Сергей Жеков: Замолчать причины трагедии не удастся

Как уже сообщал “В”, председатель думы Приморья Сергей Жеков включен в рабочую группу Совета федерации по расследованию обстоятельств гибели подводного атомохода “Курск”. Кроме того, по предложению председателя российского сената Егора Строева он вошел в состав аналогичной правительственной комиссии под руководством вице-премьера Ильи Клебанова. В понедельник вернувшийся из Москвы Сергей Жеков рассказал о первых итогах своего участия в расследованиях.

30 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №840 от 30 авг. 2000

Как уже сообщал “В”, председатель думы Приморья Сергей Жеков включен в рабочую группу Совета федерации по расследованию обстоятельств гибели подводного атомохода “Курск”. Кроме того, по предложению председателя российского сената Егора Строева он вошел в состав аналогичной правительственной комиссии под руководством вице-премьера Ильи Клебанова. В понедельник вернувшийся из Москвы Сергей Жеков рассказал о первых итогах своего участия в расследованиях.

- В министерство обороны направлены запросы, касающиеся всех аспектов обеспечения деятельности военно-морского флота, - сообщил спикер Приморской думы. - Более того, изучается финансирование по всем видам вооруженных сил. Трагедия на “Курске” потрясла всю страну, но нужно также помнить, что еженедельно в Чечне гибнет столько же российских граждан, сколько погибло моряков на “Курске”. Катастрофа в Баренцевом море должна стать отправной точкой для широкомасштабной ревизии дел в министерстве обороны. Армия и флот содержатся на деньги налогоплательщиков, и мы должны знать, на что тратятся эти средства, в том числе необходимо прояснить проблемы реабилитации раненых в Чечне.

На вопрос о существующих на нынешний день версиях аварии на “Курске” Сергей Жеков ответил, что в рамках возбужденного уголовного дела исследуется пять версий. Первая – столкновение с иностранной подводной лодкой, вторая – столкновение с российским кораблем обеспечения. Третья версия – “совместная” исходит из того, что в результате катастрофы пострадали сразу три корабля: наша и иностранная АПЛ, а также российский надводный корабль. Четвертая версия – наименее освещаемая, но и наиболее популярная - авария при испытании на “Курске” новых торпед. Наконец, пятая, которую Жеков считает “вариантом на дурака” по причине малой вероятности, – это диверсия.

- Цель рабочей группы – разобраться в причинах аварии и выработать меры по предотвращению подобных трагедий, - сказал Сергей Викторович. - Жизнь есть жизнь, от ошибок никто не застрахован, но впредь мы должны быть готовы к чрезвычайным ситуациям на подводном флоте. Именно поэтому крайне необходимо отбуксировать лодку на мелководье, чтобы досконально разобраться в причинах происшедшего. И нужно извлечь тела погибших, чтобы похоронить их по христианскому обычаю.

Сергей Жеков не уклонился от вопроса о его собственной версии катастрофы. Как подводник с 15-летним стажем, он предполагает, что произошло столкновение при всплытии, на которое наложились испытания новых торпед.

Говоря о мере наказания для виновных в трагедии, Жеков отметил, что все флотские начальники должны застрелиться, как предложил Жириновский. “Но это был новейший корабль стоимостью в миллиард долларов, и если по российским законам люди получают по три-пять лет за порчу гораздо менее ценного имущества, то ответственные чиновники из военных ведомств также должны быть наказаны. Но главное – разобраться в причинах и предотвратить подобное в будущем. Для воссоздания спасательных служб на флотах уже изысканы дополнительные источники, чтобы начать работы уже в этом финансовом году”.

Сергей Жеков вспомнил годы своего обучения в качестве курсанта ТОВВМУ, когда ему пришлось проходить практику в Улиссе на подводной лодке 940-го проекта. На ней были две сверхмалые спасательные лодки, аналогичные прибывшей в Баренцево море британской субмарине. “Но в 90-х годах все порезали на металлолом как на Тихоокеанском, так и на Северном флоте, - с горечью констатировал Жеков. - Здесь очевидна негативная роль приватизации, целый ряд положений которой надо пересмотреть. Была задача приватизировать причальные стенки…”

Сергей Жеков не стал конкретизировать детали перечисленных им версий гибели “К-141”, более того, он не скрыл опасений, что общество вряд ли получит всю информацию о результатах расследования, поскольку существует понятие военной тайны. Но он выразил надежду, что “эта лавочка министерства обороны, где все покрыто мраком, прикроется. Замолчать реальные причины гибели “Курска” не удастся”.

Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"