистов и простых обывателей звучат разные, подчас почти фантастические. Но мало кто знает, что впервые в России операцию по подъему затонувшей атомной подводной лодки осуществили на Тихоокеанском флоте.

Даже не имея должного опыта, располагая ограниченным объемом технических сил и средств, специалисты аварийно-спасательного управления ТОФ провели уникальную во всех планах операцию по спасению атомной подводной лодки “Б-313”.

Лодка камнем пошла на дно

Атомная подводная лодка “Б-313” проекта 670 (Charlie-I) была построена в конце 60-х годов на заводе “Красное Сормово” в Горьком. В начале 90-х лодка, выслужившая все сроки, была выведена из боевого состава Тихоокеанского флота и поставлена в длительный отстой. Активная зона реакторов на лодке была выгружена.

Справка “В”

Атомная подводная лодка “Б-313”. Проект 670 А “Скат”. По натовской классификации Charlie-I. Длина 104 метра, ширина 9,9 м. Водоизмещение в надводном положении 4300, в подводном – 5500 тонн. Максимальная скорость 26 узлов, максимальная глубина погружения 300 метров. Лодка способна нести ядерное оружие – 8 ракет типа SS-N-7. Главный конструктор И. Иоффе.

В мае 1997 года “Б-313” была поставлена к причалу для выгрузки аккумуляторной батареи. 29 мая незадолго до полуночи на лодке внезапно возник дифферент на корму. Его причиной стало разрушение образовавшихся зимой ледяных пробок в кормовых цистернах главного балласта. В воду вошли захлопки носового кольца общекорабельной вентиляции, забортная вода быстро распространилась по отсекам. Корабль потерял плавучесть и вскоре затонул. Лодка погибла буквально за четверть часа.

“Б-313” так бы и лежала на дне долгие годы. Но ее гибель делала невозможной дальнейшую эксплуатацию спецпирса. Кроме того, внутри затонувшей подводной лодки имелось около шести тонн жидких радиоактивных отходов в прочной цистерне, попадания которых в море опасались специалисты. Одним словом, было принято решение о срочном подъеме субмарины.

Лодка легла на дно левым бортом и погрузилась в грунт на полтора-два метра. Лодку заносило илом и глиной, дно акватории оказалось сильно захламлено бытовым мусором и металлоконструкциями, что осложняло подъемные работы. Видимость у грунта составляла не более одного метра, на палубе надстройки - до двух метров.

Спасти лодку будет непросто

После осмотра затонувшего крейсера водолазами стало понятно, что поднять лодку будет крайне непросто.

Положение осложняло и то, что были серьезно повреждены приводы клапанов подачи и отвода воздуха в носовой части. Частично были сорваны клапаны в корме и в районе средних цистерн.

Еще хуже было положение со специальной спасательной техникой. В тот момент на Камчатке в рабочем состоянии находились только одна пара специальных понтонов подъемной силой 400 тонн ССП-400 и две пары с силой по 200 тонн ССП-200. Кроме этого в наличии имелись лишь три плавучих крана грузоподъемностью 100 тонн.

Первоначально планировалось начать работы с закачки сжатого воздуха в среднюю часть лодки. Для этого на верхний рубочный люк собирались установить специальное устройство – коффердам, через который внутрь прочного корпуса нагнетался бы сжатый воздух и вытеснялась вода. Идея была, безусловно, стоящей. Но с ее реализацией возникли серьезные проблемы. В результате из-за сложности монтажа коффердама на глубине от этого способа пришлось отказаться.

Поэтапный подъем

В результате было принято решение поднимать лодку ступенчатым способом – сначала поднять корму, затем, загерметизировав систему вентиляции, начать нагнетать в корпус сжатый воздух. Планировалось, что таким образом удастся вывести на поверхность часть корпуса лодки до люка 7-го отсека. Именно через этот люк планировалось закачать воздух в центральную часть лодки.

Подводная лодка затонула всего за 15 минут, а поднимать ее пришлось почти 150 дней, хотя вначале планировалось сделать это в течение двух-трех недель. Два с половиной месяца ушли только на закрепление понтонов для подъема кормовой оконечности. Кормовую пару понтонов ССП-200 удалось прикрепить сравнительно быстро. Проводники стропов были проведены в имеющиеся зазоры между корпусом и грунтом. При остропке второй пары понтонов ССП-400 столкнулись с непреодолимыми трудностями. Сильная захламленность грунта делала практически невозможной работу грунтоотсосов. Несмотря на принимаемые меры, они засорялись уже через 1-2 минуты. Глубина свыше 20 м ограничивала время пребывания водолазов на грунте, а разрабатываемые котлованы в течение суток практически полностью замывались приливно-отливными течениями.

К счастью, справиться с этой проблемой помогли специалисты “Камчатгидростроя”. При помощи плавкрана со специальной техникой под корпусом лодки в корме вырыли две траншеи длиной по 21 м, шириной 4 и глубиной 3 м. По ним с помощью специальной разборной иглы провели проводники стропов судоподъемных понтонов и сами стропы.

Избыточное давление

Когда понтоны были заведены, для создания избыточного давления и дополнительной подъемной силы в прочный корпус лодки начали нагнетать воздух. Планировалось, что подаваемый под давлением в 5 атмосфер воздух вытеснит из лодки воду, которая должна была выходить через специальный 100-миллиметровый рукав. Но гладко было только на бумаге. На практике же рукав засорился уже через несколько минут - причиной послужили одеяла, предметы обмундирования и прочий бытовой мусор, в избытке оставшийся внутри отсека. Тем не менее вскоре удалось справиться и с этой проблемой. Корма начала понемногу подниматься.

Кормовая оконечность всплыла на поверхность 5 сентября. Для этого потребовалось в совокупности продувание пары понтонов ССП-400 и кормовой пары ССП-200. Но этого оказалось недостаточно. Люк 7-го отсека, как ранее планировалось, на поверхность не вышел даже после того, как дополнительно была заведена и продута еще одна пара понтонов ССП-200 перед ограждением рубки. От первоначального плана в очередной раз пришлось отказаться.

Лодку спасли неисправные понтоны

Было решено попытаться поднять носовую часть лодки. Для этого была предпринята попытка закрепить в районе ракетных контейнеров пару понтонов ССП-200. Понтоны на этот раз завели быстро. Но их силы для подъема носа не хватило. В первую очередь из-за плачевного технического состояния пары ССП-200. Их внутренние стенки оказались негерметичными, а один из понтонов имел повреждение наружной обшивки. В результате подъемная сила понтонов оказалась на треть меньше заявленной.

Чтобы выйти из сложной ситуации, решено было начать восстановление двух давно уже списанных понтонов ССП-400. Они-то по сути и спасли лодку.

Когда лодка всплыла, здоровые мужики радовались как дети

В короткие сроки списанные понтоны удалось отремонтировать и закрепить в районе носовой части. 13 октября после возобновления продувки понтонов и нагнетания воздуха внутрь прочного корпуса лодка всплыла. Это был один из самых счастливых дней для всех участников операции. Ведь они сумели побороть не только стихию, но и нашу извечную российскую бесхозяйственность.

Когда корпус лодки показался над поверхностью, субмарину на буксирах оттащили на мелководье. Подводный крейсер удалось спасти.

Как будут спасать “Курск”?

“Б-313” затонула на глубине чуть более 20 метров. Затонула у самого пирса, на акватории главной базы атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Но даже несмотря на эти благоприятные факторы, ее подъем занял 150 суток.

Напомним, атомный крейсер “Курск” погиб на глубинах гораздо больших – лодка лежит на дне на глубине 108 метров, вдали от базы, в открытом море. Но несмотря на эти различия, проблемы, с которыми придется столкнуться спасателям в Баренцевом море, будут примерно такими же, как и на Камчатке в 1997 году. Понятное дело, подъем “Курска” будет хорошо финансироваться, для этих работ управлению аварийно-спасательных работ Северного флота придадут самую лучшую технику. Но кто может гарантировать, что и на Северном флоте понтоны, как в свое время на Камчатке, не окажутся неисправными?

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"