Суд может признать деятельность Виктора Черепкова незаконной

Дума Приморского края обратилась в Приморский краевой суд для установления фактов нарушения мэром Владивостока Виктором Черепковым Конституции Российской Федерации и других законов и о признании его не соответствующим должности.

20 февр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №81 от 20 февр. 1997

Дума Приморского края обратилась в Приморский краевой суд для установления фактов нарушения мэром Владивостока Виктором Черепковым Конституции Российской Федерации и других законов и о признании его не соответствующим должности.

Ситуация с В. Черепковым приближается к развязке. Его оппоненты и противники методично собирают факты всех его проколов с точки зрения законности, опротестовывают их в суде и накопили достаточный, как им кажется, материал, чтобы его снова отстранить от должности. Отстранить как должностное лицо, которое постоянно нарушает законы.

Что ему ставят в вину?

При отмене выборов главы администрации города и депутатов Владивостокской городской думы, которые готовились командой К. Толстошеина, В. Черепков своим постановлением прекратил полномочия зарегистрированных депутатов и избирательных комиссий.

Упразднив районы, “нарушил права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.

Кроме того, В. Черепков поставил под сомнение независимость судебной власти, создав комиссию из числа юристов и представителей общественности “для подготовки материалов о нарушении законности, допущенном со стороны правоохранительных органов и судей в 1994-1996 г. в отношении должностных лиц мэрии и их семей”. Таким образом, по мнению краевой прокуратуры, мэр попытался установить контроль за деятельностью правоохранительных органов и судов.

И, наконец, борясь с “саботажем” прежних глав районов, В. Черепков успел опорочить их честь, достоинство и деловую репутацию, указав в постановлении, что они “фактически устранились от повседневного обеспечения жизнедеятельности городского хозяйства”.

Это основные нарушения В. Черепковым закона, и по всем по ним прошли судебные заседания, на которых его действия были опротестованы.

Материалы были изложены в “информации” краевой прокуратуры, направленной в краевую думу 28 января. Вдруг 17 февраля, накануне заседания думы, прокуратура свой документ отозвала. Почему? Никто не смог объяснить. Высказывалось предположение, что это было сделано из-за резкой формулировки: мэр обвинялся в том, что он “стал на путь систематического умышленного грубого нарушения” Конституции, федеральных законов, Устава и законов Приморского края. Заключение об “умышленности” нарушений обычно выносит суд.

Тем не менее материалы прокуратуры были рассмотрены на депутатской комиссии и проект решения был подготовлен. И, собственно, ничего не изменилось от того, что вместо прокуратуры информацию на рассмотрение думы внесло юридическое управление администрации края. При этом представитель администрации подчеркнул, что юридическое управление является частью федеральной службы и, таким образом, нельзя говорить о противостоянии краевой и городской администрации.

Заранее было известно, что дума переадресует всю эту информацию в краевой суд. Интерес представляло - гладко ли все это пройдет, не взбрыкнет ли кто из депутатов?

Все прошло как по маслу. Единственным депутатом, выступившим против подобной оценки деятельности мятежного мэра, стал Игорь Лебединец. Смысл его речи сводился к следующему: если бы вся подобная информация относилась к предыдущему главе администрации Владивостока, то дума рассматривала бы вопрос “о положительном опыте действий в условиях сложной социально-политической ситуации”. И. Лебединец поддержал В. Черепкова и указал на то, что лучше бы рассмотреть вопрос о том, почему предыдущая администрация города разрешила приватизацию ПЖЭТов, фактически разбазаривая муниципальное имущество. Лебединец призвал депутатов не “отбивать руки команде Черепкова, а поддержать ее”.

Никто из депутатов не решился вступить с ним в полемику. Ограничились коротким замечанием, что при “разъезде мэрии важные документы в мешках по всему городу таскали”. Народные представители сидели с таким видом, словно Лебединец единственный не понимает, что публично обсуждать вопрос о формальных и реальных мотивах рассмотрения информации о деятельности Черепкова просто неприлично. Уж больно жадно ловили бы каждое слово “за” или “против” действий Черепкова его сторонники и противники, а также пресса.

Дело перевели в плоскость закона. Нарушал? Нарушал!

Депутаты спихнули всю ответственность на краевой суд. И. Лебединец единственный голосовал против этого решения, да еще 3 депутата воздержались.

Что может быть дальше?

Можно ли сказать, что депутаты не могли принимать подобного постановления, потому как сами вроде бы “незаконно” работают? И на этом же заседании рассматривался протест краевого прокурора по поводу действий думцев, продливших себе полномочия еще на 2 года. Протест прокурора отклонили. Хотя в нем ясно написано, что изменение Устава края является незаконным и нарушает избирательные права граждан. И теперь ситуацию с самой думой также будет разбирать суд, куда уже обратились граждане, чьи права нарушены.

Вместе с тем в любом случае нынешняя дума исполняет свои полномочия до того момента, пока не будет избран ее новый состав. Поэтому на ситуацию с Черепковым “нелегитимность” думцев не влияет.

Что будет рассматривать краевой суд? Уже вступившие в силу решения районных судов, признающих действия мэра незаконными? Если так - то почти однозначно, что краевой суд продублирует их и признает, что Черепков “систематически и умышленно” нарушает закон. И это возможное заключение суда о “признании несоответствия деятельности мэра” Конституции и прочим законам станет основанием, чтобы краевая дума приняла решение о прекращении его полномочий. Тогда будут назначены новые выборы главы администрации города Владивостока.

Неизвестно, сможет ли Черепков вновь победить на них. Но то, что действия думы прибавят ему популярности, - несомненно. Потому что все, кроме молчащих депутатов, понимают, что речь идет не просто о фактах нарушения законодательства - дума сама постоянно сталкивается с протестами прокуратуры и отменяет свои решения как незаконные. Речь идет о перераспределении денег городского бюджета и немножечко о совести. Но, впрочем, народ как-то без особой симпатии относится к той лучшей своей части, что становится депутатами. Почему и родился известный анекдот:”В архивах великого русского писателя

Ф. Достоевского найдена вторая часть романа “Идиот”. В ней писатель еще глубже показывает глубину падения противоречивой личности героя. Вторая часть называется “Депутат”.

Но, говоря о ситуации вокруг В. Черепкова, нельзя не упомянуть о действиях наиболее рьяных его сторонников. В основном это милые женщины, некоторые - старше 20, о которых поэт сказал бы: “С Черепковым в башке и с плакатом в руке”. Они с утра пикетировали здание краевой администрации, используя любой повод, чтобы вступить в полемику. Отдельные энтузиастки комментировали ситуацию исключительно деликатными выражениями и все порывались сцепиться то с индифферентными милиционерами, то с любопытными прохожими, то с неосторожными журналистами. Так и осталось непонятным: то ли Черепков всерьез считает, что эта “армия трясогузки” добавляет популярности мэрии, то ли уже просто не знает, как их утихомирить.

Кстати, если Виктора Черепкова снимут, исполнять его обязанности все равно останутся люди из его команды. И победит ли на выборах мэра человек краевой администрации - большой вопрос. Случись что - новым мэром станет тот, кто сильно не “засветился” ни с одной, ни с другой стороны.

Сам мэр срочно вылетел в Москву.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, “Владивосток”