Владимир Путин – дальневосточникам: "Кто сказал, что мы отдаем Южные Курилы?"

Подробности и детали визита президента России на Сахалинот корреспондента "В"с места события

5 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №843 от 5 сент. 2000
 Визит президента РФ Владимира Путина на Сахалин был предельно скоротечен - всего около восьми часов, но вместе с тем весьма плодотворен. Начало большого международного турне российского лидера оказалось удачно приуроченным к знаменательным для страны датам. Президентский лайнер "Ил-96" с надписью "Россия" на борту приземлился в аэропорту Южно-Сахалинска в 9 часов утра 3 сентября, в день, официально считающийся днем капитуляции Японии и окончания второй мировой войны. И наверное, именно поэтому, слегка поломав намеченный ритуал, прямо из аэропорта президентский кортеж направился не в подготовленную для главы государства резиденцию, а непосредственно к мемориалу славы сахалинцев, павших на полях сражений Великой Отечественной. Возложив венок к памятнику, на плитах которого высечено более 1600 фамилий, президент склонил в молчании голову. Вместе с Владимиром Путиным в церемонии приняли участие полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский, губернаторы Сахалинской области и Хабаровского края Игорь Фархутдинов и Виктор Ишаев, президенты Татарстана и Башкортостана Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов, командующие Дальневосточным военным округом генерал-полковник Юрий Якубов, Тихоокеанским флотом - адмирал Михаил Захаренко, Тихоокеанским пограничным округом - генерал-полковник Павел Тарасенко.

Другая знаковая деталь состоит в том, что минувшее воскресенье было еще и профессиональным Днем работников нефтегазового комплекса. А эта специальность на Сахалине в последние годы стала, пожалуй, самой "модной", оставив позади профессии рыбака и шахтера. Не случайно именно 2-3 сентября в Южно-Сахалинске проходила 1-я международная практическая конференция "СРП (Соглашения о разделе продукции) - 2000", направленная на преодоление трудностей, возникших при реализации грандиозных международных нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Об уровне конференции можно судить уже по тому, что наряду с руководителями ведущих сахалинских компаний и крупными иностранными инвесторами в ней приняли участие такие знаковые фигуры, как президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков, не последние депутаты Госдумы РФ Виктор Черномырдин и Николай Рыжков, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, министр энергетики РФ Александр Гаврин, министр природных ресурсов РФ Борис Яцкевич.

Прибыв после посещения мемориала славы на конференцию, Владимир Путин выслушал ряд выступлений, а затем как бы подвел своеобразную черту, прокомментировав проекты итоговых документов и рекомендаций, выработанных этим высоким собранием. “Как говорят в России, деньги не пахнут, - сказал, в частности, российский президент. - А потому какая разница - иностранный инвестор или отечественный? Мы должны для всех создать равные условия и максимально привлекательный инвестиционный климат”. Путин выступал ровно 20 минут и за это время успел раздать всем сестрам по серьгам - и Грефу, и Богданчикову, и депутатам-тяжеловесам, поставив задачу привести законодательство в соответствие с международной практикой СРП в достаточно жесткие сроки.

Сразу после окончания конференции состоялась короткая пресс-конференция президента для аккредитованных на его визите местных и московских журналистов. Играя по правилам хорошего тона, пресс-служба президента предоставила право задавать вопросы исключительно представителям сахалинских СМИ. Вопросы оказались вполне ожидаемыми, а вот ответы на них наверняка порадуют жителей самых дальних российских территорий. Так, в частности, отвечая на вопрос о возможной ликвидации дальневосточных надбавок, Владимир Путин заявил: “Если вас действительно волнует эта проблема, то давайте договоримся сразу: такой проблемы больше не существует. И прекратим все спекуляции и пересуды на эту тему”. Касаясь проблемы сейсмостанций, которые в силу слабого финансирования оказались на грани закрытия по всему весьма активному Дальневосточному региону, президент, ссылаясь на присутствующего здесь же министра МЧС Сергея Шойгу, сказал: “Насколько я информирован, в последние годы финансирование здесь осуществляется стабильно. Более того, я убежден, что сеть подобных станций необходимо развивать и укреплять - точно так же, как необходимо переходить на Сахалине к стандартам сейсмостойкого строительства, в первую очередь - в области вновь возводимого жилья”.

Не обошлось, естественно, и без ключевого - в преддверии официального визита в Японию - вопроса; корреспондент одной из местных газет сформулировал его так: “Владимир Владимирович, что вы думаете о будущем Южных Курил, которые уже и в российских СМИ порой называют Хабомаи?” Ответ Путина прозвучал, что называется, с ходу, без подготовки: “А кто вам сказал, что правительство России собирается отдавать Южные Курилы? Об этом не может быть и речи. Мы ведем переговоры. Речь идет о признании проблемы, об обсуждении проблемы как таковой. Но не более того”.

Оставшиеся несколько часов до вылета из Южно-Сахалинска в Токио Владимир Путин провел с максимальной активностью. Он успел посетить выросший в пригороде Южно-Сахалинска микрорайон “Зима”, который возводится силами МЧС для жителей Охинского района, пострадавших во время нефтегорского землетрясения, побывал на рыборазводном заводе “Мальки” и на рыбоперерабатывающем предприятии “Тунайча”. А уже перед самым вылетом в Японию президент России провел получасовую беседу с ведущими военачальниками региона - командующими Дальневосточным военным округом генерал-полковником Юрием Якубовым и Тихоокеанским флотом - адмиралом Михаилом Захаренко. К слову, последний направился вместе с Путиным в Японию, будучи членом официальной российской делегации, как и трое других дальневосточников - Константин Пуликовский, Игорь Фархутдинов и Виктор Ишаев.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток" (по телефону из Южно-Сахалинска)