Сталкер живет в Находке

Его зовут Сталкер. Нет, его настоящее имя Александр. Только иногда кажется, что Сталкер звучит настоящее. Вначале, при первом знакомстве, меня даже покоробило: вот, мол, экая топорная претензия на оригинальность, со ссылкой на некогда модных братьев Стругацких. Но потом стало казаться, что есть у Александра нечто общее с героем “Пикника на обочине”.

13 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №866 от 13 окт. 2000

Его зовут Сталкер. Нет, его настоящее имя Александр. Только иногда кажется, что Сталкер звучит настоящее. Вначале, при первом знакомстве, меня даже покоробило: вот, мол, экая топорная претензия на оригинальность, со ссылкой на некогда модных братьев Стругацких. Но потом стало казаться, что есть у Александра нечто общее с героем “Пикника на обочине”.

Сталкер – личность неординарная, в определенных кругах известная весьма и весьма. Причем определенные круги – это вовсе не подвальные опустившиеся засранцы, собиратели бутылок, охочие до мусорных контейнеров. Это скорее всего некая эзотерическая тусовка, объединяющая так называемых бардов, бродяг-романтиков, поклонников всяческих экзотических культов, любителей дорог, костров, водки и гитар.

Только Сталкер совсем другой. Потому что он идейный бродяга, бич-секач, как сам себя называет. Барды и прочие некоторые романтики напоются до хрипоты, накупаются до соплей, надышатся костровым дымом, покормят досыта комаров и уберутся к своим женам и компьютерам. Сталкер же, как всегда, останется в свободном полете. Сегодня он ведет оседлый образ жизни, сторожит где-нибудь какие-нибудь лодочные гаражи или строит кому-нибудь дачу, но завтра вдруг в душе ветер подул - и вдруг снимается Саша-Сталкер с насиженного места, отправляясь в новый драйв куда-нибудь в сторону Магадана. Или Красноярска.

О драйве особо. По сути, не вдаваясь в этимологию английского слова, это означает путешествие любым способом. В переводе drive означает поездку, прогулку на автомобиле или с прибавкой in theatre – кинотеатр под открытым небом, где можно смотреть фильм, не выходя из машины. Только это ни в коей мере не передает того значения, которое вкладывают в это слово наши российские драйверы.

Это где-нибудь в Европе, когда нет денег, путешествуют автостопом. У нас этот процесс гораздо сложнее и, как говорит Сталкер, увлекательнее. Можно идти пешком, можно на перекладных, на электричке, которую на сленге драйверов называют “собакой”.

Сталкер умеет делать все. Побывал и в небе, и под водой. Работал парашютистом-пожарным, сейчас больше к морю тянет. Может прожить под открытым небом. Может найти пропитание там, где едой и не пахнет. Может без копейки проехать через всю страну. Его философия – дзен-буддизм. Учение о четырех благородных истинах четко укладывается в стиль его жизни.

А еще Сталкер - завсегдатай всех возможных фестивалей авторской песни, будь то “Берег Грина”, “Приморские струны” или еще что-то подобное, независимо от времен и расстояний. Этот снимок – с косточками и прочими фенечками друзья сделали на одном из таких действ.

Особые отношения у Сталкера с милицией. Это от обширного опыта. В любой камере или “обезьяннике” Сталкер чувствует себя как дома. Он знает, как нужно обращаться с блюстителями в зависимости от ситуации. Качать права по-глупому не в его стиле. Да и милиционеры бывают разные. Например, в одном приличном приморском городе менты уж больно злые, чуть что – за дубинку. А находкинские – наоборот, с понятиями. Гуманисты, одним словом.

А вот история, которую с большим процентом неуемной фантазии рассказали друзья-тусовщики. Однажды Сталкера задержали наши находкинские милиционеры и закрыли в камеру. То ли внешний облик оригинального бича не понравился, то ли смахивал на пьяного. Сталкер и впрямь тогда был слегка выпимши. Но пока везли на Пограничную, 100, куда в Находке свозят всех задержанных, сгруппировался и принял образ трезвого и невинного, в смысле невиновного. В “трезвяке” его заставили сделать полагающуюся “гимнастику”: проход по “бревну”, испытание на меткость – палец к носу с закрытыми глазами, и заявили, что “это не наш клиент”. Тогда отправили на второй этаж в ИВС. Дежурный лейтенант осведомился:

- Откуда ты такой взялся?

Сталкер честно ответил:

- Оттуда же, откуда и вы…

Но раз документов нет – сиди покуда. Сталкер устроился на нары и стал плести очередную фенечку. Через сокамерника, выходящего на волю, передал весточку одному из знакомых. Дальше весть о том, что Сталкера закрыли в камеру, передалась по цепочке, и скоро на Пограничной, 100 стало несколько беспокойно. Собралось чуть ли не полтусовки. Сразу, правда, не выпустили, но и держать особо не стали – не за что.

Недавно мы побывали на дне рождения Сталкера в бард-лагере на Китайском пляже. На карте побережья он значится как бухта Прогулочная. Ночь была звездная, волны шумливые, настроение умиротворенное, философское. Сталкеру за сорок…

Через несколько дней ребятишки сняли палатки и разъехались, а Сталкер исчез. Потом появился у нас в редакции и неожиданно обмолвился:

- А я, наверное, скоро прописку получу, – и рассмеялся, как будто нашел для телеги пятое колесо.

Автор: Виталий ТУЗЮК, "Владивосток"