Автобусы ремонтируют по законам коммерции

Недавно Союз автотранспортников Приморья проводил зональную конференцию, на которой обсуждались перспективы кризисной в последние годы автобусной отрасли. На этом консилиуме, объединившем представителей Минтранспорта, предприятий Дальнего Востока и Сибири, в частности, обсуждался вопрос о частичной либо полной коммерциализации муниципальных автобусных парков.

29 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №858 от 29 сент. 2000
Недавно Союз автотранспортников Приморья проводил зональную конференцию, на которой обсуждались перспективы кризисной в последние годы автобусной отрасли. На этом консилиуме, объединившем представителей Минтранспорта, предприятий Дальнего Востока и Сибири, в частности, обсуждался вопрос о частичной либо полной коммерциализации муниципальных автобусных парков.

За примерами далеко ездить не надо. Муниципальное предприятие АТП-1 из Находки на хорошем счету в крае. Это не Владивосток, где муниципальные автобусы становятся диковинкой. Парк из года в год пополняется новенькими автобусами “Дэу”, чем не могут похвастать в других населенных пунктах. Конкуренция с частниками “отрегулирована” и позволяет директору АТП Алексею Гашеву постоянно придерживать тарифы на полтора рубля ниже коммерческих, отчего предприятие понемногу прибавляет в доходах.

Но этого, как оказалось, маловато для полного благополучия. Предприятие по-прежнему остается дотационным, и финансовых потоков из городского бюджета, а это только более 23 миллионов за один 99-й год, не хватает даже, чтоб покрыть убытки льготного проезда. Вся имеющаяся прибыль уходит на горюче-смазочные материалы, водоснабжение, электричество, таможню и запчасти.

В 2000 году финансовая деятельность АТП-1 в Находке обсуждалась на всех уровнях, пожалуй, активнее, чем хозяйство футбольного клуба “Океан” в минувшее лихолетье. Контролирующие предприятие чиновники находкинской администрации при поддержке гордумовского “лобби” (в лице депутата и директора конкурирующей фирмы “Авто-8”)провели ряд так называемых балансовых комиссий с целью тщательной проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального автопарка. Волнения в среде водителей, по пять месяцев не получающих зарплату, проходили параллельно и давали прекрасный повод ревизорам оправдать свои действия. Впрочем, ни победители, ни проигравшие в этой битве выявлены не были. Гашев получил выговор, водителям сразу нашли деньги (до новой забастовки?), а вопрос о рентабельности предприятия так и остался открытым.

Система автобусного рынка в Находке – попытка компромисса между муниципалами и частниками. Раздел сфер влияния здесь до сих пор не завершен, как и во Владивостоке. Зимой автобусная “кухня” претерпела значительную “реформу”, о которой мы уже рассказывали на страницах “В”. После затяжной войны частников-“гонщиков” с муниципалами все коммерческие перевозчики были обязаны на базе АТП пройти своеобразную аттестацию. На безопасность движения, соблюдение графика и т.д. Фактически же вышло, что почти все частные фирмы были взяты под крыло муниципалов. Под следующим обоснованием. Автобусов у АТП-1 для покрытия движения не хватает – факт. Поэтому частники даже необходимы (“и мы не монополисты”). Но не должно быть “диких” водителей, обслуживающих пассажиров, когда вздумается. Всех необходимо ознакомить с графиками, правилами, законами. Таким образом, в некоммерческое партнерство “Движение” при АТП вступили наиболее крупные частные фирмы вроде “Ориент-Авто”. С них брали членские взносы, за плату предоставляли ремонтные площади, стоянки.

Данный транспортный расклад появился сразу же по ликвидации центральной диспетчерской службы при администрации Находки, где давались разрешения на частный извоз, “распределялись квоты”. Контролировала ЦДС коммерческая структура, с подачи которой один из самых массовых маршрутов, “двойку”, чуть было полностью не передали под частный извоз. АТП стало терять до 800 тысяч рублей прибыли в месяц. Гашев убедил мэра города Виктора Гнездилова прикрыть службу, которая, по его мнению, занималась не чем иным, как добиванием муниципального автопарка. И это было сделано, после чего неизвестные “коммерсанты” избили контролера АТП, а в один день гонялись на “крузаке” по всей Находке за служебной машиной АТП. Огонь поостыл только при вмешательстве ФСБ и при организации на муниципальном предприятии “антидиверсионной” службы безопасности.

Разумеется, не всем в Находке понравилась новая система, при которой частники работали более-менее цивилизованным образом. По результатам проведенных балансовых комиссий на АТП выяснилось, что и там нарушений хватало. Теперь власти намерены заниматься ежедневным контролем за выручкой предприятия. Вариант с “укрощением частников” им, судя по всему, не показался. А если добавить к этому еще то, что сегодня в крае власти не очень-то довольны, когда подведомственные унитарные предприятия занимаются “живительной” коммерцией...

В общем, в справке о результатах проверки можно найти, что часть прибыли от аренды автобусов и площадей отдельными предпринимателями (а их в партнерстве 31 физическое лицо – это 41 автобус) не была найдена контролерами. Не понравилось проверяющим и то, что отдельные начальники АТП одновременно возглавляли коммерческие структуры. Скажем, межгороды “Находка - Владивосток”, “Находка - Уссурийск”, “Восточный - Владивосток” арендовал частный предприниматель Кандауров – он же заместитель Алексея Гашева в унитарном предприятии. Неудивительно, что в день общероссийской забастовки транспортников водители этих междугородных маршрутов, выбранные корреспондентом Приморского телевидения в качестве героев репортажа, “ничего не знали” о восстании.

Директор АТП-1 убежден, что если разорвать налаженное с частниками сотрудничество, то те снова будут диктовать свои условия на рынке неучтенной выручкой. Козни своих оппонентов он считает попытками подчинить предприятие законам теневого рынка.

У Алексея Гашева сейчас незавидная роль. Он твердо убежден, что система пассажирских перевозок, как она есть сейчас, должна быть в корне реформирована. Если все останется как есть, частники будут по-прежнему скрывать от налогов бешеные прибыли, а муниципалы выбивать очередные подачки у городского бюджета. Посмотрим на цифры. Плановые доходы на 2000 год почти в два раза превышают расходы конторы, а общая сумма годовой зарплаты почти равна всем этим доходам. И это с учетом того, что автобусники зарабатывают собственными автостоянками, ритуальными перевозками, собственными заправками, здравпунктом, спортзалом…

На хваленые автобусы “Дэу” шеф автопарка смотрит с иронией. На покупку десятка “корейцев”, требующих постоянного дорогостоящего ремонта, уходит с растаможиванием 600 тысяч долларов. На эту сумму Гашев предлагал чиновникам закупить 70 новеньких “пазиков”, но им корейский проект оказался по каким-то причинам милее. А ведь таким образом АТП-1 с лихвой окупило бы себя.

У Находкинского АТП еще остались солидная ремонтная база, проверенный персонал, чтобы не прикрываться по примеру своих бывших коллег из Партизанска или Артема. Опыт коллег по региону показывает, что муниципальные автопарки выживают пока что лишь при частичной коммерциализации. Как вариант – часть материальных средств сдается в аренду тем же частникам, а руководители становятся “свадебными генералами”.

Вообще пример находкинских автобусных переделов весьма показателен. Скажем, последнее время много разговоров по поводу частичного акционирования железных дорог. До полной приватизации, как видится, дело не дойдет ни там, ни в отрасли автобусных пассажирских перевозок. Да и в отделе промышленности, транспорта и связи администрации Находки мне сообщили, что ни о каком акционировании унитарного предприятия речи быть не может. Государство не может себе позволить бросить тех же льготных пассажиров на произвол судьбы. Но – однозначно – реформирование грядет. И хорошо, если оно будет диктоваться “балансом общественных интересов”, а не любителями быстрой наживы.

Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"