Из лесу,вестимо. Приморский ДОК: не рубите лапы сороконожке!

О коматозном состоянии родной промышленности напоминать никому не надо. Только ленивый не говорил о падении производства, тупике и кризисе. Но может быть, и в наше безнадежное время можно строить, а не разваливать, производить, а не распродавать? В последнее время заговорили о Дальнереченске как о самом динамично развивающемся из городов края.

1 сент. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №842 от 1 сент. 2000
О коматозном состоянии родной промышленности напоминать никому не надо. Только ленивый не говорил о падении производства, тупике и кризисе. Но может быть, и в наше безнадежное время можно строить, а не разваливать, производить, а не распродавать? В последнее время заговорили о Дальнереченске как о самом динамично развивающемся из городов края.

В этом отношении показателен пример Приморского деревообрабатывающего комбината, неплохо чувствующего себя на рынке и даже расширяющего производство. Чтобы узнать об этом подробнее, корреспондент “В” выехал в Дальнереченск.

Приморский ДОК (в сентябре ему исполнится 77 лет) – градообразующее предприятие Дальнереченска, поэтому его значимость для города первостепенна. Ценно не только само производство, но и рабочие места. На множестве подобных предприятий их количество уменьшилось в десятки раз. Не миновала чаша сия и Приморский ДОК – из прошлых 2,5 тысячи на комбинате сегодня занято около тысячи человек. Но и это немало, а главное – производство не стоит на месте.

Многие предприятия погорели на том, что разделились на несколько меньших. Директор каждого из них тянул одеяло на себя, и выходил развал. Без реструктуризации не обошлось и на Приморском ДОКе - нельзя все яйца хранить в одной корзине. С процветающей нынче практикой налогового удушения это чревато - арестуют счет, и все. Когда счетов несколько, положение стабильнее. Но как удержать единое руководство, сохранить порядок? Генеральный директор ОАО “Приморский ДОК” В. М. Беликов является также учредителем и заместителем директора каждого из других предприятий, относящихся к ДОКу. Например, Приморский лесокомбинат: он останется на плаву, если, не дай бог, не пойдут дела у ДОКа. “Мое предприятие похоже на сороконожку: одну ногу оторвать – другие останутся!” – шутит Валентин Беликов.

Сохранить твердую организацию – далеко не все. Чтобы остались рабочие места, нужно выпускать конкурентоспособную продукцию. “В период перестройки, когда все резко изменилось, выжить было сложно, - рассказывает заместитель генерального директора ОАО “Приморский ДОК” по производству и внешней деятельности Валентин Квач. – Раньше был план, и даже если какое-то изделие не пользовалось спросом, его выпускали столько, сколько укажут. Сейчас появился новый критерий – спрос”. Нужно учитывать изменение вкусов, изучать положение дел в отрасли, быть готовым к разного рода перестройкам. Госзаказа нет, рынок нестабилен, все деловые связи приходится устанавливать самим. “Выходит, в этом времени есть и положительное, - считает Валентин Беликов. – Жизнь нас многому научила”.

Около 30 проц. от общего производства идет на экспорт. Китайцы убедились, что качество доковской продукции на высоте и что выгодно покупать не только лес, как у многих других организаций, но и различные изделия.

Выживание на рынке подразумевает постоянные поиски новых технологий, методов снижения себестоимости и т. д. Я прошел по цехам комбината и в каждом видел что-то особенное – прежде всего из оборудования.

Вот, например, линия по выпуску лущеного шпона – купили на фанзаводе, которому шпон уже не по зубам. Теперь в этом цехе будут делать и строганый шпон, и лущеный, а вскоре и фанеру.

Имеется итальянское оборудование. Таких станков по всему Дальнему Востоку не найдешь.

Новшеств, которые уже введены или вводятся, очень много. Шпон, фанера, сращивание древесины - знаете, что это? Если делать плинтус или другое изделие из одного бруска, на нем могут оказаться сучки, и сбыть изделие будет трудно. А если срастить два бруска подходящей фактуры, отпилив все дефектные участки, - доска будет ровной, как говорится, без сучка и задоринки. 

Ассортимент мебели расширяется. Помимо прежних гостиных наборов выпускаются кухни, двери, шкафы-купе, наборы мягкой мебели, тумбочки.

Нужно заботиться и о том, чтобы цены на продукцию были по карману простому человеку. Предприятие должно извлекать пользу даже из проблем. Например, комбинату пришлось отказаться от выпуска ДСП – слишком дорога в крае энергия. Но зато теперь в котельной ДОКа сжигается не мазут, а опилки и прочие отходы.

Занимаются на Приморском ДОКе и лесозаготовкой. Почти все дерево, используемое на комбинате, заготовлено своими рабочими. “Когда в 1992-93 году я хотел взять лесосеку, надо мной смеялись”, - говорит Валентин Беликов. Сейчас уже не смеются. Вот как важно даже в самые тяжелые времена жить не только сегодняшним днем.

Градообразующее предприятие – нечто большее, чем обычная фабрика. “Образовывать город” - значит прежде всего заботиться о людях, обеспечивать их рабочими местами, и не только. Единственный на сегодняшний день санаторий в Дальнереченске – доковский. В начале августа его капитально отремонтировали, и сейчас санаторий-профилакторий “Таежный” оснащен новым оборудованием. Есть компьютерная диагностика, лазер, физиокабинет и т. д. “У нас должно быть только профилактическое лечение, но на деле мы занимаемся и сердечно-сосудистыми заболеваниями, и воспалением легких, - говорит главврач санатория Наталья Подгаевская. – Сюда едут подлечиться, ведь для рабочего ДОКа путевка на 21 день стоит всего 210 рублей, а все лечение – бесплатное. Единственное, на что жалуются наши гости, – путевок мало”. В месяц в санатории отдыхают 50-60 человек.

Приморский ДОК содержит и кафе, и магазин, в котором по вполне приемлемым ценам можно купить не только мебель, но и еду, одежду, разную полезную всячину. В планах у руководства комбината – открытие своего ателье. И рабочие места будут, и одежда – своя, недорогая.

Не будем идеализировать картину. Живется в Дальнереченске, как и везде, несладко. Средняя зарплата на ДОКе – 1000-1200 рублей. Но характерно, что многие из тех, кто уволился с комбината, потом возвращаются - безработица! Рабочих здесь берегут. Удалось сохранить костяк производства – старых специалистов.

“Конечно, если разогнать рабочих, канители будет меньше, жизнь - лучше, - говорит Валентин Беликов. – А я вот - плохой менеджер, у меня дела идут труднее”. В этом мы с ним согласимся. Если менеджер – это тот, кто озабочен только своей прибылью, то пусть менеджеры остаются за границей. А у нас есть свое хорошее слово – руководитель, которому небезразлична судьба людей и наше общее будущее.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"