Приморские власти пытаются защитить “челноков”.

Туристические фирмы края в прошлом году оказали приморцам услуг на 112 миллиардов рублей, что на 60 процентов больше результата 1995 года. Однако количество туристов, выехавших за рубеж, сократилось. Председатель комитета по туризму администрации Приморского края Александр Берестовой считает, что тенденция к резкому снижению этого показателя резко обострилась после введения 808-го “античелночного” постановления, поскольку коммерческий туризм продолжает оставаться основным видом деятельности турфирм.

21 февр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №82 от 21 февр. 1997

Туристические фирмы края в прошлом году оказали приморцам услуг на 112 миллиардов рублей, что на 60 процентов больше результата 1995 года. Однако количество туристов, выехавших за рубеж, сократилось. Председатель комитета по туризму администрации Приморского края Александр Берестовой считает, что тенденция к резкому снижению этого показателя резко обострилась после введения 808-го “античелночного” постановления, поскольку коммерческий туризм продолжает оставаться основным видом деятельности турфирм.

На состоявшемся итоговом совещании представителей туристического бизнеса вице-губернатор Владимир Стегний заявил, что турфирмы и краевая администрация намерены продолжать борьбу против увеличения таможенных пошлин. Участники совещания приняли, в частности, обращение к правительству России.

В нем отмечается, что введение в действие 1 августа прошлого года постановления № 808 “О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности”, крайне негативно отразилось на итогах работы туристической отрасли в 1996 году. Кроме этого повышение ставок ввозных таможенных пошлин повлекло за собой уменьшение на рынке количества дешевых товаров первой необходимости, резкий рост розничных цен и, как следствие, снижение уровня жизни приморцев.

Сегодня уже практически приостановлены шоп-туры в Республику Корея. По данным предприятий, являющихся основными фрахтователями судов для рейсов в эту страну, по сравнению с 1995 годом пассажирооборот на них упал в 2,5 раза. Объем перевозимых “челноками” грузов на судах “Дальневосточного морского пароходства” и других компаний сократился в 5 раз. Количество туристов, посетивших Китай, снизилось с 295 тысяч человек в 1994 году до 188 тысяч в 1996-м. Невостребованным остается автотранспорт многих автохозяйств Приморья.

Туристическая отрасль является составной частью внешнеэкономической деятельности, однако имеет и ряд особенностей. В первую очередь это транспортировка и хранение отдельно следующего багажа. В Приморском крае за последние годы были созданы и оборудованы склады временного хранения с современными системами автоматизированного учета, контроля и оформления грузов, что позволяет оперативно проводить все таможенные операции.

Один из таких складов - “Восток-терминал-сервис” - находится в зоне деятельности Артемовской таможни. В 1995 году через него прошло 9376 тонн груза, таможенные платежи за которые составили 9 миллиардов 252 миллиона рублей. В 1996 году эти показатели составили 13621 тонну груза и 29 миллиардов 523 миллиона рублей. То есть при росте объемов перевозок всего в полтора раза таможенные платежи выросли втрое. Эксперты полагают, что если бы такая тенденция сохранилась, бюджет в 1997 году только с этого склада мог бы получить от 150 до 200 миллиардов рублей. Однако этих денег казна, очевидно, недосчитается.

По мнению Александра Берестового, зависимость Приморского края от импорта в настоящее время превышает 60 процентов. Значительная часть промышленных и продовольственных товаров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона ввозится частными лицами. “Для Приморья, где произошло значительное сокращение числа рабочих мест в оборонной промышленности, судостроении и судоремонте, приборостроении, добывающей и других отраслях производства, рынок туристических услуг имеет принципиальное значение для обеспечения социальной стабильности”, - полагает г-н Берестовой.

По различным оценкам, в частном “челночном” бизнесе, учитывая его инфраструктуру (туристические предприятия, транспорт, гостиничное хозяйство и. т. д.), трудятся от 50 до 200 тысяч человек. Среди самих “челноков” большинство составляют люди, лишившиеся либо работы, либо зарплаты. Последствия того, что они вновь останутся без средств к существованию, практически непредсказуемы. Например, на создание 50 тысяч рабочих мест может потребоваться около 10 триллионов рублей: почти 2,5 годовых бюджета Приморского края.

В то же время “освободившиеся” рабочие места начали перехватывать китайцы. На фоне снижения потока российских шоп-туристов пограничные службы фиксируют резкую активизацию коммерсантов из северных провинций КНР, а УВД Приморского края - увеличение числа “китайских” оптовых рынков в приграничных районах края. По словам заместителя генерального директора “Дальрыббанка” Виктора Варламова, основными клиентами обменных пунктов его уссурийского филиала также являются жители Поднебесной.

Это уже сейчас представляет серьезную проблему сразу по нескольким причинам. По сведениям Дальневосточного таможенного управления, товары, ввозимые партиями по 50 килограммов, не подлежат сертификации на соответствие требованиям безопасности, что может иметь самые тяжелые последствия для потребителей.

Через пункт пропуска Гродеково налажен поток китайских “челноков”, позволяющий ежедневно ввозить мелкими партиями по 50 килограммов до 25 тонн груза, не подлежащего таможенным платежам, а реализация их китайцами на оптовых рынках не облагается российскими внутренними налогами. В поселке планируется создание рынка, где будут работать 600 китайских граждан, обеспечивать которых товарами будут их же соотечественники. Таким образом, российские граждане останутся фактически не у дел, а “условные” потери по таможенным платежам (при размере 4 ЭКЮ за 1 килограмм груза) составляют от 250 миллионов до 1 миллиарда рублей в день.

Полулегальный бизнес китайских торговцев процветает после подписания в 1992 году Россией и КНР межправительственного соглашения “О безвизовых туристских поездках”. Представители краевого УВД считают, что этот документ способствует нелегальному оседанию в крае китайских граждан, въехавших сюда по линии туристического безвизового обмена.

Туризм является пятой по значению отраслью приморской экономики после рыбообрабатывающей, транспортной, лесной и горнодобывающей. По объему туристических услуг наш край идет вслед за Москвой, Санкт-Петербургом и Краснодарским краем, являясь лидером в Сибири и на Дальнем Востоке. Чтобы сохранить социальную стабильность в регионе, краевая администрация предлагает правительству приостановить действие постановления № 808 и указания Государственного таможенного комитета № 1312 до 1 апреля, а за это время разработать механизм введения сезонных компенсационных пошлин.

Другое предложение краевых властей заключается в введении дифференцированных размеров пошлин в зависимости от суммы ввозимого товара. В то же время, как считают руководители края, необходимо снизить вес товаров, которые беспошлинно ввозят на территорию России для продажи иностранные граждане, до 10-15 килограммов. При этом до 10 процентов таможенных платежей предлагается направлять на развитие таможенных служб и складов временного хранения грузов.

Однако пока идти на компромисс и менять что-либо Москва, судя по всему, не намерена. В конце декабря в администрацию края поступило письмо за подписью первого заместителя министра экономики РФ И. Матерова, в котором тот утверждает, что “структурные изменения в челночном бизнесе направлены на замену челнока-одиночки челноком-компанией... Возникающие в каждом частном случае проблемы при перемещении товаров физическими лицами через границу России могут быть решены таможнями и региональными таможенными управлениями”. Поэтому, как подчеркивает г-н Матеров, “вносить в правительство предложение о приостановлении действия постановления № 808 нецелесообразно”...

Автор: Дмитрий ЧЕРНОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), “Владивосток”