Спасение сейнера ценой... другого сейнера

Черными сутками стал понедельник для двух малых рыболовных сейнеров в заливе Петра Великого. С промежутком в 8 часов они друг за другом налетели на камни крохотного островка Карамзина южнее острова Русского. Суда находились на промысле камбалы, минтая, терпуга, анчоуса.

12 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №814 от 12 июль 2000

Черными сутками стал понедельник для двух малых рыболовных сейнеров в заливе Петра Великого. С промежутком в 8 часов они друг за другом налетели на камни крохотного островка Карамзина южнее острова Русского. Суда находились на промысле камбалы, минтая, терпуга, анчоуса.

Необходимо отметить, что в это время года акватория северной части Японского моря постоянно находится в тумане и видимости нет никакой. Как сообщили “В” в региональной службе наблюдения за флотом, первым на мель попал МРС-338 Владивостокского горрыбокомбината в 4 часа утра 10 июня. Но, видимо, очень аккуратно сел на скалистую плиту. Пробоин в корпусе нет, машина работает исправно, а вот двинуться не может. Пока неизвестно, с какой целью он приблизился к Карамзину. Напомним читателям “В”, что накануне был профессиональный праздник - День рыбака. Пострадавших в результате происшествия нет, все семь членов экипажа чувствуют себя нормально, если не считать нервного потрясения от случившегося. Представители комбината пояснили журналисту газеты, что капитан сейнера предпринимал попытки самостоятельно сняться с мели. Однако безуспешно.

Предположительно рыбаки из краевого центра позвали на помощь коллег из Славянского рыбозавода ПО “Приморрыбпром”. Капитан МРС-083 в нарушение всех мыслимых правил безопасности мореплавания двинулся в сторону острова Карамзина. В какой-то момент и это судно напоролось на подводные камни. В днище образовалась пробоина, в нее хлынула вода. Как рассказали “В” руководители компании ПРП, экипаж сейнера запаниковал. Вместо того чтобы бороться за живучесть судна, завести пластырь или элементарно забить дыру подручными средствами, рыбаки стали покидать свой МРС. Все они перебрались на остров, благо, до берега было недалеко.

Пострадавших среди шести членов экипажа нет. Само судно полностью залито морской водой, включая трюмы, каюты и машинное отделение, дизель-генераторы заглохли. Сведений о разливе горюче-смазочных материалов не поступало, но не исключено, что маслянистые пятна скоро появятся. На поверхности моря осталась одна рубка, предположительно МРС лежит на глубине 3 - 3,5 метра.

Когда ситуация оказалась безвыходной, рыбаки первого сейнера были вынуждены обратиться за помощью в государственную администрацию Владивостокского морского рыбного порта. В понедельник в 14.00 горрыбокомбинат сделал официальный запрос. В залив Петра Великого был оперативно отправлен дежурный буксир-спасатель “Напористый”. Его специалисты обследовали МРС-338. Вчера утром они стали заводить “брагу” - стальные тросы на сейнер из краевого центра. В разговоре с корреспондентом “В” руководители моррыбпорта подчеркнули, что в момент наивысшей точки прилива в 12.39 во вторник была предпринята попытка сдернуть пострадавшего с мели. На момент подготовки этого материала было еще неизвестно, чем закончилась спасательная операция.

По возвращении к родному пирсу в Амурском заливе экипаж сейнера ожидает “разбор полетов”. Пока известно, что в момент происшествия вахту нес старший помощник капитана. Сейчас еще рано делать какие-либо выводы. Однако можно предположить, что спасательные работы обойдутся горрыбокомбинату в весьма приличную сумму - за 100 тысяч рублей.

Ситуация с другим сейнером гораздо запутаннее. Из Славянки к злополучному Карамзину отправлен еще один МРС. Он должен забрать с острова вначале капитана и старшего механика, а затем снять и доставить домой остальных рыбаков. Возможно, совместно с водолазами “Напористого” будут обследованы пробоина и общее состояние корпуса затонувшего сейнера и его механизмы. Пока неясно, есть ли смысл в подъеме на поверхность судна. МРС-083 был построен в семидесятых годах, и его остаточная стоимость составляет всего 100 тысяч рублей. А привлечение спасателя обойдется судовладельцу минимум в 102 тысячи рублей в сутки. Здесь также предстоит выяснение всех причин происшествия. В том числе необходимо выяснить, зачем неприспособленное к спасательным работам судно было решено использовать в качестве буксира.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"