Маяк на крыше

Протиснуться с отвесной лестницы в чердачный люк оказалось совсем не просто. Но деваться было некуда – только так можно попасть на маяк, который живет… на крыше.

30 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №808 от 30 июнь 2000

Протиснуться с отвесной лестницы в чердачный люк оказалось совсем не просто. Но деваться было некуда – только так можно попасть  на маяк, который живет… на крыше.

Вообще-то по “протоколу” его имя – светящийся навигационный знак, таких во Владивостоке свыше 50. Но “маячок” – привычнее. К тому же герой нашего рассказа – единственный на всю Россию вплоть до самого города Сочи.

- По закону в зоне действия навигационного оборудования всякое строительство запрещено, - рассказывает Лев Семенов, помощник начальника отдела маячной службы гидрографической службы ТОФ. – Но когда в 60-е годы началась эпопея “Большого Владивостока”, к нам обратились архитекторы с просьбой сделать исключение и разрешить “посадить” дом в наших землях, чтобы не искажать облика нового проспекта – 100-летия Владивостока.

- Так один из пары светящихся навигационных знаков в районе Лихтерной гавани (нефтебаза), тот, что перекрывался новостройкой, решено было перенести на крышу (37 метров над уровнем моря). Этот дом изначально проектировался в комплекте с “маячком”. И вот уже 35 лет последний исправно несет свое круглосуточное дежурство. Его красный “глазок”, подмигивающий каждые четыре секунды через две, помогает судам отдать якорь в означенном месте.

“Маячок” - это восьмигранная капсула, сделанная из сверхпрочного стекла (три шага в длину, три - в ширину). В центре - тот самый фонарь в красном колпачке, что ведет суда в родную гавань. В углу - старенький стул и веник, совсем по-домашнему. Раньше сюда можно было войти, только переобувшись в тапочки. Сейчас все гораздо проще.

- Мы бываем здесь три раза в неделю, - рассказывает Александр Плохов, электромеханик-дизелист, в прошлом моряк. Именно он в составе группы средств навигационного оборудования последние шесть лет обслуживает эту точку.- Проверяем работу оборудования, избавляемся от пыли. Кстати, в фонаре стоит обычная лампочка – 150 Вт. А патрон – фарфоровый, чтобы не расплавился. Ведь линза дает такое увеличение, что свет виден за 10 миль. Линза – самая главная и дорогостоящая часть фонаря. На ее изготовление и шлифовку уходит несколько месяцев.

- Обидно, что люди в последние годы просто по-варварски относятся к маячным знакам – доступным и неохраняемым. Курочат, несут в пункт приема цветных металлов или к себе в гараж. Я обслуживаю девять таких знаков, вот совсем свежий пример: два из них разорили в б. Улисс. Даже сюда, на крышу, забрались, благо сам фонарь не смогли осилить. Он – крепкий орешек, к тому же закрывается герметично, чтобы ни дождь, ни ветер ему не были страшны. А в данном конкретном случае это еще спасло его от хулиганов.

Сейчас на маячника, увы, нигде не учат. Специальные курсы, существовавшие при главном управлении навигации и океанографии в Ленинграде, уже лет 20 как не действуют. Но еще остаются люди, для которых маяк – это больше, чем работа, дом, семья. Это образ и смысл их жизни. “В” собирается рассказать о них на своих страницах.

Маяк - не просто атрибут нашего морского города, где чайки дремлют на фонарях и вразвалочку разгуливают по тротуарам, как заправские моряки. Те, кто возвращается из долгого плавания в родной порт, знают, как замирает сердце при звуке простуженного баса Скрыплева. А если справа по борту остался зеленый “глаз” Басаргина – значит уже дома.

Люди, не разоряйте маяки, которые вам светят в ночи!..

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"