Государева служба на Хасане

Ровно миллиард рублей на сегодняшний день перечислила в государственную казну в виде таможенных платежей и сборов Хасанская таможня. Сумма очень существенная. Для сравнения сообщим, что общими усилиями министерство по налогам и сборам совместно с ГТК выполнили к концу октября годовую часть бюджета страны по доходам. Это составило 800 миллиардов рублей. Получается, что одна восьмисотая часть заработана сотрудниками самой южной таможни России.

19 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №869 от 19 окт. 2000

Ровно миллиард рублей на сегодняшний день перечислила в государственную казну в виде таможенных платежей и сборов Хасанская таможня. Сумма очень существенная. Для сравнения сообщим, что общими усилиями министерство по налогам и сборам совместно с ГТК выполнили к концу октября годовую часть бюджета страны по доходам. Это составило 800 миллиардов рублей. Получается, что одна восьмисотая часть заработана сотрудниками самой южной таможни России.

Если учесть, что в этой структуре трудятся всего 188 офицеров, то получается, что на долю каждого из них приходится чуть более 500 тысяч рублей. Конечно, основополагающим фактором является уникальное географическое положение Хасанского района. Мало того, что он имеет прекрасный выход к морю с тремя удобными бухтами, причем южные не замерзают, так еще и граничит с Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой. Такого соседства в России больше нигде нет. И еще. Подавляющее большинство таможен имеет четкую транспортную направленность – переходы и посты автомобильные, железнодорожные, авиационные или морские. На Хасане есть все, за исключением гражданской авиации. Железная дорога уходит в Корею, Китай и в глубь России. Внутри района реконструируется автомобильная трасса от Раздольного до Краскино с выходом на Хуньчунь и Зарубино. Три порта принимают морские торговые и рыболовецкие суда, работают на экспорт и импорт.

Из морских постов “Славянский” самый молодой, менее десяти лет. Его офис расположен на территории местного судоремзавода. Это сейчас промышленное предприятие ожило и активно работает по профилю, ремонтирует торговые и рыболовецкие суда. Причем не только отечественные, но и зарубежные. А несколько лет подряд завод выживал за счет своих пирсов с кранами, переработки грузов леса и металла за границу. В обратном направлении двигался поток подержанных иномарок. Только в прошлом году было выгружено и оформлено 1,5 тысячи машин. Естественно, что без таможни тут не обойтись. Платежи в федеральный бюджет по отдельным джипам достигают 20 тысяч долларов. Завод берет себе по 500 рублей с каждого автомобиля за выгрузку, перегон на склад, охрану и первые сутки стоянки там. По словам начальника поста майора таможенной службы Владимира Осташко, вся эта колоссальная нагрузка по оформлению всех грузов и взиманию платежей ложится на плечи всего 12 сотрудников.

За поселком Краскино у государственной границы расположен пост “Дальзаводской”. Через него проходит основной поток грузов и пассажиров между Китаем и Россией, а также следуют транзитные контейнеры и туристы из КНР с одной стороны и Японии с Южной Кореей с другой. Начальник пункта пропуска капитан таможенной службы Александр Крушинский говорит, что за девять месяцев текущего года здесь проследовало 95 тысяч человек и 15 тысяч транспортных средств. Оба показателя в два с лишним раза перекрывают итоги всего прошлого года. А перспективы еще радужнее. Более благоприятного расположения и придумать невозможно. От залива Посьета до Китая меньше 25 км, а другого кратчайшего пути от северо-восточных провинций Поднебесной к Японскому морю просто нет. Уже сейчас пассажирский модуль пункта пропуска “Дальзаводской” не отвечает необходимым требованиям, а ограниченное число таможенников с трудом обеспечивают оформление документов. Назрела необходимость строить другой, более современный и оборудованный модуль (одна из коммерческих фирм готова взяться за реализацию проекта) и увеличить штат таможенников. Между прочим, пункт пропуска является настоящим “золотым прииском” для местных властей. Гражданская администрация перехода получает с каждого человека 130 или 39 (с транзитников) рублей на защиту экологии. С машин и вовсе дерут в зависимости от грузоподъемности 1300 и 1000 или 390 и 180 рублей. То есть “экологические сборы” составляют десятки миллионов рублей в год. Вот только пограничники с таможенниками не могут узнать, на что расходуется и в какие карманы уплывает основная часть этих сумм. А еще есть сборы ветеринарной и санитарной служб, карантина растений и т. д.

Пост “Зарубинский” вместе с одноименным морским портом второе дыхание получил с открытием паромного сообщения из южнокорейского порта Сокчо. Три раза в неделю пассажирское судно доставляет туристов и контейнеры из своей страны в китайскую провинцию Цзилинь. Сотни людей с нынешней весны каждый раз следуют через “Дальзаводской” и Хуньчунь к священной корейской горе Пектусан (такой же символ, как для армян гора Арарат). Линия еще не раскручена, но летом паром в каждом рейсе был забит пассажирами. Очень жаль, что краевая и районная администрации не догадались предложить услуги пассажирского судна ОАО “ДВМП”. Но на следующий сезон необходимо привлекать к сотрудничеству пароходство, ведь это выгодно всем и в плане трудоустройства, и в плане налоговых платежей, и для увеличения таможенных сборов. Тем более что возможности на берегу уже созданы, здесь действует один из лучших на Дальнем Востоке пассажирских терминалов. Пока через него следуют корейцы, а там, глядишь, и русские с китайцами отправятся в путешествие.

В отличие от всех остальных бездействует таможенный пост “Махалино”, обслуживающий железнодорожную станцию Камышовую в направлении Хуньчуня. Он появился ровно год назад, и за это время через него пропущено всего несколько вагонов с лесом. Хотя возможности для транспортировки грузов здесь отличные. Но товар выгодно переправлять из Хасанского района в Хуньчунь через…... Северную Корею. Поскольку на отрезке в несколько километров от Камышовой до госграницы плата за пользование небольшим отрезком путей с рельсами под российские и китайские вагоны непомерно высока. Поэтому таможенники с этого поста трудятся на других направлениям, а сюда приезжают по мере надобности.

Самым старым в Приморье считается таможенный пост “Посьетский”, созданный еще в 1902 году по указу государя императора Николая II.Через местный порт проходит международная контейнерная линия от Акиты в Японии до провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. Как только заработает ветка от Камышовой до Хуньчуня, и у этого направления возникнет огромное преимущество. Пока что контейнеры от Посьета далее в Китай перевозятся автомобилями.

Самым южным постом является переход “Матвеевский”, что на пути в КНДР. Здесь был в свое время задержан целый эшелон с зенитными орудиями устаревшего образца, комплексами разведки и наведения, боекомплектом в 6 тысяч снарядов. Состав направлялся из Казахстана. После работы хасанских таможенников эшелон с несколькими батареями ПВО завернули обратно в братскую страну, и далее он через Среднюю Азию и Средний Восток попал в Пакистан. А еще таможенники придержали несколько вертолетов “Ми-8” армейского назначения по цене обычного металлолома. После долгих разбирательств в самых высших кабинетах Москвы за вертушки были заплачены реальные таможенные пошлины. Подобными задержаниями могут похвастать лишь спецслужбы в Новороссийске.

По итогам работы за девять месяцев Хасанская таможня, по словам ее начальника полковника таможенной службы Владимира Бабкина, занимает в управлении четвертое место. Впереди по количеству платежей в государственную казну следуют Владивостокская, Находкинская с ее постами в Восточном и Пластуне, Амурская (в Комсомольске оформляются все нефтепродукты региона на экспорт) таможни. Перечисленные суммы возросли на треть по сравнению с прошлым годом, перекрыты все плановые нормы. И эта работа не прекращается…

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"