Неприкасаемые, или “Заповедник” на Охотном ряду

Акт коллективного самопожертвования, который попыталась устроить в думе фракция СПС, успешно пресечен. Палата отказалась поддержать законодательную инициативу правых о частичном ограничении депутатской неприкосновенности и сокращении льгот, которыми щедро наделили себя народные избранники.

22 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №854 от 22 сент. 2000
Акт коллективного самопожертвования, который попыталась устроить в думе фракция СПС, успешно пресечен. Палата отказалась поддержать законодательную инициативу правых о частичном ограничении депутатской неприкосновенности и сокращении льгот, которыми щедро наделили себя народные избранники.

Затеянное президентом реформирование вертикали власти, последствия которого уже ощутили на себе лишившиеся иммунитета губернаторы, благополучно обошло стороной “заповедник” на Охотном ряду.

О необходимости отмены депутатской неприкосновенности, ради которой в думу устремились немало людей, находящихся не в ладах с законом, в период парламентских выборов охотно рассуждали практически все лидеры нынешних думских фракций. При этом они явно сознавали практическую невыполнимость этой затеи - депутатская неприкосновенность предусмотрена Конституцией, и отмена этой нормы связана с весьма сложной процедурой принятия конституционных поправок. Впрочем, посягать на Основной Закон СПС и не пытался. Фракция предложила всего лишь привести в соответствие с Конституцией закон о статусе депутатов, который существенно расширяет понятие депутатской неприкосновенности. Сохраняя за депутатами все конституционные гарантии - от ареста, задержания, обыска, законопроект СПС обеспечивает правоохранительным органам возможность проведения следственных действий и последующего судебного разбирательства вплоть до вынесения приговора. При этом решение вопроса о лишении депутата свободы и после приговора суда оставалось бы за палатой.

Но и к столь скромной жертве большинство думы оказалось не готово. На защиту депутатского иммунитета грудью встала фракция КПРФ. “Я вообще не понимаю, о какой неприкосновенности идет речь? У меня такая же неприкосновенность, как и у моих избирателей. Да, есть некоторые преимущества, но надо ли от них отказываться”, - усомнился коммунист Иван Никитчук. “Я как-то не ощущаю привилегий, только груз ответственности”, - поддержала его коллега по фракции Тамара Плетнева. “Вы сделали народ обездоленным, а теперь хотите еще и депутатов обездолить”, - обвинил авторов законопроекта член той же фракции Александр Салий. А Василий Шандыбин предположил, что его-то уж точно арестуют на радость демократам, поскольку он всегда смело критикует “Клинтона, сионизм и “пятую колонну”. При этом мужественный борец с сионизмом призвал думу равняться на израильский кнессет, депутаты которого, по его словам, пользуются куда большими льготами и привилегиями.

Из 88 членов фракции КПРФ лишь четыре депутата поддержали предложение правых. 55 коммунистов голосовали против. Лидер партии Геннадий Зюганов, спикер Геннадий Селезнев и практически все руководство КПРФ не стали участвовать в голосовании. Но самое примечательное, что две трети прокремлевской фракции “Единство” голосовали либо против ограничения депутатского иммунитета, либо не участвовали в голосовании, как и сам лидер думских “медведей” Борис Грызлов. Дружно проигнорировала голосование по столь деликатному вопросу и группа “Народный депутат”.

В итоге вопрос снят с рассмотрения и, к удовлетворению думского большинства, вряд ли возникнет вновь до следующей избирательной кампании.