Николай Крецу: Кредо Кириличева-политика - “вечный кандидат”

Как могло случиться, что в Находке, вотчине ПМП, на декабрьских выборах губернатора за кандидатуру Евгения Наздратенко проголосовали в 2,5 раза больше избирателей, чем за бизнесмена Кириличева? Как и везде в Приморском крае, там не нашли ответа на вопрос: что стоит за желанием судовладельца занять кресло приморского губернатора? Неудовлетворенные властные амбиции, желание управлять бюджетными потоками или рекомендации могущественных иностранных партнеров, чьей целью является дармовая имущественная нажива, которой всегда мешал Наздратенко? Но в отличие от остальных муниципальных образований края в Находке отлично знали: Кириличев далеко не тот “радетель за народные интересы”, за которого пытается себя выдать.

11 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №813 от 11 июль 2000
Как могло случиться, что в Находке, вотчине ПМП, на декабрьских выборах губернатора за кандидатуру Евгения Наздратенко проголосовали в 2,5 раза больше избирателей, чем за бизнесмена Кириличева? Как и везде в Приморском крае, там не нашли ответа на вопрос: что стоит за желанием судовладельца занять кресло приморского губернатора? Неудовлетворенные властные амбиции, желание управлять бюджетными потоками или рекомендации могущественных иностранных партнеров, чьей целью является дармовая имущественная нажива, которой всегда мешал Наздратенко? Но в отличие от остальных муниципальных образований края в Находке отлично знали: Кириличев далеко не тот “радетель за народные интересы”, за которого пытается себя выдать.

Различия отраслевого и регионального подхода в развитии территории были заложены еще во времена социалистической экономики. Их целевые установки во многом противоречили друг другу: то, что было выгодно отрасли, нередко шло в ущерб региональным интересам. Но тогда противоречия сглаживались государственной формой собственности и единой плановой системой.

После того как предприятия, в том числе и основополагающих для региона отраслей, правдами-неправдами перешли в частную форму собственности, этот конфликт усугубился. Интересы региона, а следовательно, и подавляющего большинства его жителей оказались серьезно ущемлены. Губернатор – то должностное лицо, на котором сегодня лежит ответственность за обеспечение жителей территорий социальными гарантиями. Добиться этих гарантий “мирным путем” зачастую невозможно: слишком противоречивы интересы лидеров крупных предприятий и широких слоев населения.

Наиболее показательным в этом смысле является история отношений краевой администрации и дирекции Приморского морского пароходства. В основе конфликта здесь лежит вовсе не политическое противостояние двух лидеров. Корень проблем - полярность интересов верхушки предприятия и населения края в целом, чьи интересы и призван отстаивать приморский губернатор Евгений Наздратенко.

О частнособственнических интересах

Ангажированными информационными источниками искусственно насаждается точка зрения, что успешным развитием Приморское пароходство обязано генеральному директору Александру Кириличеву, которому приписываются едва ли не лавры отца судоходной компании, радетеля за интересы коллектива.

Подобная постановка вопроса ошибочна. Приморское пароходство во времена плановой экономики было мощным, процветающим предприятием. Никакие аналогии с западной моделью развития за счет успешности и созидательного интеллекта топ-менеджера Кириличева здесь неуместны. Активы компании наращивались за счет государственных, общенародных средств.

То, что имущественные паи в предприятиях валютоемких отраслей достались узкой социальной прослойке (по большей части – руководящему звену этих же предприятий), изначально не было справедливо. Претендовать на имущественные паи в активах таких предприятий имели равное право украинский пенсионер, сибирский ученый или, скажем, узбекский хлопкороб. Сегодняшнее благоденствие акционеров – за счет бедственного положения тех, кто обслуживает внутренний российский рынок, в первую очередь - работников здравоохранения, образования и науки, теоретически имевших равное приватизационное право, но практически не имевших возможности его реализовать.

В ходе приватизации активы ПМП были с присущим началу 90-х цинизмом распределены между членами тогдашнего трудового коллектива. Даже если предположить, что тогда это было сделано “по-братски”, все “недоимки” были с лихвой компенсированы Кириличевым в ходе вторичной эмиссии. Благодаря тонким финансовым махинациям директората контроль над танкерным пароходством после проведения второй эмиссии установила, что называется, узкая группа лиц. Проще говоря, Кириличев и его люди. А простые акционеры (те самые, с ваучерами) в один момент остались с носом: их доля сократилась вдвое. Не вдаваясь в хитросплетения фондовых операций, отдадим должное оригинальности и здоровому аппетиту собственника Кириличева. Но ни порядочности, ни заботы о коллективе он не демонстрировал.

О политических и карьерных побуждениях

Процесс перекраивания судоходного бизнеса на Дальнем Востоке в пользу отдельных частных лиц идет через сеть подставных инвестиционных фирм, реально не инвестировавших в приморскую экономику ни одного рубля, не говоря уже о долларе. Агенты операций независимо от предприятий - одни и те же. С невероятной частотой мельтешат здесь Эндрю Фокс и Анатолий Милашевич, по чьей милости в результате банкротств ряда предприятий уже остались безработными тысячи приморцев.

Последняя акция с их участием, имевшая общественный резонанс, – собрание акционеров ДВМП с назначением нового генерального директора. Понять интерес комитета по управлению имуществом администрации Приморского края, представлявшего государственный пакет акций, несложно: от того, смогут ли найти общий язык руководитель ДВ пароходства и краевая администрация, зависит успех возможных совместных мероприятий на уровне региона. Кандидатура Александра Луговца в этом смысле представляется блестящим компромиссом интересов федерального уровня, предприятия и региона.

Характерно, что кандидатуру Александра Кириличева безуспешно продвигали на этот мостик… иностранные “инвесторы”. Остается только догадываться о том, какую миссию взялся бы выполнить этот “российский государственник”, получи он должность. А также о том, что стоит за навязчивыми попытками Кириличева занять лидирующие политические позиции в Приморском крае: неутоленные властные амбиции, желание управлять бюджетными финансовыми потоками субъекта федерации или настоятельные рекомендации влиятельных иностранных структур, которым действующий губернатор Евгений Наздратенко мешает завершить дармовую наживу?

О государственных резонах

Уход в офф-шорные зоны 25 из 43 судов ПМП отдельные СМИ, надо полагать, небезвозмездно, готовы выдавать едва ли не за всеобщее благо. Что ж, с точки зрения сокращения издержек предприятия, это похоже на правду. Но неплохо было бы временами вспоминать, что значил уход судов из-под российского флага для населения региона, да и для самих моряков. Какие объемы поступлений при этом утрачены Пенсионным фондом, фондами обязательного медицинского страхования, соцстраха, бюджетами всех уровней.

По приблизительным подсчетам, для Пенсионного фонда Находки возврат судов ПМП под российский флаг означал бы увеличение поступлений вдвое. Как сопоставить социальный ущерб, нанесенный всем пожилым жителям муниципального образования, с подачками, выдаваемыми ПМП своим пенсионерам?.. Моряки, работающие под чужим флагом, не нарабатывают пенсионных отчислений на персональные накопительные счета. И не имеют права бесплатно обслуживаться ни в одной муниципальной поликлинике. Но молодых и энергичных вопросы государственных социальных гарантий не волнуют. До поры до времени.

А как компенсировать ущерб, нанесенный находкинцам, при незаконном перепрофилировании двух детских садов ПМП? Кириличев, нарушив действующее законодательство, отдал оба помещения под коммерческие структуры, не имеющие ничего общего с дошкольным образованием. Это в полной мере соответствовало частным интересам его предприятия. Но как это соотнести с его попытками предстать перед общественностью в качестве государственного мужа?

Кстати, в ближайшее время Александру Кириличеву представится блестящая возможность продемонстрировать свою приверженность интересам Отечества. Российское правительство в июне 2000 года одобрило концепцию развития российского судоходства. Российским судо-владельцам будут предложены нормальные налоговые условия. Военные грузы, продукция российских стратегических экспортеров, а также грузы, которые перевозятся на основе соглашений о разделе продукции, будут перевозить только суда под российским флагом. То же касается и северного завоза. Заемные средства, привлекаемые для строительства новых судов, планируется обеспечить господдержкой – в случае, если проект имеет особую социальную значимость.

Если реализация мероприятий этой программы вернет суда Приморского морского пароходства с Кипра и острова Мэн на Дальний Восток, объективная основа политических противоречий будет исчерпана. Если же пристанищем бизнеса Кириличева останется офф-шор, станет окончательно ясна его теневая подоплека. А громкие политические самодекларации, столь ему характерные, останутся не больше чем пустым сотрясанием воздуха.

Автор: Николай КРЕЦУ, кандидат экономических наук, вице-губернатор Приморского края