Записки расстрелянного ПОЛКОВНИКА

В России впервые вышла книга, написанная если не самим Олегом Пеньковским, то за него.

4 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №809 от 4 июль 2000

В России впервые вышла книга, написанная если не самим Олегом Пеньковским, то за него.

Полковник Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба Олег Пеньковский книг не писал. Его амплуа были донесения - cначала своему начальству, а затем и новым начальникам из британской и американской разведок, на которые полковник начал работать в 1961 году. За донесения руководителям ГРУ его продвигали по службе (правда, не столь активно, как ему хотелось) и платили зарплату в рублях. За работу на иностранных хозяев его сначала премировали в валюте, а в 1963 году расстреляли по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.

Пеньковский был одним из наиболее известных шпионов эпохи холодной войны. В течение 16 месяцев он снабжал западные спецслужбы информацией о политических и военных секретах СССР. После его разоблачения Главного маршала артиллерии Сергея Варенцова, который покровительствовал полковнику еще со времен войны, разжаловали в генерал-майоры и исключили из партии. Генерал-майором в один день стал и начальник ГРУ генерал армии Иван Серов, проворонивший шпиона в собственном ведомстве. В советских СМИ о “деле Пеньковского” писали много, правда, не упоминая о его работе в ГРУ, воинском звании и прочих “мелочах”. Зато много говорилось о низких моральных качествах шпиона, о пьянстве и разврате, которым он предавался во внеслужебное время.

На Западе Пеньковский, напротив, стал героем, борцом с тоталитарной системой и даже защитником мира (одна из книг о нем так и называлась: “Шпион, который спас мир”). Для того чтобы усилить впечатление, в США вышла книга, представляющая собой “исправленные и дополненные” записки Пеньковского, якобы тайно вывезенные из СССР. Переводчиком с русского на английский выступил бывший офицер КГБ Петр Дерябин, бежавший на Запад в 50-е годы. Именно эта книга и предложена вниманию российского читателя издательством “Центрполиграф” под названием “Записки из тайника”.

С самого начала в СССР этот текст считался фальшивкой. Действительно, у Пеньковского вряд ли были время и силы для того, чтобы писать мемуары. Да и в самой книге немало странностей: например, система воинских званий дается по американскому образцу - в результате в Советской армии появились, например, бригадные генералы. В тексте явно видна рука опытного “литобработчика” (может быть, г-на Дерябина, а может, и его американских коллег).

В то же время вряд ли стоит считать, что перед нами заурядная фальшивка, которых в истории было множество. Судя по всему, авторы действительно использовали подлинные документы, оставшиеся от Пеньковского, - его разведдонесения, записи бесед с ним, которые вели английские разведчики во время пребывания полковника в загранкомандировке. Вся информация, содержащаяся в них, разумеется, тщательно “просеивалась” и приводилась в “удобоваримый” вид. Так что к “Запискам”, видимо, следует относиться критически, но не отвергать полностью содержащуюся в них информацию.

А информации в ней много. И о методах работы советской разведки, и об отношении военных к болезненным для них хрущевским преобразованиям (сокращению армии, снижению уровня жизни генералов и офицеров и др.). О коллегах Пеньковского по ГРУ (впрочем, им даются весьма пристрастные, а часто просто недоброжелательные характеристики) и видных военных деятелях СССР - маршалах Малиновском, Варенцове и других.

Жаль, что издательство, опубликовав этот известный документ эпохи холодной войны, не снабдило его историческим предисловием и комментариями (правда, комментарии в книге есть, но они принадлежат американским издателям). Конечно, речь не идет о том, чтобы лишний раз “обличить” шпиона, но неплохо было бы помочь читателю разобраться в непростых хитросплетениях интриг спецслужб Востока и Запада.