В Китае из чего угодно конфетку сделают

Моя родственница вернулась из южного Китая (г. Сямынь), где в течение года проходила стажировку. Самое сильное впечатление на нее произвели кулинарные пристрастия подданных Поднебесной империи.

2 авг. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №826 от 2 авг. 2000

Не рисом единым

Моя родственница вернулась из южного Китая (г. Сямынь), где в течение года проходила стажировку. Самое сильное впечатление на нее произвели кулинарные пристрастия подданных Поднебесной империи.

Мне казалось, что я имею представление о том, как питаются китайцы: вечный рис, чай, овощи, собачатинка по большим праздникам… Оказалось, я не знал ничего.

Рис для китайца действительно значит больше, чем для русского хлеб, т. к. небольшим количеством риса легко насытиться – он разбухает и быстро заполняет весь желудок. Обязательная добавка к рису – «цхай». В роли «цхая» могут выступать фасоль, шпинат, помидоры, рыба, даже картошка, но чаще всего – какая-нибудь травка.

Из риса готовятся и булочки, без которых ни один уважающий себя китаец не начнет трудовой день, и водка.

Но, как говорится, не рисом единым жив китаец. Конечно, Китай – «понятие растяжимое», и если в разных провинциях даже язык заметно меняется, то кухня – тем более. Тем не менее есть и общее.

Китайцы, как и другие азиаты, большое значение придают очищению организма от разной пакости. Из-за этого они и сморкаются традиционно прямо под ноги, и к рациону относятся осмотрительно. Пьют много воды и зеленого чая, а кофе – мало. В столовых пристрастиях наших соседей медицинские соображения переплетаются с какими-то полуязыческими верованиями. Ради исцеления и профилактики китайцы готовы проглотить что угодно. Рыбьи глаза благотворно повлияют на зрение, свиная шкура – на состояние кожи. Бычьи половые придатки незаменимы для мужчин. Суп из собаки, о котором мы столько наслышаны, будто бы помогает от туберкулеза. Но вообще мяса в Китае едят мало – вредное, говорят. И печенку не уважают: грязный продукт.

Рыбу китайцы признают только живую – в ресторане вам предложат выбрать лакомый кусочек прямо из аквариума. В супы принято бросать голову и конечности того существа, из которого сварен суп. Приезжие из России долго не могли привыкнуть к обычной куриной голове, плавающей в бульоне. Чего уж говорить о частях других животных?

Больше всего моя родственница скучала в Китае по молочному. Творога нет, сметаны тоже не отыщешь. Что до «хозяев», то они обходятся соевым сыром и соевым же молоком. О сливочном масле один китаец рассказывал своему соплеменнику с ужасом на лице: «Я видел, как русские намазывали на хлеб что-то отвратительно желтое и ели». Свеклы тоже нет, но есть много батата и прочих гадких на наш вкус овощей. Ананасы то жарят со свининой, то запекают в тесто и едят с майонезом.

Однажды наши студентки решили устроить ностальгическую трапезу. Приготовили родимый оливье, картошку, еще что-то. Заправили сладким майонезом – другого китайцы не знают. И позвали «аборигенов» на ужин. Китайцы сначала долго не могли понять, почему продукты не лежат отдельно, а перемешаны между собой. И зачем резать так мелко – сколько времени уходит! Один приглашенный так и не решился испробовать заморских яств. Другой оказался смелее, а самый отчаянный даже сказал, что чем больше съешь салата, тем вкуснее он кажется. Тем не менее вердикт китайцы вынесли единый – «как вы можете этим питаться?».

В другой раз наивная китаяночка, услышав, что в России едят картошку с мясом, подумала, что мы уже построили коммунизм.

Даешь безотходное потребление!

Самое замечательное в китайцах – их количество. Попробуйте представить: смогли бы они выжить, если бы привередничали в пище? Поэтому не стоит удивляться вкусам китайцев. Они едят все. В дело идут змеи, лягушки, гусеницы, червяки, крысы, саранча.

Зато еда в Китае довольно дешева. Разумеется, ресторанные яства подороже, но можно найти заведение на любой кошелек. В скромных «чифаньках» трапеза обходится буквально в несколько юаней.

Чтобы прокормить всю миллиардную братию, китайским пищевикам приходится здорово потеть. В их картошке столько нитратов, что, очищенная, она не синеет на воздухе, как наша, а краснеет. В огурцы и арбузы китайцы впрыскивают всякую дрянь шприцами.

Однажды я видел, как две китаянки шли по берегу Амурского залива в районе Чайки и собирали с камней черных морских улиток. Оказывается, они их щелкают – как мы семечки. Да и в семечках китайцы нас обошли и освоили арбузные. Принцип прост – ни одной калории на ветер! Куриные лапы – лакомство. Жир – тоже (в голодные времена культурной революции мяса не было вообще и перебивались жиром).

Цветы китайцы тоже едят. И вообще трудно сказать, что им поглотить не под силу. Например, мне совершенно непонятно, чего такого питательного… в медузах.

Когда я попробовал нечто небольшое с косточкой внутри, ощущение было такое, точно я набрал в рот кислоты. Это оказались сушеные сливы, которые китайцы испортили, как могли, жуткой смесью сахара и соли. Как говорят, в Поднебесной такие штучки заменяют воблу и под пиво идут за милую душу.

После того как я наслушался рассказов о китайской кухне вдоволь, у меня возник естественный вопрос: они друг друга там еще не едят? Меня успокоили – не едят. По крайней мере открыто. Но до людей (вернее, до некоторых их частей) уже добираются. Так, в элитных пекинских ресторанах изысканнейшим деликатесом считается… женская околоплодная оболочка.

P. S. Сейчас во Владивостоке как грибы появляются всевозможные «китайские» ресторанчики и кафе. Для тех, чьи познания о Китае ограничиваются «Сунькой» (Суйфэньхэ), эти заведения сойдут за самые что ни на есть китайские. Но подлинно китайская кухня находится только в Китае. Чтобы ее оценить, нужно ехать в Поднебесную… и родиться китайцем.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток-ЕЩЁ!»