Угольные отходы - в денежные доходы

Первый реальный результат реструктуризации угольной отрасли появился в Приморье. В Шкотовском районе готовится к широкомасштабной работе предприятие по брикетированию угля. ЗАО “Дальэкотопливо” уже больше года действует на базе закрытой шахты имени Артема. Все это время небольшой коллектив не выпячивал свою деятельность и лишь теперь, когда молодое предприятие основательно приготовилось к запуску линии, шахтеры раскрылись для общественности и журналистов края. Причем пробная партия угольных брикетов уже ждет своих покупателей.

10 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №863 от 10 окт. 2000

Первый реальный результат реструктуризации угольной отрасли появился в Приморье. В Шкотовском районе готовится к широкомасштабной работе предприятие по брикетированию угля. ЗАО “Дальэкотопливо” уже больше года действует на базе закрытой шахты имени Артема. Все это время небольшой коллектив не выпячивал свою деятельность и лишь теперь, когда молодое предприятие основательно приготовилось к запуску линии, шахтеры раскрылись для общественности и журналистов края. Причем пробная партия угольных брикетов уже ждет своих покупателей.

Завозные угли на собственном месторождении

Без сомнения, шахта имени Артема была одной из лучших в системе “Приморскугля”. На ней трудились без малого полторы тысячи человек, она обеспечивала работой горняков из Шкотово, Артема, Штыково, Смоляниново. В начале девяностых годов на предприятии была проведена большая модернизация всего добывающего оборудования и погрузочного комплекса, оно вышло на новые пласты калорийного угля, для чего пришлось пробивать штольни и заводить на горизонты современные комбайны. По плану шахта должна была выдавать 2,5 миллиона тонн (!) угля в год. Этого объема вполне хватило бы для нужд жилищно-коммунального хозяйства Шкотовского района, Большого Камня, населения этих территорий, и он мог бы стать хорошим подспорьем для большой энергетики. Однако от перспективной затеи пришлось отказаться. Цена добываемого твердого топлива была нереально высокой и в несколько раз превышала стоимость завозных углей вместе с железнодорожным тарифом. По сравнению с разрезами Павловки и Лучегорска отпускная цена на продукцию у шахты имени Артема была в восемь-десять раз выше. Богатейшее месторождение с запасами в несколько миллионов тонн калорийного угля, расположенного под землей тремя пластами, пришлось законсервировать на ближайшие десятилетия - для наших потомков.

Но если штольни засыпали землей, то на поверхности остались здания, железнодорожные подъездные пути, ленточные конвейеры, угольные ямы, вспомогательное оборудование. Весь этот дорогостоящий комплекс за долги по налогам в местный бюджет забрала в собственное распоряжение администрация муниципального образования. А затем этой собственностью вошла учредителем в ЗАО.

То, что в течение пяти последних лет в Приморье закрылись все шахты (за исключением одной муниципальной в Партизанске и ведомственной в Липовцах), вовсе не означает отсутствия потребности в угле. В крае добыча твердого топлива сократилась с 22 миллионов тонн в 1988 году до 12 миллионов в текущем. Однако для прохождения зимы нужно еще около 3 миллионов. И они имеются в наличии. Но за пределами края. Более того, шахтеры Якутии, Хабаровского и Красноярского краев, Амурской, Читинской и Иркутской областей ищут рынки сбыта. Поэтому они с удовольствием отправляют и будут отправлять составы со своей продукцией, лишь бы рассчитывались с ними своевременно. Сибирский уголь предназначен для Приморья, он также следует через наш край транзитом за границу и в северные районы Дальнего Востока.

Весь уголь, неважно – местный или завозной, бывает разного качества. И с этим бороться невозможно. Это надо использовать по максимуму. Коммунальным котельным и простому населению для печек требуется уголь крупный, кусковой, чтобы меньше просыпалось в колосники и терялось среди золы в отходах. Большая энергетика нуждается в топливе не очень крупном. Большие куски приходится дробить для создания водо-угольной смеси. А еще есть самая мелочь и пыль. До 30 процентов продукции оседает под ногами и разносится в воздухе. Вот эта пыль и есть брошенные живые деньги.

Деньги из пыли

Объединить все плюсы и минусы нынешней ситуации с твердым топливом, извлечь из этого пользу сумела молодая компания “Дальэкотопливо”. На начальном этапе весь комплекс будет работать только на завозных углях. Перерабатывать горняки готовы как приморское, так и сибирское топливо. Конечно, предпочтение получит более дешевая продукция. Так, Черемховский разрез предлагает тонну сырья всего за 100 рублей. Высококалорийная продукция Нерюнгринского разреза, которую можно без обогащения использовать в металлургии, стоит 265 рублей. Чтобы доставить ее из Якутии, надо заплатить еще 180 рублей за каждую тонну. И все равно это выгодно.

Топливо в вагонах будет поступать по железнодорожной ветке на территорию бывшей шахты. Специально под подаваемые составы здесь построили эстакаду на шесть вагонов. Сдача эстакады в эксплуатацию намечена на конец текущего месяца. Уголь будут сгружать на оборудованные площадки и отправлять на сортировку. В случае необходимости его можно будет обогащать. И лишь после этого сортированный уголь начнет поступать потребителям.

В их число входят муниципальные котельные Шкотовского района и Большого Камня с годовой потребностью в 60 и 75 тысяч тонн. Заинтересованность в готовой продукции проявляет большая энергетика края, включая Владивостокскую ТЭЦ-2, Артемовскую ТЭЦ и Партизанскую ГРЭС. Желание сотрудничать высказали представители министерства энергетики Северной Кореи. Эта страна взяла в аренду одну из шахт в Ургальском районе Хабаровского края с производительностью 500 тысяч тонн в год. Так вот, сортировку угля соседи хотели бы осуществлять с помощью “Дальэкотоплива”. С условиями работы и мощностью комплекса, производительностью труда и качеством готовой продукции познакомилась высокопоставленная делегация КНДР во главе с заместителем министра. Россия получит дополнительные таможенные платежи, федеральные и местные бюджеты будут иметь значительные налоговые поступления, район сможет трудоустроить еще несколько десятков безработных людей.

И наконец, последний штрих в работе предприятия. Угольную пыль и крошку, везде и всегда безвозвратно теряемые, здесь планируется полностью использовать. Необходимо отметить, что такое сырье уже ничего не стоит, а стало быть, является чистым доходом для предприятия. Из пыли и крошки готовятся угольные брикеты для населения и небольших кочегарок. Сырье перемешивается с торфом (его месторождение имеется неподалеку от шахты) или другим горючим материалом. Затем прессуется на специально созданном уникальном станке. После этого пропускается через формовочные машины. Одна выдает “кирпичи” весом 0,5 кг, другая - продолговатые брикеты. Вес и форма могут варьироваться по желанию заказчика. Все упаковывается в целлофан и реализуется на рынке. Благодаря удачной форме и сочетанию компонентов достигается высокое качество товара, и при отсутствии отходов брикет прогорает полностью и дает высокий жар. Два брикета весом в килограмм заменят ведро угля и будут гореть семь часов. Они не рассыпаются и сгорают полностью. А в Китае и Японии не прочь покупать бездымные брикеты для отопления квартир, поэтому на предприятии готовы и такие производить.

Первоначально предприятие будет выпускать 50 тонн угля в брикетах в год. Стоимость каждой тонны от 500 до 600 рублей. Потребитель сможет купить любое количество дешевого и калорийного угля.

Всю документацию на строительные работы и производственный цикл подготовили в институте ДальвостокНИИпроект. Его специалисты впервые в России соединили две различные технологии. Создать такой комплекс удалось только общими усилиями коллектива из 46 сотрудников “Дальэкотоплива”, поведал руководитель предприятия Виктор Нестеров, и районной администрации. Значительную помощь оказала государственная компания “Росуголь”, выделив деньги за закупку необходимой тяжелой техники и оборудования. Общая стоимость проекта составляет 16 миллионов рублей. Большая часть уже освоена, но для завершения строительно-монтажных работ придется брать кредит. Поэтому здесь не откажутся от частных инвестиций.

Однако это все решаемо. Главная трудность на сегодняшний день заключается в небольшой фирме “Примжелдортранс”. Она имеет железнодорожный подъездной путь от Транссиба до шахты длиною 2,6 км. Стоимость транспортировки по нему одной тонны угля обходится в 52 рубля, в то время как привезти эту же тонну от Павловки до Шкотово обойдется всего в 37 рублей. Выводы пусть делают налоговые органы, попросили специалисты “Дальэкотоплива”.

Район: вера в свои силы

Последнее десятилетие главными промышленными предприятиями на территории Шкотовского района были железнодорожная станция и подразделения обслуживания в Смоляниново, а также шахта имени Артема. Они давали не только основные налоговые поступления в местный бюджет для социальных и других программ, но и обеспечивали работой значительную часть мужского населения.

Как рассказал корреспонденту “В” глава муниципального образования Иван Синяев, основная задача перед исполнительной властью заключалась в трудоустройстве людей. И эта проблема постепенно решается. Кто-то пристроился на железной дороге, кого-то приняли в жилищно-коммунальное хозяйство (муниципалитет расширил эту сферу, приняв от армии и флота жилой фонд и объекты соцкультбыта). А еще есть разрез в Смоляниново, который обеспечивает углем районные котельные, хотя и в недостаточном объеме. Благодаря налоговым скидкам и уголь не очень дорогой, ведь все остальные затраты – солярка, запасные части для экскаваторов и самосвалов достаточно велики.

Для поднятия жизнедеятельности и развития экономического потенциала в районе открыта собственная швейная фабрика. А это дало еще 400 рабочих мест в селе Штыково. Большое внимание уделяется развитию малого бизнеса, однако отдача от него еще впереди. Готовится к запуску линия по розливу спиртных напитков в одном из агропромышленных предприятий. На глубокую переработку овощной продукции переходит сельское хозяйство района. Однако главную надежду для поднятия экономики местные власти связывают именно с “Дальэкотопливом”. Уже через месяц предприятие начнет поставку своей продукции на приморский рынок.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"