Не автомобиль – роскошь, а бензин для него

Второй раз за месяц по всему Приморью поднялись цены на все виды бензина и дизельное топливо. И опять на 50 копеек за каждый литр. Тем самым в сентябре горюче-смазочные материалы подорожали уже на рубль, что составляет почти 15-процентную накрутку.

19 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №851 от 19 сент. 2000
Второй раз за месяц по всему Приморью поднялись цены на все виды бензина и дизельное топливо. И опять на 50 копеек за каждый литр. Тем самым в сентябре горюче-смазочные материалы подорожали уже на рубль, что составляет почти 15-процентную накрутку.

В минувшие выходные дни ведущая в крае компания “Приморнефтепродукт” на своих АЗС во Владивостоке реализовывала высокооктановый АИ-93 по 8 рублей ровно, дизельное топливо по 7,50 и низкооктановый А-76 по 7 рублей за 1 литр. К слову сказать, на коммерческих заправках тот же АИ-93 продают на 10-20 копеек дороже, но ажиотажа на них не наблюдается. А вот на АЗС “Приморнефтепродукта” желающих заправиться не уменьшается.

Оно и понятно: автомобиль не роскошь, а средство передвижения. А вот уверенности, что топливо вновь не подскочит в цене и будет в свободной продаже и дальше, нет никакой. В западных регионах уже наблюдается дефицит бензина и солярки. В европейской части страны треть заправок закрылась. Проблемы с наличием ГСМ возникли даже в центрах нефтедобычи – Татарстане и Тюменской области. Спрос увеличился на 25 процентов, а в столичных городах и того больше. Нефтяной кризис в Западной Европе лишь подстегивает покупателей.

При этом топливо неуклонно повышается в цене. Специалисты в один голос заявляют, что рост тарифов сохранится и стабилизируется лишь на отметке в 9 – 10 рублей за 1 литр высокооктанового бензина. Крупнейшие российские компании за два последних месяца подняли стоимость сырой нефти для внутреннего рынка с 3200 до 4000 рублей за тонну. При молчаливом одобрении правительства корпорации-экспортеры “черного золота” за рубеж подтягивают тарифы внутри страны к общемировым стандартам.

Правда, сильно взвинтить цены им не позволят. Кабинет министров уже 17 сентября увеличил экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо. Так что теперь придется подсчитать, что выгодно: отправить свою продукцию за границу или реализовать ее непосредственно в России. Это вовсе не означает, что у себя в стране ГСМ будут продавать по низкой цене. Хотя производителям пригрозили, мол, будете поднимать цены, вам на такую разницу увеличат акцизы. Ну, такой расклад выгоден самому государству, а не простым водителям. Поэтому не стоит удивляться быстрым сменам ценников на автозаправочных станциях.

Что касается Приморья, то, несмотря на возросшие тарифы, спрос на бензин и солярку в регионе не уменьшается, сообщили “В” в краевом комитете государственной статистики. За минувшую неделю на оптовых предприятиях купили 254 тонны автомобильного бензина и 1496 тонн дизельного топлива. Это почти в 3 и 6 раз соответственно больше, чем неделей ранее. Тем не менее запасы в нефтехранилищах Приморья не уменьшились, поскольку топливо своевременно завозилось из других регионов страны. Более того, они даже возросли в 2 раза по сравнению с началом сентября и достигли 827 и 2327 тонн. Перебоев с поставками бензина и солярки на автозаправочных станциях городов и районов края также не наблюдается. Лишь кое-где не успевают своевременно завезти бензин марки А-76. Все это говорит о том, что топливо для автомобильного транспорта в Приморье есть, поэтому машины в ближайшее время не остановятся. Остановиться может лишь покупательная способность автовладельцев.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"