Константин Пуликовский: Владивосток останется главным городом России в АТР

Целую неделю наш корреспондент Ольга Мальцева летала в самолете и вертолете с полномочным представителем президента России в Дальневосточном федеральном округе Константином Пуликовским по Чукотке и Камчатке. Итогом стало интервью полпреда нашей газете.

6 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №862 от 6 окт. 2000

Целую неделю наш корреспондент Ольга Мальцева летала в самолете и вертолете с полномочным представителем президента России в Дальневосточном федеральном округе Константином Пуликовским по Чукотке и Камчатке. Итогом стало интервью полпреда нашей газете.

- Константин Борисович, какова была цель вашей рабочей поездки по самым отдаленным уголкам федерального округа?

- Цель работы была одна - мне необходимо было представить руководителям областей и округов весь аппарат моих сотрудников, рассказать о своих функциях и задачах, обсудить взаимодействие. Это можно было сделать и чисто теоретически, прилететь, представиться. Мне же хотелось, как говорится, посмотреть людям в глаза, повстречаться с людьми разных категорий - и окружного звена, и муниципального, и с работниками правоохранительных органов и федеральных структур. В ходе поездки мы на Чукотке посетили шахту в поселке Угольные Копи, анадырскую ТЭЦ, транспортную компанию “ЧукотАвиа”. На полуострове Камчатка мы встречались с рыбаками, геологами, вулканологами. Мне важно было почувствовать настроение людей. Как члена Совета безопасности меня также интересовали вопросы организации охраны восточных границ. Именно поэтому состоялась встреча на заставе “Палана”, где пограничники несут службу и организована работа всех средств жизнеобеспечения границы.

- И везде проблемы! Наверняка вас в первую очередь просили о помощи.

- Не было такой задачи - решать какую-то проблему. Не зря вместе со мной в поездке были заместители, представители федеральных органов в краях и областях. Здесь я представил им Георгия Дзюбу – главного федерального инспектора по трем регионам - Чукотке, Корякскому округу и Камчатской области. Кстати, Георгий Дзюба - генерал-майор пограничных войск. Несмотря на то, что он сейчас работает у нас, он остается пограничником и в любой момент может вернуться к месту своей службы.

Президент поставил передо мной задачу организовать работу государственной власти на территории Дальневосточного федерального округа. Это не значит, что здесь она не организована. Власти краев и областей достаточно сильны - с точки зрения местных интересов.

Но мне надо, чтобы все действия губернаторов и мэров городов опирались на Конституцию Российской Федерации. Необходимо, чтобы было единое правовое поле.

А что получается на деле? На две ноги хромают региональные разработчики законов. Первенство в этом принадлежит Якутии. В ней разработано 45 нормативно-правовых актов, не соответствующих федеральным законам или Конституции. На втором месте идет Амурская область, у которой 12 законов и постановлений не соответствуют федеральным. Третье место занимает Приморский край с 11 законами и постановлениями, которые надо приводить к федеральным нормам. На этом фоне лучше других выглядит Чукотский автономный округ, хромающий на одну ногу. Чукотская администрация и местные законодатели по первому протесту прокурора, осуществляющего надзор над законотворческой деятельностью, отменяют постановления, входящие в противоречие с российскими государственными законами. В то время как на других территориях Дальневосточного федерального округа дело доходит до многочисленных судебных разбирательств, особенно характерно это для Приморья.

- Кому вы согласны помогать в первую очередь?

- Тому, кто готов искать и находить решения проблем. Во время встречи на ТЭЦ города Анадыря ее руководители просили выделить деньги на обновление основных фондов. Спрашиваю: а вы готовы часть акций продать и таким образом получить деньги? Молчат. Не готовы к ответу. А ведь так делает весь мир. Вопрос был для них неожиданным. Но ведь в этом же может быть решение проблемы. Просто сидеть на дотациях государства нельзя и говорить только - дай, дай. В связи с этим вспоминаю одну историю. Тонет бай. Дехкане кричат - дай руку. Он не подает. Подходит Ходжа Насреддин: “неправильно вы спасаете. Надо сказать ему:”На руку!” Ведь он же привык брать!”

При любой проблеме надо искать решение, не ожидая, что кто-то придет и подаст. Вот пример Чукотки - несколько лет назад здесь совсем заглох традиционный промысел морского зверя. Но союз зверобоев Чукотки взялся за решение этой проблемы. Он заказал современные суда для добычи китов, лахтаков и тюленей и сегодня получил 45 лодок от хабаровских судостроителей. Лодки выполнены из авиационного алюминия, имеют грузоподъемность 1,5 тонны, рассчитаны на экипаж из девяти человек. Зверобойные суда, прежде чем попасть на Чукотку, прошли испытания во Владивостоке и показали завидные для своего класса лодок технические характеристики. Скорость - до 60 километров в час, дальность плавания - 200 километров.

Строительство зверобойных судов идет по специальной губернаторской программе создания рабочих мест для морских охотников Чукотского автономного округа. 45 лодок дают 400 рабочих мест. Сейчас в округе на базе этих лодок разрабатывается программа строительства пассажирской и рефрижераторной флотилий. Лодки такого класса будут закрепляться за каждой бригадой чукотских рыбаков. Вот такую работу я жду от руководителей регионов и предприятий Дальнего Востока.

Каждые три месяца я должен отчитываться перед президентом о состоянии дел в Дальневосточном федеральном округе. Я буду ставить первостепенные проблемы, обозначать пути их решения, но не голословно, а с цифрами, фактами, экспертными оценками.

При необходимости - предлагать законодательные акты. Таков подход президента, таким же образом я буду работать с губернаторами.

- Когда ваши специалисты приезжают на какую-либо территорию федерального округа, их называют гостями, инспекторами, контролерами. Что ближе к истине?

- Ни гостями, ни инспекторами, ни контролерами мы не являемся. Мои обязанности понимаются по-разному: одни забрасывают письмами-просьбами. Другие просят лоббировать в Москве вопросы, касающиеся регионов. Например, “выбить” очередной трансферт. Некоторые люди видят во мне третейского судью между народом и властью на местах. Мы не представляем ни того, ни другого, ни третьего. Главное наше дело - приблизить президентскую власть к регионам.

- После первой чеченской кампании вы известны как человек неординарных действий, за что не раз подвергались жесткой критике руководства страны и средств массовой информации. Готовы ли сейчас идти на нестандартные решения, невзирая на лица и должности?

- Вы сами уже сказали, пример такой в моей биографии есть. Я не буду менять своих убеждений. Я слишком дорожу своим именем, своей фамилией, своей родословной, своими отцом, дедом, прадедом, которые тоже были военными, своими сыновьями-офицерами. Душой не покривлю. Самое страшное в своей жизни я уже пережил. Когда меня спросили в администрации президента, не боюсь ли взяться за новое дело, ответил: я пережил уже такое, что не дай бог никому увидеть и испытать.

- Ваши принципы взаимоотношений с прессой?

- Очень прошу - пишите правду. Не надо описывать, какой на мне галстук, какая кепка, скупо ли я улыбался, что я люблю есть, нравится ли быть на охоте, вычищены ил ботинки. Когда говорим о деле, не имеет значения, как я выгляжу. К делу это совершенно не относится. Я работаю, вот и давайте информацию о работе.

- Как вы считаете, реально ли предложение японских и российских специалистов о железной дороге от острова Хоккайдо до Сахалина и дальше по России до Парижа?

- Это только на первый взгляд фантастический проект. Такие идеи вызваны не блажью, а необходимостью. К строительству трансконтинентального тоннеля ведет объективная экономическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония отправляет в Европу свои грузы как через Россию, так и морем вокруг Индии, через Суэцкий канал, Средиземное море и Атлантику. Этот путь занимает времени в три раза больше, чем через Россию. Вот потому нужна трансконтинентальная железная дорога, которая связала бы Токио с Парижем по Транссибу.

Я был в Японии вместе с президентом Владимиром Путиным. Япония живет богато, мы можем завидовать тому, чего достигли наши соседи. А они завидуют нам - парадокс. У них очень тесная территория, нет природных ресурсов. У нас ресурсы богатейшие, японцы хотят с нами работать. Один из вариантов сотрудничества - строительство стальной магистрали, которая через территорию России соединила бы АТР с Европой. Пришло время экономической интеграции.

- Рыболовецкий флот Приморского края - самый мощный на Тихоокеанском побережье России. Но соседи по региону считают, что приоритет получения рыбных квот должен быть у Чукотки, Камчатки, Сахалина и Корякского автономного округа. Могли бы вы посоветовать, как преодолеть конфронтацию?

- Для меня все десять территорий Дальневосточного федерального округа как десять пальцев - все одинаково важны. Но в этой конфронтационной ситуации я постараюсь разобраться, не обидев никого. Вообще мне нравится такой пример. В Корякском автономном округе приморцы строят рыбоперерабатывающий завод. Это внутренняя интеграция, которая должна стать примером для всего Дальневосточного округа. Думаю, что через такие действия могут быть преодолены любые противоречия между нашими территориями.

Добавлю, что я взял на себя разработку закона о рыболовстве, который строится на принципах наибольшего удовлетворения рыбаков всего Дальнего Востока.

- Скажите, Константин Борисович, почему Хабаровск избран центром Дальневосточного федерального округа, в то время как Владивосток исстари считается главным городом Тихоокеанского побережья России?

- Владивосток мне тоже нравится. И он по-прежнему останется главным городом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С другой стороны, первым городом на Дальнем Востоке стал Хабаровск. Владивосток намного моложе его. Географически Хабаровск ближе ко всем нашим территориям, сюда сходятся многие государственные коммуникации. Возможно, что это и решило судьбу Хабаровска как административного центра нашего округа. Но и Владивосток не обижен судьбой. В Приморье сходятся все морские линии. Столица Приморья навсегда останется центром международных морских коммуникаций, в этом ее главная роль для всего федерального округа.

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, "Владивосток"