У приставов две беды – несовершенство закона и алиментщики

В минувшее воскресенье судебные приставы Приморского края отпраздновали вторую годовщину своего подразделения. Что такое работа судебных приставов для Приморского края сегодня, лучше всего свидетельствуют всего две цифры. Только с начала этого года они взыскали 720 миллионов рублей, 106 миллионов получено по налоговым платежам.

5 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №810 от 5 июль 2000

В минувшее воскресенье судебные приставы Приморского края отпраздновали вторую годовщину своего подразделения. Что такое работа судебных приставов для Приморского края сегодня, лучше всего свидетельствуют всего две цифры. Только с начала этого года они взыскали 720 миллионов рублей, 106 миллионов получено по налоговым платежам.

Небольшой экскурс в историю. В свое время считали, что достаточно будет одних судебных исполнителей, которые обладали минимумом прав. Исполнение решений суда оставалось без самостоятельной правовой основы и считалось лишь очередной стадией процесса правосудия. Сейчас же приставы исполняют вступившие в силу решения всех правоохранительных органов, нотариата, таможенной, налоговой инспекций, санэпидемнадзора, рыбоохранных органов, жилищных инспекций.

“В наше подразделение входят как бы две службы. Одна – это непосредственно судебные приставы, другая – охранная структура. Это люди, имеющие право носить оружие. На их плечи ложится обязанность обеспечить как безопасность приставов, так и охрану судов, - говорит главный судебный пристав управления юстиции министерства юстиции по Приморскому краю Николай Палуха, который встретился с журналистами накануне двухлетней годовщины возглавляемого им подразделения. – Сейчас завершился период становления службы как самостоятельной структуры, наработан определенный опыт. Повысился уровень профессионализма наших работников. Уже нет ни одного старшего судебного пристава без высшего юридического образования”.

В настоящее время у приморских приставов находится 380 тысяч исполнительных производств на общую сумму 4 миллиарда рублей. О том, сколько взыскано, было уже сказано выше. На июнь этого года удалось решить вопросы по погашению 69-70 процентов всех производств. Для сравнения: в 1998 году эта цифра составила 65 процентов (при 50 в целом по стране), в прошлом – 72.

Эти цифры могли бы быть несравненно больше, но очень серьезной проблемой является несовершенство законодательства. Даже с основным федеральным законом, которым руководствуются в своей деятельности приставы – “Об исполнительном производстве”, – другие российские законы расходятся. Он должен был быть приведен в соответствие к 1 января 2000 года, но этого сделано не было. Рассматриваются и поправки в закон “О судебных приставах”. Двояко можно толковать и различные нормы и арбитражного права. Нередки случаи, когда имущество переписывается на другое физическое или юридическое лицо, а сделать в этом случае что-либо весьма трудно.

“Такая ситуация, конечно, не совсем нормальна, на нас часто подают в суд. Однако мы орган принудительного исполнения судебных решений и церемониться с должниками не намерены. Да, сегодня не у каждого можно взыскать денежные средства или описать имущество, но мы стараемся выполнять свою работу так, как трактует нам закон”, - сказал Николай Палуха.

Ситуация, согласитесь, типична для сегодняшней России. Телегу поставили впереди лошади, не приведя в соответствие все нормы права. Однако Николай Николаевич прав – работа приставов необходима даже при такой несовершенной законодательной базе. Ведь взысканные с должника деньги – это зарплата бюджетников, пополнение казны на всех уровнях.

“Интересно, что если раньше одной из проблем нашей службы была сложность с взысканием детских пособий, то теперь здесь ситуация улучшилась. В этом году по Владивостоку мы исполнили 100 процентов производств, а это 5 миллионов рублей, по Фрунзенскому району – 80 процентов, по Ленинскому – 90. Уже выдано 30 миллионов рублей детских. Определенные проблемы остаются с финансовым управлением администрации края – исполнено 50 процентов, городами Уссурийском и Артемом, Первомайским районом”, - сообщил Николай Николаевич.

Сейчас судебные приставы столкнулись с другой проблемой – незаконопослушными алиментщиками. В прошлом году таковых по краю было 24 тысячи, в этом уже 30. Каждый пятый из них ой как не спешит расставаться со своими кровными.

Второй момент деятельности – охрана судов и приставов. “Мы берем под свою защиту арбитражный и краевой суды, планируем задействовать своих сотрудников в обеспечении безопасности районных судов Владивостока, в Уссурийске, Спасске-Дальнем, Находке. Здесь главной проблемой является нехватка кадров. Пока из 307 единиц штатной численности заполнено 123. Это и понятно, с улицы никого не берем. Требования предъявляются самые жесткие”, - отметил Николай Николаевич.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"