Сельский учитель, или Когда физика становится лирикой…

Когда-то в одной из михайловских школ Анатолия Марченко боялись больше, чем министра. 28-летнему учителю физики предложили должность директора, педагогический коллектив выбирал он сам… С тех пор прошло больше 20 лет. В селе Михайловка давно осталась всего одна школа, которую возглавляет другой директор. Но физику все так же ведет Анатолий Михайлович…

18 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №834 от 18 авг. 2000

Когда-то в одной из михайловских школ Анатолия Марченко боялись больше, чем министра. 28-летнему учителю физики предложили должность директора, педагогический коллектив выбирал он сам… С тех пор прошло больше 20 лет. В селе Михайловка давно осталась всего одна школа, которую возглавляет другой директор. Но физику все так же ведет Анатолий Михайлович…

Место сельского учителя, увы, сегодня не самое хлебное. Хотите анекдот из жизни? Пришел работать в школу молодой и женатый физик. Через пару месяцев жена его бросила. А он бросил физику… Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. В общем-то, невеселой. Анатолий Михайлович перечисляет: уроки в классе, преподавание методики предмета в Приморском институте повышения квалификации работников образования

(ПИППКРО), а еще сад, огород, живности полный двор (без нее в селе не обойдешься). В санаторий (здоровье, что называется, оставляет желать) выбирается не без пользы, по принципу “лучший отдых – смена деятельности”. Марченко высчитывает:

- Полная путевка (24 дня)- две методички. Только там и есть возможность поработать, никто не отвлекает, - говорит он (дополнительных финансов, правда, это Анатолию Михайловичу не приносит – методичками, написанными от руки, пользуются его же ученики).

Потом добавляет: “Я ведь выбрал физику очень давно. Люблю объяснять, люблю отдавать то, что знаю, люблю заинтересованные глаза…”

Удивительно нематериальный интерес движет человеком, преподающим науку о свойствах материального мира. Так было всегда.

В 1962 году, окончив с отличием Уссурийский педагогический институт, поехал в Осиновку. Вдвоем с женой Светланой. Он – физик, она – математик. С тех пор менялись лишь села да школы. После Осиновки – Сунь Ят Сен, Михайловка. Тут и осели. С годами романтики поубавилось. Литератор сказал бы: “Тяжела шапка Мономаха…” Учительская чета Марченко обходилась без лишних слов (точные науки им ближе) – больше дела.

В той же Михайловке Анатолий Михайлович выступал сразу в трех ипостасях – директор, учитель физики... и кочегар. Тогда в его школе не было централизованного отопления – в три котла школьной котельной уголек только кидай-успевай. Он и успевал вместо вечно пьяных кочегаров. Ночью лопатой орудует, утром бежит домой – переодеться в белую рубашку. А угольные полукружья под глазами не отмывались. На уроке едва не засыпал стоя.

Зачем вам это, Анатоль Михалыч? Ну а кто же? Как же дети, если школа разморозится? Физика – ее-то вести больше некому? А приглашали… Замполитом в военное училище. Инструктором в райком партии. В новосибирскую аспирантуру. Мало ли куда приглашали. Уже росли сыновья – пятеро, надо было их в люди выводить. Он и Светлана Васильевна (так уважительно зовет жену) только успевали отсчитывать дни. Бывало, его коллеги уже в школу идут, а он бежит по селу – только своих коров на пастбище выгнал. И в класс, любимую физику объяснять. О тиши кабинета – только мечтать.

На заключительной церемонии краевого конкурса “Учитель года-2000” губернатор Наздратенко, вручавший награды участникам, увидел натруженные руки Марченко: “Что это?” Тот отшутился: “Руки интеллигента…” Неудачник? Да бог с вами!

- Неудачник тот, кто ничего не делает, - кипятится Анатолий Михайлович. – Бездействие порождает пессимизм. А мне некогда. Я одних кабинетов физики создал… - и начинает считать.

Если вы думаете, что все ограничивается таблицей с формулами на ватмане, прибитом гвоздем, то сильно ошибаетесь. Кабинеты Марченко – это песня, поэма, роман с продолжением. Дело в том, что после развала советской державы школы перестали снабжать оборудованием. Ни одного прибора!

- А те, что были, - шутит Марченко, - старше меня самого.

О таком понятии, как спецкабинет, попросту забыли. Но не в Михайловке. Наглядность - значит результат, счел наш учитель. И взялся за дело с присущей ему страстью. Результат этой страсти – запатентованный “Прибор для демонстрации опытов”, получивший диплом на международной ярмарке “Школа-2000” в Москве.

Есть надежда, что изобретение местного Кулибина станет предметом массового пользования: Приморское отделение ВОИР по заданию краевого управления народного образования сегодня работает над проектом. А у Анатолия Михайловича уже готово следующее чудо – машина для программированного обучения учащихся. Специальные датчики с каждой парты подведены к общему пульту: вопрос – ответ, загорается лампочка, учитель оценивает качество знаний за считанные минуты. Кто затрудняется – над доской есть табло помощи.

А уж с самыми тугодумами Марченко занимается индивидуально. В ход идет все – шутки, анекдоты и даже сказки.

- А если ученик ярко выраженный гуманитарий и ему все-таки не дается предмет?

- ??? – молчаливо недоумевает Анатолий Михайлович.

Его физику невозможно не понять. Без малого 40 лет объясняет – пишет методички, изобретает, с помощью сына снимает учебные видеофильмы. Потому что считает эту науку необходимой.

- Поймите, законы физики лежат в основе всего естествознания. “Научная картина мира” - не просто раздел предмета. Я учу анализировать, понимать, а не пользоваться готовыми формулами.

Единственное, в чем “виноват” михайловский учитель физики – не подготовил себе смену. Возраст, пора... Увы, не спешат молодые специалисты в деревню.

- Если сегодня Анатолий Михайлович уйдет… - директор школы Любовь Морозова замолкает и стучит по крышке стола. – Тьфу-тьфу…

- Раз “виноват”, буду работать, - отвечает Марченко.

Да и некогда раздумывать о пенсии. Детей они с женой вырастили, дали образование, сами кое-что об этой жизни поняли. Теперь время учить других. Анатолию Михайловичу это сам бог велел. Отличник народного образования, заслуженный учитель России, победитель первого краевого конкурса “Учитель года”… Достаточно? Свежераспечатанный конверт лег поверх стопки книг – международная программа в области точных наук присудила звание “Соросовский учитель средней школы” Анатолию Марченко. В третий раз.

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"