Кто виноват в энергокризисе России

Программы центрального телевидения стали напоминать в последнее время боевые сводки. В одном регионе отключили от электроэнергии всю социальную сферу, в другом – жилые дома, в третьем свет включают на два часа в сутки. Жители России узнали наконец, что задолженность за потребленную электроэнергию есть не только в Приморье, которое традиционно не сходит с экранов телевизоров, но и в их собственном регионе. Более того, неожиданно выяснилось, что долги энергетикам в центральных областях страны даже выше, чем в Приморье. И это несмотря на наши энерготарифы, которые существенно отличаются от тамошних! Казалось бы, всем раз и навсегда стало ясно, что энергокризис – вовсе не исключительно приморское явление, что причины его лежат в самой энергосистеме, построенной в годы реформ.

4 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №827 от 4 авг. 2000

Программы центрального телевидения стали напоминать в последнее время боевые сводки. В одном регионе отключили от электроэнергии всю социальную сферу, в другом – жилые дома, в третьем свет включают на два часа в сутки. Жители России узнали наконец, что задолженность за потребленную электроэнергию есть не только в Приморье, которое традиционно не сходит с экранов телевизоров, но и в их собственном регионе. Более того, неожиданно выяснилось, что долги энергетикам в центральных областях страны даже выше, чем в Приморье. И это несмотря на наши энерготарифы, которые существенно отличаются от тамошних! Казалось бы, всем раз и навсегда стало ясно, что энергокризис – вовсе не исключительно приморское явление, что причины его лежат в самой энергосистеме, построенной в годы реформ.

Против акционирования отрасли еще в 1993 году выступал губернатор края Евгений Наздратенко, и нынешняя ситуация в России только подтверждает его правоту. Казалось бы, всем все понятно. Но, как выяснилось, не всем. Вчера информационные агентства сообщили о заявлении краевой организации движения “ЯБЛоко”, в котором вся ответственность за отключения электроэнергии возлагалась… на губернатора Приморского края. Винить в отсутствии электроэнергии и перебоях с теплом и горячей водой губернатора Наздратенко было почему-то принято в последние годы. В чем его вина, если веерные отключения электроэнергии идут сегодня по всей России. Подмосковье, Свердловская, Нижегородская, Тульская области, Хабаровский, Краснодарский края - география отключений наглядно демонстрирует глубину охватившего страну энергокризиса. Сегодня по центральным телеканалам идет информация, что даже в курортном городе Сочи свет бесперебойно подают, когда на отдых туда приезжает президент. Пока же Путин трудится в Кремле, местные жители и многочисленные отдыхающие пользуются лишь одним видом энергии, которая есть в избытке, – солнечной.

Причина нынешнего отключения электроэнергии в Приморском крае, как и по всей России, в неплатежах. Об этом говорят энергетики, об этом говорит беспристрастная статистика. На долю Минобороны, которому подчиняется Тихоокеанский флот, приходится едва ли не большая часть долга за потребленную тепло- и электроэнергию. 1,4 миллиарда рублей. И может ли Евгений Наздратенко быть ответствен за федеральные долги перед энергетиками? Ведь флот и сухопутные соединения Минобороны, расположенные в Приморье, ему не подчиняются.

Более того, сам руководитель Приморья никогда не устранялся от решения проблем энергетики. Разработка малых угольных разрезов, давших за последние годы немало уголька для ТЭЦ и ГРЭС края, организация поставок топлива из-за пределов края, “выбивание” средств для нужд энергетики из федерального бюджета - все это было повседневной работой губернатора. Или ЗАО “ЛуТЭК”, создания которого администрация Приморского края добивалась еще в 1994 году, убеждая столичных чиновников, что такая структура необходима, что она удешевит стоимость киловатт-часа, увеличит выработку электроэнергии. Лишь спустя три года инициатива губернатора получила поддержку в Москве, и единый Лучегорский топливно-энергетический комплекс был наконец создан. Какова при этом была упущенная из-за чиновничьей волокиты выгода, уже никто не подсчитает. Да и краевую энергетику вряд ли сегодня лихорадило бы, прислушайся лет пять-шесть назад реформаторское правительство к мнению Евгения Наздратенко. Он считал и неоднократно докладывал в правительство, что акционирование и раздробление энергетики неминуемо приведет к катастрофическим последствиям. Не прислушались…

Объективную оценку приморскому энергокризису дал побывавший недавно в крае полномочный представитель президента по Дальневосточному федеральному округу Константин Пуликовский. Он сказал: “Сложности в энергетике, конечно, есть. Но по большому счету здесь больше разговоров, чем самих проблем. И на вопрос о кризисе в отрасли стоит отвечать Анатолию Чубайсу, который отключает электроэнергию, не считаясь ни с чем, в том числе и с государственными интересами”.

Замечание Пуликовского о нарушении принципа государственного интереса очень точно отражает существующую реальность. РАО “ЕЭС России”, противопоставляя свои интересы всему отечественному народному хозяйству, давно ведет себя как суверенное княжество. Вот уже месяц господин Чубайс безнаказанно шантажирует страну веерными отключениями: мол, если не погасите прямо сейчас задолженность за электроэнергию, образовавшуюся за десятилетие, то будете следующие десять лет жить без благ цивилизации – без света и тепла. Страдают от такой политики не только предприятия, вынужденные отправлять в вынужденные отпуска своих работников и сокращать налоговые отчисления в бюджет, но и обыватели, в большинстве своем аккуратно оплачивающие счета всевозможных АО-энерго. И, самое интересное, никакой реакции правительства на этот энергетический шантаж РАО “ЕЭС” нет!

Где же пресловутое вмешательство госвласти в экономику? О какой защите государственных интересов здесь вообще может идти речь? И стоит ли вообще рассчитывать на стабилизацию, пока министры федерального правительства летают за счет казны по стране на персональных самолетах, а визиты руководителей РАО “ЕЭС” в зарубежные страны обслуживаются эскадрильей из трех комфортабельных “бортов”. Пока как грибы после дождя растут поселки из коттеджей для руководящих энергетиков, а их ежемесячный доход равен одному миллиону (!) рублей. Или пока в прессе цинично обсуждают вопрос повышения зарплаты высокопоставленным чиновникам. По некоторым данным, планируется повысить им жалованье до 5-10 тысяч долларов в месяц. При нынешнем уровне доходов среднестатистический россиянин сможет заработать такие деньги лишь за 15 лет.

Совершенно справедливо прозвучала и другая мысль генерала Пуликовского о том, что Дальнему Востоку России предопределено быть донором федерального бюджета. Потенциал, особенно по запасам природных ресурсов, у нас для этого действительно есть. Не хватает, пожалуй, лишь одного – государственного внимания к региону. Ведь все последние годы все мы были свидетелями совсем другой, отнюдь не благоприятствующей региональной политики.

Как объяснить, например, такой факт? Транспортный тариф при перевозке продукции из центральной России в Сибирь находится на минимальном уровне. Но не успеет железнодорожный состав миновать Читу, как стоимость транспортных услуг взлетает невероятно. В результате Дальний Восток оказывается практически оторванным от всей страны, а рыбакам Приморья, Камчатки, Сахалина выгодней продавать добываемую продукцию за границу, чем на внутренний рынок. Ведь после перевозки рыбы рефрижераторами по Транссибу ее цена удваивается!

Причина ценовых скачков - в высоком энерготарифе, который установлен на Дальнем Востоке России. Он давит региональную промышленность, мешает экономическому росту, ведет к обнищанию населения. Но федеральный центр это, похоже, не смущает. Еще не так давно из уст высокопоставленных столичных чиновников часто можно было слышать по-детски наивные объяснения: мол, цена на энергоносители на Дальнем Востоке всегда была высокой. А одновременно с этими объяснениями на высшем уровне шли переговоры о поставках электроэнергии соседнему Китаю, причем по цене киловатт-часа в несколько раз ниже дальневосточного.

Или другой пример. С введением в действие закона о плате за биоресурсы на Дальнем Востоке России сумма его сборов достигла 120 миллионов долларов. И ни цента от этой баснословной суммы региону не досталось, все перечислено в федеральный бюджет. Эти деньги ушли от приморских рыбаков, чьи производственные фонды катастрофически стареют, от судостроителей и судоремонтников, оставшихся без заказов… Что это, если не геноцид целого российского региона?

И разве не гайдаровским правительством в Москве была разработана программа массового переселения людей с Дальнего Востока, которая опустошила некогда динамично развивающийся регион? Более миллиона жителей покинули Магаданскую, Камчатскую, Сахалинскую области, от которых отвернулся центр. Часть переселенцев переехали в более благоприятное для жизни Приморье.

Итоги совещания в Благовещенске, которое провел президент Владимир Путин, дали надежды на возрождение Дальнего Востока России, тихоокеанского побережья России. Но дальневосточники смогут забыть “гайдаровские тезисы” лишь тогда, когда станут реальными положительные сдвиги в экономике региона: будут снижены запредельные энергетические и транспортные тарифы, решена проблема использования ресурсов Охотского моря. Немаловажное значение имеет и такой геополитический вопрос, как завершение демаркации российско-китайской границы в районе островов Большой Уссурийский и Тарабаров на реке Амур.

Китай, официально не говоря о территориальных претензиях, настаивает на передаче этих небольших территорий суши под свою юрисдикцию. Для России такая потеря очень невыгодна. Ведь острова находятся в непосредственной близости от крупного российского города – Хабаровска, а их отторжение будет иметь серьезные последствия. На этих территориях расположены части ПВО, над островами пролегает воздушный коридор гражданских авиарейсов, который придется серьезно корректировать. Наконец, земельные угодья на Большом Уссурийском и Тарабарове издавна использовались местными жителями – здесь сосредоточено 15 тысяч приусадебных участков хабаровчан, добывалась рыба, проводились покосы.

Если наше государство чувствует себя сильным, а заявленный недавно приоритет экономического развития Дальнего Востока не идеологическая мишура, то оно обязано провести демаркационные работы в интересах России. Конечно, решать этот вопрос надо было раньше, лет пять-шесть назад, когда приморцы боролись за участки приграничных земель в Хасанском, Уссурийском, Ханкайском районах. Или некоторым чиновникам МИДа не хватило в то время смелости для решения вопроса, когда Наздратенко отстаивал интересы государства? Теперь же приходится наверстывать упущенные возможности.

Большой оптимизм внушают высказанные недавно на пресс-конференции слова полпреда Пуликовского, что острова Большой Уссурийский и Тарабаров останутся российскими. Да и само назначение президентом Путиным на ответственную должность в стратегически важном Дальневосточном регионе боевого генерала говорит о многом. Прежде всего оно демонстрирует стремление государства решать проблемы исходя из национальных интересов. Может, это даст наконец шанс Дальнему Востоку восстановить свои позиции форпоста России на Тихом океане?

Автор: Иван ЖДАКАЕВ