А может, свалку перенести в Артем?

Даже с вертолета свалка выглядит отвратительно: ядовито-серое медузообразное пятно, расползающееся своими щупальцами по зелени. Кажется, что она, как злобное инородное существо, внедряется в ткань пригородного леска, пожирая все живое и здоровое своей едкой смрадной гнилью. Хотя почему пригородного?

4 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №860 от 4 окт. 2000

Даже с вертолета свалка выглядит отвратительно: ядовито-серое медузообразное пятно, расползающееся своими щупальцами по зелени. Кажется, что она, как злобное инородное существо, внедряется в ткань пригородного леска, пожирая все живое и здоровое своей едкой смрадной гнилью. Хотя почему пригородного?

Вон неподалеку дома, дачи…

Артем - странный город. Расположен частями – один поселок возле шахты, другой строился вокруг теплицы, третий вблизи воинской части. И все это объединено под одной административной "крышей". В результате получается, что свалка располагается как раз в географическом центре города.

Пока для стотысячного Артема особых проблем "полигон для размещения бытовых отходов" не создает. Однако если воплотятся планы создания здесь межмуниципального полигона, то артемовцы столкнутся с большой проблемой.

В администрации Владивостока давно говорят о необходимости закрытия свалки в районе бухты Безымянной. Там просто уже не осталось места. Дымящиеся зловонные кучи подошли вплотную к трассе, ведущей на Шамору. Водители, задраивая все окна и люки, стараются поскорее проскочить этот участок – и вид, и вонь отвратительны.

Место для устроения нового безобразия подыскали. В Артеме.

Глава некогда шахтерского города Александр Терентьев, используя все имеющиеся у него, как у главы местной администрации, рычаги, противится принятию этого решения. Резоны вполне разумные.

Во-первых, Артему трудно будет справиться с тем потоком мусора, что хлынет сюда. Ни о какой глубокой переработке и даже о мусоросжигательном заводе речь не идет – такая стройка не по карману ни краю, ни тем более городу с дотационным бюджетом. Так что придется утрамбовывать и палить в открытую.

Гарь и ядовитый дым (не березовые дрова жечь будут) пойдут в жилые кварталы, люди получат свою дозу диоксина и прочих канцерогенов, не говоря уже о том, что появится неприятный запах, простыни на бельевых площадках покроются сажей, а цветы в палисадниках завянут. Летом мириады мух будут разлетаться со свалки. Но это только предварительные прогнозы – серьезной экологической экспертизы никто пока не проводил, и как отразится близкое соседство с полигоном на жизни и здоровье артемовцев, неизвестно.

Есть еще один веский аргумент. Недалеко от свалки расположен аэропорт. Вороны и чайки, которые кормятся на помойке, и сейчас представляют реальную угрозу для самолетов. Это только кажется, что для большой машины с мощным мотором маленькое тельце не представляет угрозы. Причиной недавнего падения “Боинга” в Америке стала именно птица. Нетрудно подсчитать, что если размеры свалки увеличатся, то птиц станет больше, а вероятность авиакатастроф возрастет. Еще ближе – в трех километрах по прямой находится и военный аэродром. Оттуда взлетают боевые истребители и транспортные самолеты. Какой груз они несут на борту – военная тайна…

- Переработка отходов – удовольствие дорогое, - говорит Александр Терентьев. – Но платить за это, похоже, никто Артему не собирается.

Почему для размещения межмуниципального полигона был выбран именно географический центр Артема – непонятно (вопрос решается на уровне комитета по природным ресурсам администрации Приморского края). Выгоду от размещения здесь большой свалки получат разве что местные бомжи и безработные, которые буквально кормятся тут.

В зловонных кучах они умудряются отыскивать массу “вкусных” и “полезных” вещей. Самое ценное, конечно, это цветной металл и бутылки, которые прямо на свалке можно обменять на деньги. Остальные находки – из разряда “натуральных продуктов”.

- Люди чего только не выбрасывают, - охотно поделились с нами женщины, не пожелавшие, правда, представиться. – Целые буханки хлеба находим, торты, икру красную. Бывает, попадается и золото, и ложки серебряные. Некоторые растяпы и документы выбрасывают, потом приезжают на свалку, просят найти. Так что пусть и из Владивостока мусор возят – нам только раздолье.

Экологические проблемы побирушек не волнуют. К вони и мухам они привыкли. Люди, которые запросто лопают гнилые помидоры, не утруждаясь даже соскоблить с них налипшую грязь, проживут и рядом со свалкой.

Но больше у этой идеи сторонников нет. Напротив, артемовцы восприняли ее в штыки: как только пошли первые слухи об “укрупнении”, в редакцию местной газеты стали приходить возмущенные письма.

На последнем заседании городской думы Артема было принято решение о проведении референдума. Жители города сами теперь решают - жить на свалке или сохранить город чистым. Но народное волеизъявление – процесс долгий, и пока будут собираться необходимые подписи, печататься бюллетени и обустраиваться участки для голосования, межмуниципальный полигон может быть организован волевым порядком. На “принимающую” сторону, то есть на городскую администрацию, упорно отказывающуюся разместить свалку “по-хорошему”, уже началось скрытое давление. Например, прокуратура Артема вынесла представление о несоответствии некоторых статей городского устава федеральному законодательству. За сложной правовой казуистикой просматривается конкретная цель – исключить градостроительные вопросы и землеотвод из ведения мэрии, а значит, выбить у мэрии из-под ног возможность хоть как-то повлиять на планы размещения межмуниципального полигона. В то же время исполняющий обязанности губернатора подписывает постановление о передаче функций проектирования и строительства в ведение комитетов администрации края.

В комитете по природным ресурсам администрации Приморского края, который занимается решением этого вопроса, никакой информации нам получить не удалось. Когда готовился материал, его руководитель только-только вышел из отпуска и был неуловим для журналистов, а подчиненные, как водится, от комментариев отказывались.

Свалка - объект весьма серьезный для того, чтобы принимать решение о ее местонахождении без тщательной и всесторонней экспертизы. Мы готовы предоставить газетные страницы специалистам краевого комитета для рассказа об этом. Всякий волюнтаризм в этом деле не только отрицательно повлияет на экологию южного Приморья, а в отношениях Владивостока и Артема наступят не лучшие времена.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"