Стартовый капитал Приморья на рубеже веков

Какие задачи сегодня стоят перед высшей и средней профессиональной школой? Не изжила ли себя за 60 лет система начального профессионального образования? С чем идет в третье тысячелетие наша приморская школа? В специалистах какого профиля более всего нуждается Приморье? Эти и другие вопросы, связанные с образованием, мы адресовали вице-губернатору края Евгению Краснову. Предоставляем ему слово.

3 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №859 от 3 окт. 2000

Какие задачи сегодня стоят перед высшей и средней профессиональной школой? Не изжила ли себя за 60 лет система начального профессионального образования? С чем идет в третье тысячелетие наша приморская школа? В специалистах какого профиля более всего нуждается Приморье? Эти и другие вопросы, связанные с образованием, мы адресовали вице-губернатору края Евгению Краснову. Предоставляем ему слово.

Качество образования - первоочередная задача

Хотим мы этого или не хотим, но само время заставляет нас быть другими и настойчиво требует изменений во всем. Система образования в данном случае не исключение. Хотя существует мнение, что она консервативна по своей сути и именно поэтому не развалилась у нас в России за годы перестройки. Более того, ей удалось сохранить уровень конкурентоспособности. Однако удерживать его с каждым днем становится все сложней. Так что время действительно диктует нам необходимость перемен.

Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности. Я убежден, опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит нам сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Основным ресурсом интенсивного развития общества сегодня становятся образованные люди. У нас нет другого пути. Мы должны учиться и через образование изменять нашу жизнь. Вот почему задачи перед высшей школой сейчас стоят несколько иные, чем вчера.

Да, мы сумели сохранить и развить эту систему. Как это происходило у нас в Приморье, мы регулярно информировали читателей. Теперь пришло время серьезно заняться качеством образования. Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, необходимо привести нашу законодательную базу в соответствие с новыми экономическими условиями. То, что есть закон “Об образовании”, - это хорошо. Но жизнь показала, что многие его статьи не отражают в полной мере правовые взаимоотношения между учебным заведением, потребителем и органом управления как регионального, так и федерального уровня.

Например, совсем не прописан в законе механизм оказания платных услуг. Сегодня, когда таких услуг становится все больше, эта тема очень актуальна. В условиях постоянного недофинансирования вузы видят в такой деятельности решение многих своих проблем. Но всего должно быть в меру. А это может регламентировать только закон. Нам важно, чтобы вузы не превратились из учебно-научных и культурных центров в предприятия по производству образовательных услуг. А такая тенденция уже проявилась в деятельности некоторых учебных заведений.

Например, отмечая положительный факт открытия филиалов вузов по краю, мы не можем допустить, чтобы этот процесс принял стихийный характер. Ведь независимо от того, где располагается учебное заведение, оно должно давать полноценные знания своим студентам.

Управление по профессиональному образованию и науке проанализировало ситуацию. В результате проверок, официальных запросов было установлено, что на территории края действуют 52 филиала и представительства вузов, но далеко не все из них работают честно, по правилам, иногда даже открытие свое не согласуют с советом ректоров, органами управления, муниципальными администрациями. Представительства ведут образовательную деятельность, что является грубейшим нарушением федеральных законов и нормативных документов Минобразования, а филиалы обучают студентов по специальностям, не прошедшим лицензирование. Мы не можем с этим согласиться. Ректоры вузов предупреждены, главы администраций муниципальных образований проинформированы. За нами остается право обратиться в министерство образования с ходатайством о прекращении деятельности злостных нарушителей.

Необходим жесткий контроль качества образования. Но сегодня система управления качеством далека от совершенства. Лицензирование вузов, когда учебное заведение сдает экзамен на соответствие условий, без которых невозможен образовательный процесс, наличие материально-технической базы, профессиональный уровень педагогов, проходит один раз в пять лет. И по закону этим может заниматься только министерство образования. Конечно, сложившаяся практика в полной мере нас не устраивает. Правда, последними инструктивными письмами региональные органы управления наделены определенными правами. Теперь мы хоть в какой-то степени можем участвовать в этих процессах, входя в состав аттестационных комиссий. Но это всей проблемы не решает. Радует то, что министерство прислушалось к регионам и дало нам частичные полномочия. Ведь кто, как не мы, заинтересованы в высоком качестве специалистов, подготовку которых ведут наши вузы.

Безусловно, без государственной финансовой поддержки разговоры о качестве образования так и останутся лишь разговорами. Но судя по тому, какое место отведено образованию в программе правительства, ситуация должна измениться. Совершенно справедливо замечено, что сфера образования может принести не только духовные ценности в общество, но и стать фактором экономической стратегии страны.

Пусть я повторюсь, но, как говорится, истина дороже: у нас в крае к пониманию этого тезиса пришли семь лет назад, когда Евгений Иванович Наздратенко образование и науку определил в качестве приоритетов в развитии Приморского края. Пожалуй, он оказался одним из первых губернаторов, способных на такой поступок. Программа, которая действует уже не один год, в поддержку профессионального образования сделала достаточно много для края. Почему я об этом всегда так эмоционально говорю? К сожалению, есть определенная категория людей, которая до сих пор не хочет признать, что мы оказались правы. Вспомните, сколько нелицеприятных слов было сказано, напечатано и продолжает произноситься и печататься по поводу нашей поддержки одаренных детей, торжественных приемов по случаю вручения премий губернатора лучшим педагогам.

Сегодня в центральной прессе приветствуют любые попытки региональной власти подставить плечо правительству в осуществлении государственной политики в области образования. Вот губернатор Саратовской области Дмитрий Федорович Аяцков второй год подряд отправляет всех своих выпускников школ, лицеев, гимназий, награжденных за успехи в учебе золотыми медалями, на двухнедельный отдых на Золотые пески в Болгарию. И никто его не упрекает в том, что деньги потрачены зря. “Надежды губернии” (так называют их в Саратове) уже организовали клуб золотых медалистов, в уставе которых записано, что ребята будут работать в тесном контакте с областной администрацией.

Я очень рад, что более ста лучших выпускников 2000 года выбрали для себя специальности, приоритетные для развития края. Это значительно больше, чем в предыдущие годы. Все они будут получать губернаторскую стипендию. Впервые в этом году мы вручим премию имени Николая Григорьевича Храпатого лучшим профессорам вузов, а главы муниципальных образований, особенно отличившиеся тем, что поддерживали школы, техникумы, вузы, будут отмечены медалью и премией имени генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича Муравьева- Амурского. Не забыли мы и о лауреатах традиционного конкурса на лучшего преподавателя. Губернатор встретится с ними в октябре.

Уверен, качество образования, к которому мы все стремимся, напрямую зависит и от тех, кто хочет его получить, и от тех, кто может его дать. Поэтому мы так бережно относимся к юным дарованиям и понимаем, насколько важно для учителя, педагога, чтобы его труд был замечен, чтобы он не оставался один на один со своими проблемами.

Обязательному минимуму - максимальную готовность

Приморье – один из тех регионов, где система профессионального образования, несмотря на трудности, продолжает развиваться, набирая темпы и по открытию новых учебных заведений, и по совершенствованию структуры, содержанию подготовки специалистов.

Вот уже два года как решением министерства образования мы несем полную ответственность за состояние дел в средних профессиональных учебных заведениях, а их уже 51. С каждым годом эта цифра растет. И это вполне закономерный процесс. За последние годы открыто шесть негосударственных учебных заведений, 12 колледжей существуют при вузах. Система давно оправдала себя. Она востребована обществом, в ней нуждается государство, и, как сказано в национальной доктрине образования, за ней - будущее. Скоро среднее профессиональное образование станет обязательным минимумом профессионального образования молодежи. Наша задача – быть максимально готовыми к этому.

В настоящее время нами пролицензированы все государственные учебные заведения, кроме того, открытие новых специальностей происходит также с учетом нашего мнения. Мы настойчиво просим министерство поручить нам проводить и аттестацию этих учебных заведений. Убежден, это не только экономически выгодно, но и значительно улучшит качество этих процедур.

При управлении по профессиональному образованию и науке создан отдел по среднему профессиональному образованию, который координирует деятельность учебных заведений, оказывает им консультативную, методическую помощь, осуществляет связь с федеральными органами управления. В настоящее время большое значение придается тому, чтобы процесс управления стал носить государственно-общественный характер.

С появлением отдела в программе развития профессионального образования появился целый раздел по среднему профессиональному образованию. В этом году, как и в прошлом, из краевого бюджета на развитие материально-технической базы учебным заведениям будет перечислен 1 миллион рублей. Готовится постановление губернатора “О поддержке учебных заведений среднего профессионального образования в целях обеспечения подготовки выпускников, востребованных на рынке труда”. Надо сказать, что вопросы организации системы подготовки специалистов становятся все актуальней. Вновь созданный отдел прогноза подготовки специалистов будет формировать базу данных, проводить анализ тех процессов, которые сложились в последнее десятилетие, с тем, чтобы можно было поправить ситуацию.

Да, мы должны удовлетворять потребности населения в образовательных услугах, но при этом нельзя забывать о необходимости подготовки кадров для развития экономики, социальной сферы Приморья. Изменения в системе образования должны опережать преобразования в других отраслях, чтобы не возникало несоответствия между “есть” и “надо”, так как это сказывается на темпах социально-экономического развития.

Первая профессия в судьбе целого поколения

В этом году система начального профессионального образования отметила свое 60-летие. История ее становления и развития не была простой. Государство нечасто баловало его своим вниманием, а многочисленные реформы, реорганизации порой ломали судьбы тех, кто посвятил этому делу свою жизнь. Но, несмотря на трудности, учебные заведения всегда выполняли и продолжают выполнять главную государственную задачу по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Да, мы говорим о повышающихся требованиях к уровню образования, придавая большое значение высшему. Но посмотрите, рядом с объявлениями о предоставлении работы специалистам с высшим образованием, со знанием английского языка и компьютера достаточно много приглашений на работу каменщикам, штукатурам, плотникам. Они по-прежнему нам нужны.

Кроме того, профессиональные училища и лицеи являются одной из форм социальной защиты определенной категории детей. 70 процентов обучающихся в ПТУ – это дети из многодетных и малообеспеченных семей, более 500 человек – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для кого-то это единственная возможность быть сытым, одетым, обутым и научиться в будущем самому заботиться о себе. Первая в их жизни профессия даст шанс выжить, встать на ноги и при желании пойти дальше. Каждый человек сам строит свою судьбу, но когда ребенок беззащитен, мы обязаны быть рядом, не дать ему сломаться. Ежегодно 11,5 тысячи ребят приходят в училища и лицеи (их у нас 59) с надеждой на будущее. За последние годы не закрыто ни одно учебное заведение и лишь четыре реорганизованы путем объединения с сохранением численности обучающихся. А в отдаленных и северных районах мы даже открыли пять новых.

К сожалению, на повестке дня стоит вопрос о передаче финансирования учебных заведений начального профессионального образования с федерального уровня на местный бюджет. Это вызывает тревогу. Если такое решение будет принято, то нетрудно представить, чем это грозит системе, строящейся шесть десятилетий. Очень надеемся, что при активной помощи Евгения Ивановича Наздратенко, который уже провел переговоры с депутатами от Приморского края, обратился с просьбой в правительство не торопить события, удастся в очередной раз изменить развитие ситуации.

Новые технологии сквозь призму духовности

Губернаторские программы в поддержку школы сделали свое дело, и мы вступаем в качественно новый период развития, когда на первое место выдвигается модернизация образования. Возьмем материально-техническую базу школ. За последние шесть лет введены в строй 34 новые школы, многие здания реконструированы. Считаю, что в крае созданы нормальные условия для обучения наших детей. Однако жизнь ставит новую задачу повсеместной информатизации, компьютерного оснащения школ, особенно сельских. На помощь учащимся даже самых отдаленных школ должны прийти новые информационные технологии, Интернет, дистанционные курсы, учебные видеопрограммы. Для этого, безусловно, понадобятся существенные финансовые вливания, и мы будем использовать не только бюджетные средства, но и внебюджетные инвестиции, активную поддержку попечительских советов. Здесь очень важна роль глав муниципальных образований края, и если все руководители районов будут столь же заинтересованно решать вопросы народного образования, как Александр Викторович Прохоров (Надеждинский район), Сергей Саркисович Агаджанов (г. Лесозаводск), Владимир Алексеевич Хижинский (Черниговский район), то и информатизация школ пойдет значительно быстрее.

Особое место в модернизации образования занимает учитель. Когда сетуют на то, что наше образование обмельчало, идет утечка умов, уходят талантливые педагоги, я категорически с этим не согласен. Действительно, в начале

90-х годов такой процесс имел место, но нам удалось остановить его. Я имею в виду не только меры по реализации социальных гарантий и льгот педагогам, но и те шаги, которые были предприняты нами для поднятия престижа учительской профессии: приемы работников отрасли по случаю вручения государственных наград, в честь Международного дня учителя, чествования участников краевых конкурсов профессионального мастерства, педагогических династий, лучших молодых специалистов и т.д. Сегодня в Приморье сформировался сильнейший педагогический корпус: 67,3 проц. из 30474 работников народного образования имеют высшую и первую квалификационные категории, только за последние 10 лет 265 учителей получили почетное звание “Заслуженный учитель РФ”, 21 награжден орденами и медалями. В крае трудится более 40 учительских династий, таких, как семья Воропаевых-Василюк из Артема, в которой 15 учителей, и их общий педагогический стаж – более 400 лет.

Говоря о сильном кадровом потенциале, хочу заметить, что нет успехов там, где нет качественного обновления, движения вперед. Вот почему не только управление народного образования администрации края, но и сам губернатор уделяют особое внимание развитию инновационного движения, участию наших педагогических коллективов в конкурсе культурно-образовательных инициатив. На сегодняшний день мы имеем уже три федеральные экспериментальные площадки – ФЭП (экспериментальные сш № 7, 19 г. Находки, негосударственное объединение АТШ г. Владивостока - директора Татьяна Матвеевна Пешкова, Людмила Васильевна Ступина, Елена Анатольевна Новикова). Я думаю, что в текущем учебном году количество ФЭП значительно увеличится.

Эффективность инновационного движения в Приморье подтвердила и IV Международная выставка-ярмарка “Образование–2000”, прошедшая нынешней весной в Москве. 21 диплом из 29 возможных получило там приморское образование. Хочу особо отметить работы педагогов Татьяны Егоровны Ляшенко, Людмилы Васильевны Парамоновой, Виталия Олеговича Шелудько из Черниговского района, Тамары Ивановны Шадриной из г. Спасска-Дальнего, Анатолия Михайловича Марченко из Михайловки, Натальи Григорьевны Кононовой и Владимира Владиленовича Томченко из Владивостока и др.

Однако лучшие проекты, программы и методики бесполезны, если нет их результативности. Результат работы учителя – успехи его учеников. И чем талантливее учитель, тем выше эти успехи. Интересный факт: из года в год в смене “Интеллект” впечатляющих результатов добиваются по русскому языку и литературе учащиеся сш

№ 72, по математике – сш № 23 из Владивостока, по физике – сш № 1 из Дальнереченска. В чем секрет такой стабильности? Я напрямую связываю это с личностью учителей. Назову их: Валентина Константиновна Груцина, Инна Яковлевна Яремич, Михаил Киреевич Болбас. Конечно, в этот список можно внести имена еще очень многих учителей.

Но мы не можем не видеть и серьезнейших проблем, стоящих перед педагогами. Сегодня актуальным становится не то, что человек знает, поскольку знания стремительно устаревают, а то, как он умеет работать с проблемами, быстро осваивать новую деятельность. Главное, чтобы в процессе обучения ребенок мог использовать свой разум как инструмент для познания мира и реализации самого себя как личности. Думается, настало время изменить саму роль учителя в учебном процессе, возможно, научиться работать без классно-урочной системы, особенно с малышами, организовать школьные информационные центры, предметные исследовательские лаборатории, клубные залы учебных дискуссий для старшеклассников и многое другое.

Вместе с тем важно принять меры по устранению школьных перегрузок, нередко возникающих в результате инициативы учителей и руководителей учебных заведений, которые надеются таким образом улучшить результаты обучения. И для устранения этих перегрузок вовсе не нужно ждать введения 12-летнего обучения, тем более что эта программа в течение четырех лет будет только апробироваться в отдельных регионах России.

Среди важнейших проблем современной школы я бы назвал проблему нравственного воспитания подрастающего поколения. Школа без нравственности, по мысли известного педагога Яна Амоса Коменского, как мельница без воды. Часто мы слышим: старые идеи устарели, а новых мы не обрели. Вот и результат – бездуховность, преступность и наркомания в детской и юношеской среде, эгоизм и безверие. Но как же могут устареть общечеловеческие ценности, такие святыни, как свобода, равенство, справедливость? Как могут устареть любовь к матери, родине, уважение к человеческой личности? Я думаю, эти моральные ориентиры останутся для нас главными.

В объединении – сила регионов

Сегодня регионы объединяются для решения многих общих задач. Так был создан координационный совет по образованию при межрегиональной ассоциации “Дальний Восток и Забайкалье”. Мы как-то уже привыкли, что нам, самым удаленным от центра, приходится надеяться только на свои силы. В этом году совет преобразован. Теперь он будет заниматься не только вопросами образования, но и науки, а председателем коллеги избрали меня. Надо сказать, что мою кандидатуру рекомендовал Евгений Иванович Наздратенко, и ее обсуждение проходило сначала между губернаторами, входящими в ассоциацию. Я понимаю, что эта должность не столько почетна, сколько ответственна, поскольку никогда раньше вопросы образования и науки на ассоциации не рассматривались. Губернаторов больше волновали проблемы экономического характера. А сегодня мы впервые хотим привлечь их внимание к такому вопросу, как подготовка общей программы развития образования на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Сейчас идет большая аналитическая работа над проектами соглашения между субъектами федерации, входящими в ассоциацию. Принятие этого документа поможет реализовать потребности в образовании, кадровом, научно-техническом и инновационном обеспечении социально-экономического развития субъектов ассоциации. Объединение творческих усилий позволит разработать региональные программы, а долевое участие в финансировании - реализовать их.

Когда мы говорим о рубеже тысячелетий, о важности происходящих событий, участниками которых мы с вами вольно или невольно являемся, то не всегда осознаем, что они действительно имеют историческую значимость. Поэтому какими бы суетными ни были наши будни, я думаю, об этом стоит помнить, чтобы в любой момент успеть мысленно сказать: остановись, мгновенье! У тех, кто сеет разумное, доброе, вечное, из таких мгновений складывается вся жизнь.

Я хотел бы поздравить всех учителей, педагогов с началом нового учебного года и предстоящим профессиональным праздником. Желаю всем, для кого главным делом его жизни стала работа с молодежью, здоровья, благополучия. Пусть вашей щедрости, доброты, участия хватит на многих. Пусть ваша мудрость станет опорой для тех, кто в ней нуждается. Будьте счастливы!

Автор: Специально для "В" к печати подготовила Ирина ЛУКЬЯНЧУК