Цветы на графских рубежах

Почти тридцать лет назад, еще школьником, я впервые побывал на Красной сопке, в гарнизоне Графском, что возвышается над Дальнереченском в месте слияния Уссури и Большой Уссурки. Тогда совсем недавно случились даманские события. Врытые в землю танки, обилие военной техники – чувствовалась какая-то напряженность и тревога. Нам показывали в бинокли соседний китайский укрепрайон в поселке Хутоу и рассказывали, что в 45-м в тех бетонных катакомбах сидели японцы, которых пришлось выбивать ценой сотен жизней советских солдат. Тех, что лежат в братской могиле здесь же, на Красной сопке. Многие остались захоронены на том берегу, тоже в братской могиле. Странное было чувство. Ведь мой дед тоже освобождал от японцев Маньчжурию. А теперь вот река снова разделила…

5 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №843 от 5 сент. 2000
Почти тридцать лет назад, еще школьником, я впервые побывал на Красной сопке, в гарнизоне Графском, что возвышается над Дальнереченском в месте слияния Уссури и Большой Уссурки. Тогда совсем недавно случились даманские события. Врытые в землю танки, обилие военной техники – чувствовалась какая-то напряженность и тревога. Нам показывали в бинокли соседний китайский укрепрайон в поселке Хутоу и рассказывали, что в 45-м в тех бетонных катакомбах сидели японцы, которых пришлось выбивать ценой сотен жизней советских солдат. Тех, что лежат в братской могиле здесь же, на Красной сопке. Многие остались захоронены на том берегу, тоже в братской могиле. Странное было чувство. Ведь мой дед тоже освобождал от японцев Маньчжурию. А теперь вот река снова разделила…

Прошли годы, нет уже моего деда-фронтовика. Вырос мой сын. И я снова на этой земле. С того самого высокого берега смотрю на соседний другими глазами. И ощущаю, что через 55 лет наконец-то пришли сюда мир и покой. Мир - потому что уже не нацелены пушки на нас и наших соседей. Покой - потому что наконец-то благодаря нашей памяти и огромным усилиям удалось восстановить по крупицам информацию о наших солдатах, отдавших жизнь на той войне с японцами в августе 45-го года. Дальнереченцы, пограничники, мотострелки при поддержке краевых властей реставрировали и построили прекрасный мемориальный комплекс воинам Красной армии, погибшим при штурме 9-25 августа 1945 года одного из самых мощных японских укрепрайонов – Хутоуского. Пять тысяч японцев из состава Квантунской армии оборонялись и контратаковали наших бойцов 109-го Иманского укрепрайона и 264-й стрелковой дивизии. Эта выдолбленная в скале бетонная крепость считалась непреступной. И все-таки ее взяли.

Лишь единицы из тех, кто выжил в тех боях и дожил до празднования 55–летия Дней мира на Тихом океане, вместе с другими ветеранами второй мировой пришли 30 августа на открытие мемориала в Дальнереченске. Они не сдерживали слезы, когда через много лет забвения читали на обелиске восстановленные фамилии своих боевых друзей. Из похороненных 507 офицеров и солдат почти всех удалось назвать поименно. Но Вечный огонь зажгли для всех.

Символично, что празднование Победы и Дней мира, которое проходило в Приморье в минувшие дни, началось именно в Дальнереченске. Сюда приехали ветераны, гости, прибыл губернатор края Евгений Наздратенко. После митинга на нашем берегу и открытия мемориала многочисленная делегация на катерах отправилась по Уссури туда, где шли бои, в китайский город Хутоу. Впервые за многие годы ветераны возвращались в свою огненную юность, на то место, где похоронены другие их товарищи. Все хотели увидеть, как относятся те, кого освобождали в 45-м, к захоронению своих освободителей. Оказалось, что все 55 лет братская могила, в которой лежит 993 воина, поддерживалась в порядке. Обновленный к юбилею памятник оказался в прекрасном состоянии. Хотя уже почти не осталось тех, кого освобождали наши солдаты, на стеле все та же надпись: “Слава Сталину, генералиссимусу Советского Союза. В память разгрома укрепрайона воинами 1-го Дальневосточного фронта и освобождения Хутоу от японских захватчиков. Август 1945 года”. Оказалось, что китайцы хранят историческую память. И не меняют табличек.

Специально к юбилею в Хутоу, прямо на вершине укрепрайона, построили исторический музей. Есть там материалы, посвященные японцам – их потомки с недавних пор стали посещать этот город в качестве туристов. Есть и экспозиция, посвященная Красной армии. Фотографии, армейская форма, гильзы от снарядов и почему-то электросамовар, пояснение под которым утверждает, что из него наши солдаты пили чай в короткие минуты затишья… А подземный город, в который нас повели на экскурсию, действительно впечатляет. Японцы настолько были защищены, что сопротивлялись, даже когда их император объявил о капитуляции. Ветераны говорят, что смертников не только гранатами выкуривали, но и буквально выжигали.

Пользуясь возможностью, губернатор Приморья Евгений Наздратенко и новый председатель правительства провинции Хэйлунцзян Сон Фатан, также специально приехавший в Хутоу, провели переговоры, которые больше походили на встречу добрых соседей. Им было о чем поговорить. Ведь за семь последних лет в Приморье открыто пять пограничных переходов. Это больше, чем где-либо еще на всем протяжении российско-китайской границы. К слову, приморский губернатор предложил на одном из островов, разбросанных по Уссури между Дальнереченском и Хутоу, организовать территорию свободной торговли. Китайцы обещали подумать.

И все же не полувеком измеряется память в этом русском городе на Уссури. Потому что первые казаки, посланные еще губернатором Муравьевым–Амурским, пришли сюда и построили державный пост в конце 50-х прошлого столетия. С тех пор в поселке Графском всегда жили те, кто охранял наши рубежи. И сейчас здесь пограничная застава. Время лишь на короткий промежуток стерло память о тех первопроходцах и защитниках. Но сегодня, на исходе века нынешнего, и эта страница восстановлена и увековечена. Глава администрации Дальнереченска Михаил Личенко рассказывал, как всем миром – ветераны, музейные работники, священнослужители, коммерсанты, пограничники, чиновники, военные, строители - за короткое время восстановили заброшенное старое кладбище, на котором похоронены не только первые казаки, но и участники той, первой русско-японской войны, что лечились в иманском лазарете и умерли от ран. Создали музей - казацкую усадьбу и возвели из лиственницы 21-метровую часовню в память о Благовещенской церкви гарнизона штаба графа Муравьева-Амурского, что была воздвигнута в 1891 году в честь приезда сюда цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Новая освященная часовня стала сегодня наряду с мемориалом символом мира и благодарности нашим дедам и отцам. Ее хорошо видно с реки, с соседнего берега. И китайцы уже в день открытия изменили маршруты своих туристических пароходиков и старались сфотографироваться на фоне часовни.

А вечером в городе были праздничный концерт и дискотека на центральной площади. Показалось, что дальнереченцы сумели удивительно тактично и мудро совместить горький праздник далекой уже Победы, связать происходившие на этой земле события цепочкой памяти и сделать Дни мира не мероприятием, а праздником для всех поколений. Ведь по большому счету все, что делается, нужно живым.

Дальнереченск сегодня город молодых. За пять лет численность молодежи увеличилась на 32 процента. Здесь практически нет безработицы, постоянно открываются новые производства. Это единственный в крае город, где много свободных рабочих мест. Немало сил было отдано подготовке Дней мира. Но даже когда город во время прошедшего наводнения с трудом, но избежал большого затопления, работы не останавливались. Как не прекращались работы и на строящихся социальных объектах – жилом доме медиков и Доме ветеранов труда, которые вводятся уже в ноябре. Стабильность, постоянство и запас прочности - вот, пожалуй, те ощущения, которые остались от посещения этой героической земли. Может, поэтому и память здесь так высоко чтут и ценят.

Автор: Виктор Сердюк, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток", Владимир САЯПИН (фото), специально для "В"