Надолго ли хватает “собственной шкуры”...

Если бы знать, куда ехать, если бы вообще существовала практика тратить государственные деньги на вызволение из ставшей, к сожалению, довольно типичной жизненной коллизии молодых, наивных и не очень барышень, которые по собственной воле выехали за границу на заработки.

25 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №838 от 25 авг. 2000

Если бы знать, куда ехать, если бы вообще существовала практика тратить государственные деньги на вызволение из ставшей, к сожалению, довольно типичной жизненной коллизии молодых, наивных и не очень барышень, которые по собственной воле выехали за границу на заработки. Ладно бы – в цивилизованную Европу, Америку или даже Японию, где худо-бедно целеустремленной белой женщине, попавшей в беду, легче добиться соблюдения своих элементарных прав. Нет же! Едут в неизведанный, непредсказуемый даже для знающих людей, нахрапистый Китай, чтобы на своей собственной шкуре испытать все прелести нелегальной работы за границей. Едут в страну, имеющую свою огромную армию безработных, где средний, считающийся приличным заработок служащего мужчины составляет 50 долларов в месяц. Где существуют свои специфические традиции по отношению к “певичкам” и другим женщинам “вольных” профессий, где о правах человека вспоминают только в связи с необходимостью дать отпор настырным американцам, время от времени наезжающим на китайцев по данному животрепещущему вопросу. Но несмотря ни на что, российские девушки и уже умудренные некоторым опытом молодые женщины мчатся навстречу приключениям, рвутся на заграничные заработки без знания какого-либо иностранного языка, заполняя на бескрайнем, хотя и подпольном, китайском рынке сексуальных услуг нишу, в которой на них есть оживленный спрос.

В комитет по туризму и санаторно-курортному делу администрации Приморского края позвонила мать одной из таких молодых особ. Сквозь слезы она сообщила, что из малоизвестного китайского города Ичана к ней с большим трудом дозвонилась дочь, выехавшая в начале июня в Китай по туристической путевке, и молила ее помочь вырваться из рук китайского сутенера, забравшего ее паспорт и заставляющего ее “отрабатывать” долг. Типичная история в последние годы. Что можно сделать? Практически ничего. Только ждать, когда китайская полиция спугнет подпольный притон и хозяева выпустят из когтей свою жертву, которая, если повезет, сама или с помощью полиции доберется до российского консульства в Пекине, Шэньяне или Шанхае или до погранперехода на российско-китайской границе. Но в любом случае ей гарантированы новые неприятности в связи с просроченной визой (если таковая была) и значительные, как правило неподъемные для большинства тружениц этой категории, материальные затраты. Штраф в размере 5 тысяч юаней за просроченную визу плюс еще 450 юаней за оформление разрешения на выезд. Китайские органы правопорядка не преследуют российских девушек за занятие проституцией - они просто выдворяют их из страны, не забыв взять свою долю из их далеко не голливудских доходов, и впредь никогда не пустят обратно.

Средства массовой информации переполнены тревожными, а иногда, к сожалению, игривыми сообщениями о том, что наши девушки охотно откликаются на заманчивые объявления или обычную, но неафишируемую вербовку поработать за хорошие деньги горничными, манекенщицами, танцовщицами, официантками, сиделками и кем угодно еще в более благополучных и процветающих, нежели наша, странах. Как правило, такая “работа” заканчивается в увеселительных заведениях зачастую с фактически рабскими условиями сексуальной эксплуатации независимо от того, в какой стране находится такое заведение.

В Китае проституция официально запрещена и легальных борделей нет. Но ни для кого не секрет, что проституция в Китае, имеющая многовековые корни, за 20 лет победоносной китайской перестройки столь же успешно развивалась и процветала, являя ныне собой мощнейшую самостоятельную, хотя и подпольную, сферу бизнеса. Процесс этот не стоит на месте. 1 июля 1999 года в Китае вступил в силу закон об общественных увеселительных заведениях. Среди прочего он позволяет девушкам, работающим в диско-барах и караоке-барах, получать деньги за хостесс-услуги, имеющие весьма широкое толкование.

Международные женские и правозащитные организации отмечают, что начиная с середины 90-х годов постепенно растет число российских и украинских женщин, ежегодно выезжающих в Китай на заработки. Счет уже идет на сотни тысяч человек. Молодые, рослые, стройные, белокурые европейки пользуются повышенным вниманием любвеобильных “новых китайцев”, принося баснословные прибыли хозяевам заведений, где работают эти девушки. Рядовым гражданам белокожая дива, работающая в солидном заведении, не по карману. На севере Китая за белую девушку хозяину надо выложить 600-800 юаней, на юге - 1000-1200 юаней, из которых самой девушке в лучшем случае достается четвертая часть. Хуже, если юная “туристка” попадает в места, где богатых китайцев немного. Тогда ей просто приходится отрабатывать “на хозяина” дневную денежную норму, принимая большее количество клиентов, не получая практически ничего.

Передо мной сидит молодая симпатичная барышня Людмила, которая всего несколько дней назад с большими приключениями вернулась с “заработков” из соседней китайской провинции Хэйлунцзян. С удивительным хладнокровием, буднично и спокойно рассказывает о неудавшихся попытках побега из Харбина от переставшего платить за работу “хозяина”, о том, как девушки пытались бастовать - “не красились к вечеру, чтобы не вызывали на работу”, о набегах китайской полиции, заставивших “злого Чжана” перевезти своих “работниц” в деревню, находящуюся недалеко от города, как приставленный к ним охранник избил ее подругу, которая слишком активно требовала свои деньги, о хороших доходах более оборотистых россиянок, овладевших в многочисленных загранкомандировках китайским языком, которым удалось устроиться в Харбине “самостоятельно” и “работать на себя”. Да, что и говорить, неудачная поездка. Слава богу, смогла тайком позвонить маме, которая связалась с российским консульством в Шэньяне, которое, в свою очередь, сообщило китайской полиции о местопребывании узниц. Хорошо, что в Китае началась новая волна борьбы с проституцией. Полиция в конце концов нашла россиянок и довезла до пограничного Хэйхэ, откуда девушки перебрались в Благовещенск. Это третий 45-дневный заход Людмилы в Китай. Первые два, по ее словам, были удачные: на юге, в особой экономической зоне Шэнчжень, а затем в Пекине удалось “хорошо заработать”. Сейчас с работой все хуже и хуже, конъюнктура падает, конкуренция растет, полицейские репрессии ужесточаются. В этот раз не повезло - вернулись без копейки. Хотя как посмотреть - когда формальности по переходу границы были закончены, благовещенские пограничники сообщили им, что давно не видели столь благополучно возвращающихся из Китая “ночных бабочек”. Обычно такие девушки выглядят гораздо хуже - голодные, ободранные и избитые. Иногда через границу их переносят на носилках, а бывает нередко - в запаянном цинке.

В июне этого года посольство РФ в КНР разослало в соответствующие органы информацию о том, что некоторые российские турагентства в сговоре с китайскими дельцами наладили и все шире внедряют бизнес, суть которого заключается в поставке на китайский рынок россиянок в возрасте 18-30 лет. Для этого они активно используют канал безвизового группового туризма с Китаем. В течение 1999 г. и первой половины 2000 года Федеральная пограничная служба Тихоокеанского регионального управления отмечает многочисленные факты несвоевременного возвращения в Россию гражданок РФ, выехавших в КНР в составе тургрупп в безвизовом порядке. Так, только в мае 2000 года своевременно не вернулись в Россию в составе тургрупп 30 гражданок РФ. Они следовали через государственную границу в составе тургрупп, сформированных и направленных в КНР туристическими фирмами “Фортуна”, “Великие ворота”, “Зеркало мира”, предпринимателем Асмановой, предпринимателем Смолоногиной и некоторыми другими турфирмами. В ходе разбирательства, проведенного органами погранконтроля ТРУ ФПС России, при возвращении задержавшихся в Китае дам установлено, что истинной целью их выезда из РФ являлся не туризм, а работа в Китае в различных увеселительных заведениях. Самым возмутительным является то, что формирование “тургрупп” для выезда в Китай проводилось туристическими фирмами целевым назначением именно для осуществления в Китае “трудовой” деятельности, что категорически запрещено требованиями федерального закона “Об основах туристической деятельности в Российской Федерации”.

Комитет по туризму и санаторно-курортному делу администрации Приморского края решительно борется с турфирмами, использующими канал безвизового туристского обмена для незаконной трудовой деятельности граждан России в КНР. Решением лицензионной комиссии комитета за указанные нарушения было приостановлено действие лицензий, а в конце июня в Арбитражном суде было возбуждено дело об аннулировании лицензий у туристических предприятий “Зеркало мира”, “Фортуна”. На три месяца приостановлено действие лицензий частных турпредпринимателей Асмановой Л. М. и Смолоногиной Г. И.

Поистине удивительны и достойны внимания причины, толкающие руководителей некоторых туристических предприятий закрывать глаза на истинные цели выезда наших девушек в Китай. “С этой категорией лиц (т. е. налицо знание, с какой именно категорией “туристов” имеют дело! - Прим. автора), - читаем в одной из объяснительных, - меня столкнула необходимость хоть как-то существовать”. Хоть как-то - это по 500 руб. и 30 долларов с каждой отправляемой только за путевку. Надо полагать, что само согласие слепить “тургруппу” из будущих работниц китайского фронта развлечений и досуга тоже чего-то стоит. Но за это платит уже китайский партнер. По неофициальным данным, такса за русскую девушку, поставляемую на ту сторону, составляет 6 тыс. юаней, или почти 1000 долларов. В этом случае сама девушка за путевку не платит. Если учесть, что такая группа обычно состоит из 10 “туристок”, нелегальный доход такой турфирмы только от отправки одной группы составит 8-10 тыс. “зеленых”. Вот вам и “хоть как-то”.

Еще один перл из объяснительной “наивной” руководительницы другого турпредприятия: “Когда я их провожала, спросила, почему они так надолго едут в Суйфэньхэ (девушки имели приглашение на 45 суток. - Прим. автора), на что две из них сказали, что работали в Японии танцовщицами и показали сертификаты, а третья собиралась поработать официанткой. Я не предполагала абсолютно таких последствий и испугалась, что отправила их на такой большой срок”. Каких последствий не предполагала руководительница турпредприятия? Что девушки вернутся из Китая с опозданием, избитые, без копейки и со справкой из китайского полицейского управления о депортации?

Определить, что группа женщин, выезжающих в Китай в составе туристической группы, имеет целью занятие нелегальной трудовой деятельностью, достаточно просто. Руководители турфирм, отправляющие в приграничный Суйфэньхэ группу женщин на 45 (!) дней и заявляющие о том, что они не знают, зачем “туристки” едут на такой срок, мягко говоря, сильно лукавят.

Едва ли можно рассчитывать на то, что административными мерами можно остановить поток женщин, специально вербуемых и организованно перевозимых для работы за рубежом. Рыночные законы уже действуют как в Китае, так и у нас. Если есть спрос, будет и предложение. Торговля женщинами для целей сексуальной эксплуатации является теневым рынком с многомиллионным долларовым оборотом. Привлеченные огромным рынком, высокой прибылью и минимальным риском, преступные группы всех уровней профессионализма втягиваются в нелегальное перемещение женщин. Эти преступные организации способны изменять направления и средства транспортирования по мере необходимости, а также могут производить как поддельные, так и подлинные документы. Канал безвизового туристского обмена является лишь одним из нескольких легальных каналов, которые используются для поставки женщин на международный рынок сексиндустрии.

Тем не менее этот канал все же можно контролировать и решительно пресекать деятельность турфирм, замеченных в участии в этом преступном бизнесе, лишая их лицензии на право принимать иностранных туристов и отправлять российских туристов за рубеж.

Россия и Китай 29 февраля подписали новое межправительственное соглашение о безвизовых групповых туристических поездках, согласно которому срок безвизового пребывания туристов не может превышать 30 дней. Кроме того, туристическим администрациям субъектов федерации в качестве координаторов дано право самим определять, какие туристические предприятия будут заниматься безвизовым групповым туристическим обменом с Китаем. Таким образом, комитеты по туризму областных и краевых дальневосточных администраций получили реальный рычаг воздействия на туристические компании, еще недавно бесконтрольно торговавшие бланками приглашений для приема китайцев и для отправки российских туристов в Китай, которые ранее очень трудно было призвать к порядку. Остается надеяться, что приморские турфирмы, рекомендованные комитетом по туризму и санаторно-курортному делу для осуществления безвизового туристического обмена с нашим великим соседом, дорожа своей достаточно уникальной лицензией и не гонясь за весьма рискованной прибылью, будут более ответственно относиться к контингенту лиц, отправляемых в безвизовом порядке в туристическую поездку в Китай.

Федеральная пограничная, миграционная службы, имеющие своих представителей на границе, также должны более строго контролировать списки и приглашения туристических групп на предмет наличия у отправляющей российской турфирмы действующей международной лицензии. Чтобы не повторялись ситуации, когда через границу пропускаются туристические группы, отправляемые туристическими предприятиями, лицензии которых были приостановлены или даже аннулированы по решению суда несколько месяцев назад. Тогда все дисциплинарно-административные меры комитета по туризму и санаторно-курортному делу администрации края, принимаемые к туристическим фирмам, сводятся на нет, порождая у некоторых руководителей турфирм ощущение безнаказанности и вседозволенности.

Хотелось бы верить, что усилиями туристических фирм, государственных федеральных и краевых органов, имеющих отношение к безвизовому туристическому обмену с Китаем, можно предотвратить попытки неразборчивых в средствах дельцов использовать этот канал для перемещения российских женщин с преступной целью торговли ими на небезопасном для жизни китайском рынке развлечений. Ясно, что не от хорошей жизни наши девушки ищут сомнительных заработков за границей, попадая в ловко расставленные сети современных работорговцев. Совершенно очевидно, что только улучшение экономической ситуации в России, качества жизни всех россиян может привести к улучшению положения женщин, отвращая их от необходимости добывать деньги для себя и для семьи, подвергаясь унижениям в соседних азиатских странах.

Михаил Лапин, гл. специалист комитета по туризму и санаторно-курортному делу администрации Приморского края

Автор: Михаил Лапин, гл. специалист комитета по туризму и санаторно-курортному делу администрации Приморского края