Журналист под соусом

Где-то между 1603 и 1625 годами в шотландской деревне неподалеку от Эдинбурга жил некий Яков Бане - здоровяк с недоразвитым мозгом и буйным нравом.

21 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №820 от 21 июль 2000

Где-то между 1603 и 1625 годами в шотландской деревне неподалеку от Эдинбурга жил некий Яков Бане - здоровяк с недоразвитым мозгом и буйным нравом.

Шестнадцатилетним юнцом он убил в пьяной драке соседа и был арестован, но ухитрился бежать. Слонялся по окрестным лесам. Устроился работником на ферму, где и встретил свою симпатию - батрачку с нравом, под стать ему. Раз, обидевшись за что-то на хозяина, они спалили ферму, а сами скрылись.

Устроив себе гнездышко в пещере примерно в десятке километров от столицы королевства, они промышляли охотой на дичь, активно плодились и весьма мало интересовались контактами с обществом. Однажды, столкнувшись с лесником из феодального поместья, Яков пристрелил его и шутки ради притащил домой. Жене пришла в голову остроумная мысль изготовить из свежего покойника жаркое...

С тех пор сладкая парочка стала воспринимать людей с гастрономической точки зрения. Народ в округе пропадал. 0станки находили. Искали и злодеев, но тщетно. А они благоденствовали буквально под боком обитателей Эдинбурга целых 42 года. Семья разрасталась. Братья женились на сестрах, в клане уже насчитывалось около 50 кровных родственников. Имущество угробленных складывалось в угол пещеры для общего пользования.

Подвел случай: крестьянин, на которого напали Бане-младшие, был при клинке и пистолете и сумел отбиться. На шум ночного боя примчался местный барон с вооруженной свитой, подоспели землепашцы из соседних деревень - и началась облава. По следам крови отыскали жуткое убежище и повязали все семейство каннибалов. Статьи за людоедство в законодательстве не было, и судейские чиновники крепко чесали затылки. В конце концов весь клан присудили к высшей мере и пустили в расход.

Легенда, замешенная на мистических суевериях средневековья? Да нет. Людоедство, как утверждают ученые-естественники, было. И есть. И, увы, скорее всего будет. Если рассматривать его как поедание ceбe подобных, мы можем прямо в домашних условиях наблюдать акты людоедства в клетке любимых нами золотистых хомячков: Хома женского рода не упустит возможности под шумок слопать пару своих отпрысков сразу же по разрешении от бремени. Есть мнение, что зверек заранее способен определить, кто из чад нежизнеспособен. Говорят и другое: мама точно знает, какое количество детенышей она может без ущерба для себя выкормить. Как красиво выражаются социобиологи, каннибализм - это один из методов регулирования плотности популяции. В животном мире насчитывается примерно 1300 позвоночных и беспозвоночных, которые охотно поглощают свое потомство, а заодно, при стечении обстоятельств, и сородичей.

Вы, конечно, слышали про паука, не без черного юмора прозванного черной вдовой, самка которого сжирает своего партнера сразу же после свидания. Делает это она отнюдь не из гнусного коварства, но в порядке компенсации энергетических затрат, которые предстоят на производство потомства. А юные осы с аппетитом трескают друг друга, потому что родители не обеспечивают детей к моменту появления на свет запасом корма.

Харчат свою молодь крысы, мыши, морские свинки и сухопутные свиньи. Поправляются за счет плоти ближних лемуры - родственники наших с вами предков. Самки обезьян-мармозеток, произведя двойню, заглатывают того из близнецов, который не успевает шустро заскочить на материнскую спину. Да, дикая природа и впрямь диковата. Но мы-то с вами гомо сапиенс!

А на стоянках пралюдей имеется немало подтверждений тому, что антропоиды, в том числе и неандертальцы, лакомились соплеменниками. На территории Чехо-Словакии раскопаны расчлененные и вываренные черепа, датируемые бронзовым веком.

Эллины, пришедшие в Индию с Александром Македонским, рассказывали, что тамошние жители варили останки родителей и подавали на обеденный стол. В свою очередь древние индусы изумились, когда узнали, что греки кремируют трупы, и расценили этот обычай как неуважение к усопшему.

Людоедство, таким образом, постепенно формировалось из акта биологического в акт ритуальный, каковым оно до сих пор и встречается в некоторых племенах. Несколько лет назад средства массовой информации живописно освещали трагический курьез: некое чернокожее племя в Африке на какой-то свой праздник стушило под соусом подвернувшегося под руку немецкого журналиста. Германия выразила протест. Вождь весьма разумно с его точки зрения предложил решить дело миром и выразил готовность отдать любого из своих соплеменников в качестве мясного блюда для немецкого правительства.

Да что там неолит. В Полинезии, Микронезии, Новой Зеландии, Южной и Северной Америке, Юго-Восточной Азии, в Сибири еще накануне начала контактов этих территорий с Европой практиковались два типа каннибализма: военный и ритуальный. Папуасы Новой Гвинеи, которые из уважения к добродетелям (а впрочем, кто их знает, из-за чего именно) Миклухо-Маклая не поджарили его со специями, считали, что победить врага - всего половина дела: чтобы обрести храбрость, ум и здоровье побежденного, надо его съесть. Вполне цивилизованные самураи во время второй мировой(!), разрубив наискось тело наиболее отважного противника, с упоением поглощали его печень, якобы вместилище смелости.

А кто не слышал страшных рассказов о золотоискателях, которые, будучи по случаю замурованными во время землетрясения в какой-нибудь пещере, выживали за счет слабейших? Спасатели находили вместо троих одного, подозрительно розовощекого. Из этой же серии - леденящие душу байки о заблудившихся геологах, охотниках и уголовниках.

Ученые различают термины “людоедство” и “каннибализм” и явления как такового в человеческом обществе не отрицают. А собственно, почему бы и нет? 0ткройте превосходную книгу о китайских удальцах времен феодализма под названием “Речные заводи” - и нате вам: супружеская пара достойных во всех отношениях персонажей содержит харчевню, в которой посетителей вполне легально кормят пельменями из человечины. Жена берет внушительных размеров нож и идет с корзинкой на большую дорогу, как на базар. Эти уж наши продовольственные проблемы!

Ладно, попугали - и будет. В нынешней житейской практике случаи людоедства давненько не фиксируются, разве что в переносном смысле, когда начальник съедает подчиненного или жена поедом ест благоверного.

Автор: Элеонора БОНДАРЕВА