Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Кто сгорит, того не закопают...

Во Владивостоке состоялось открытие первого на Дальнем Востоке крематория. Мы получили нечто новое: вместо погребения тела в землю – кремация, вместо могилы – ячейка 40 на 40 сантиметров.
Во Владивостоке состоялось открытие первого на Дальнем Востоке крематория. Мы получили нечто новое: вместо погребения тела в землю – кремация, вместо могилы – ячейка 40 на 40 сантиметров.

Сквозь тернии… к колумбарной стене

Решение построить во Владивостоке крематорий созрело уже давно. Но лишь нынешняя администрация приняла решение строить первую очередь крематория. Это печи, дизель-генераторы, холодильное оборудование, залы для прощания. Возведение первой очереди началось в сентябре прошлого года. А нынешней осенью начнется строительство колумбарной стены.

Проект крематория был разработан "Промстройниипроектом". Аккуратное двухэтажное здание внешне даже не напоминает о том, что происходит за его стенами. Несколько небольших залов: в одном проходит регистрация умершего, в другом родные и близкие могут попрощаться с покойным, в третьем получат капсулу с прахом. Немного места занимает и сама печь. Есть и удобный асфальтированный подъезд к зданию, место, где можно поставить машину, – всех этих удобств так не хватает нашим городским кладбищам. Здание полностью автономное: свое отопление, электричество, свои водопровод и канализация. Администрация города провела полное финансирование проекта. На данный момент в строительство вложено десять с лишним миллионов рублей. На эти деньги возвели здание, поставили часть оборудования, произвели отделочные работы. Четыре миллиона ушло только на кремационную печь американского производства.

Основная причина, по которой было решено строить крематорий, – катастрофическая нехватка земель под захоронения. Кладбище на 14-м километре уже не может вместить всех умерших. На грани закрытия Морское, его резерва хватит еще на полтора-два года. Город постоянно разрастается, поэтому кладбища оказываются в его черте. А по санитарным нормам вокруг захоронений должно быть расстояние в 300 метров. Было предложение открыть новое кладбище на одном из островов, но к нему отнеслись очень скептически. Кроме этого у нас очень плохая почва. Если в нормальной земле гроб с телом через 15-20 лет практически истлевает, то в нашей он "хранится" долго. Поэтому одну и ту же землю, даже с согласия родственников, нельзя использовать дважды, то есть делать подзахоронения.

Свой плюс есть и в самой стоимости кремации. В отличие от обычных похорон, которые стоят 3650 рублей и более, здесь за 1700-1800 рублей тело привезут в крематорий, дадут возможность проститься в зале, кремируют, выдадут урну с прахом и предоставят место в колумбарной стенке. Но люди, конечно, привыкли к ритуалу, поэтому стоимость будет увеличиваться за счет тех же венков. К тому же будет выбор, каким камнем облицевать колумбарную ячейку. Конечно, если финансы позволяют, можно возвести целый фамильный склеп. Представители ассоциации специализированных ритуальных компаний сделали неблагоприятный прогноз: после открытия крематория резко поднимется стоимость земли на кладбище.

Однако не стоит думать, что к кремации относятся со всех сторон положительно. Православная христианская церковь ставит кремирование вне православной традиции.

- Православная церковь верит в воскресение мертвых, причем как души, так и тела, - поясняет отец Иннокентий. - Если человек допускает сожжение, завещает себя кремировать – значит он символически отказывается от веры во всеобщее воскрешение. Церковь такого человека не отпевает. Да, в земле тело истлевает и превращается в прах. Но сила бога заключается в том, что он может соединить душу с новым телом. Именно поэтому тело должно быть предано земле.

Наверное, недаром в русских народных сказках тела злодеев сжигали, а прах развеивали по ветру. Возможно, это считалось худшим наказанием.

Крематорий – объект режимный

Крематорий, равно как и оборонные предприятия, относится к режимным объектам. Это не значит, что пускать туда будут только по пропускам, просто нужна строгая система охраны. Евгений Осокин, руководитель специализированной городской похоронной службы “Некрополь”, поясняет, что охранять надо оборудование от криминальных структур, а служащих крематория от соблазна сотрудничать с этими структурами. Вопрос очень серьезный. Попади крематорий в черные руки, и весь наш город будет избавлен от трупов – все будут сжигать, только пули отсортировывать. А потом ищи-свищи, кого и где убили.

Такие меры предосторожности нелишние, потому что всего через полтора-два часа, с учетом времени на разогрев печи, от тела остается только прах. Температура, при которой происходит сожжение, достигает 1300 градусов по шкале Цельсия. При этом в печи нет огня, она работает в тепловом режиме.

Поскольку в работе крематория задействованы печи, была вероятность, что в воздух будут поступать вредные выбросы, дым, неприятный запах. Как выяснилось, при пробных запусках оборудования в воздух не выделялись ни дым, ни копоть, ни неприятный запах, лишь легкий парок. Все дело в том, что оборудование сертифицировано, имеет трехступенчатую систему очистки и абсолютно не несет вреда экологии города.

Кстати, пробный запуск, причем с кремацией человеческого тела, в этом крематории уже состоялся прошлой зимой. Моряк, родственники которого остались в Санкт-Петербурге, завещал кремировать свое тело. Отправить усопшего для захоронения в Питере не представлялось возможным. Конечно, пришлось собрать целую кипу разрешающих бумаг, включая санкцию прокурора, и кремация состоялась. И прошла довольно успешно. А прах военного отправили в родной город на Неве.

Похоронный беспредел

Строительство крематория стало хорошим поводом для обсуждения темы ритуального бизнеса во Владивостоке. Считается, что город определяется тремя факторами: вокзалом, рынком и кладбищем. Как ни странно, но в последние десять лет ритуальная деятельность в городе никем не контролировалась. Хотя вполне понятно, что этим должны заниматься властные структуры. Аналогичный контроль происходит за процессом рождения. Основную причину этого беспредела люди, занимающиеся похоронным бизнесом, видят в отсутствии стабильности. Но с приходом новой власти дела более-менее пошли в гору. Теперь порядок устанавливается в соответствии с законом “О похоронах и похоронной деятельности”. При администрации города создан наблюдательный совет по вопросам похоронного дела, в который вошли представители городских служб, ГУВД, СЭС, ассоциации специализированных ритуальных компаний.

Сейчас основная проблема заключается в том, что в городе нет единого учета захоронений. Поэтому спустя некоторое время абсолютно невозможно установить, кто и где захоронен. Здесь уже бессильны не только родственники, но и компетентные органы. А все потому, что нашлось слишком много желающих заниматься похоронным бизнесом. Многие наверняка предполагают, что во Владивостоке примерно четыре-пять похоронных фирм, максимум десять. На самом деле таких фирм около 40, причем только имеющих лицензию. Остальные работают нелегально. Именно поэтому у них вы не получите на руки никаких документов: наряд на копку могилы, номер и могилы, и участка, свидетельство о захоронении. А это означает, что могилы формально не существует. Потом абсолютно бесполезно предъявлять какие-либо претензии. Скорее всего эта фирма сменит адрес или вообще закроется. Такая работа “вчерную” позволяет не только получать приличные деньги, укрываться от налогов, но и снимает ответственность по закону “О защите прав потребителей”. А это весьма актуально, ведь увеличение числа похоронных фирм отнюдь не ведет к улучшению качества обслуживания. Скорее наоборот: нет ответственности – падает качество.

Все эти причины привели к тому, что руководители ведущих похоронных агентств решили объединиться в ассоциацию специализированных ритуальных компаний. Гарантом их качественной работы выступает городская администрация. Она как никто другой заинтересована в наведении порядка в похоронном бизнесе. Подобное решение созрело еще пять лет назад, но никак не удавалось его реализовать. Конкуренты считают, что эта ассоциация превратится в своеобразную монополию, но на ее долю выпадет только третья часть похорон, а для монополии надо 57 процентов.

Между прочим, не так это просто – получить клиента. Многие похоронные фирмы платят за это немалые деньги. Их информаторы находятся везде – в больнице, скорой помощи, в милиции. Как только кто-нибудь умирает, они тут же отправляют сообщение в похоронную фирму. Иногда так случается, что за одним покойником приезжают сразу из нескольких агентств. В месяц за такую информацию “черные” фирмы выплачивают около 130 тысяч рублей, каждый информатор получает за одно сообщение от 500 до 800 рублей.

Конечно, крематорий не закроет всех проблем, но хоть с чем-то удастся справиться. Частично решится вопрос с землей. Специалисты предполагают, что на долю крематория придется всего 30-40 процентов усопших, а их в городе каждый месяц 500-600 человек. Остальных, а это получается свыше 350 человек, все равно придется хоронить. К тому же станет легче справляться с погребением безродных (тех, чьи родственники не объявились). Таких в месяц приходится хоронить примерно по 30 человек, а это огромная бесплатная нагрузка на муниципалитет. Безусловно, кремировать их будет быстрее и дешевле, ведь электричество стоит дешевле, чем земля. Да и физических затрат куда меньше.

Пройдет еще немало времени, пока люди начнут относиться к кремации адекватно. Во всех крупных городах России уже давно привыкли к такому новшеству.

Автор : Ирина ИВАНЮШИНА, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Замкнутый круг: нет солярки - нет угля, нет угля - нет света…

Экстренную встречу были вынуждены провести глава администрации Владивостока Юрий Копылов, генеральные директора “Дальэнерго” Юрий Лихойда и “Приморскугля” Анатолий Васянович. Речь шла о скорейшем возобновлении работ на шахтах и разрезах “Приморскугля”.

Ни читать, ни писать

Отключены от электроэнергии все школы Лесозаводска и Лесозаводского района Приморского края.

“Копыловский” хлебушек будет по 6.50?

Посещение главой администрации Владивостока Юрием Копыловым муниципального хлебокомбината “Весенний” на 28-м километре, широко освещенное местным телевидением, привело к появлению у наиболее нуждающихся жителей города надежды на снижение цены хлебобулочных изделий.

Горячие будни налоговой полиции

Прямо у подъезда здания находкинской налоговой инспекции внезапно вспыхнул автомобиль Toyota-Corolla и за 15 минут, пока не приехала пожарная команда, выгорел до состояния, именуемого “не подлежит восстановлению”. Причем машину пытались тушить охранники, вытащив даже шланг аварийного водяного брандспойта. Но – увы…

Чеченский метод приморских грабителей

В Хасанском районе была совершена попытка ограбления инкассаторской машины. В этом тяжелом грузовике в Славянку транспортировалась сумма в русских рублях, эквивалентная 600 тысячам долларов США.

Последние номера