Украли… гараж

Это могло случиться с каждым. Но случилось с моим соседом. Подходя к своему гаражу рано утром, он обнаружил ворота открытыми.

23 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №805 от 23 июнь 2000

Это могло случиться с каждым. Но случилось с моим соседом. Подходя к своему гаражу рано утром, он обнаружил ворота открытыми.

А подойдя поближе, хозяин увидел, что ворот вообще нет.

Как ни странно, но машина оказалась на месте - воров она не заинтересовала. Кому нужен пенсионного возраста “Москвич”! Гаражные потрошители польстились только на внутрисалонное “широкое” зеркало, ради чего и разбили “Москвичу” боковое стекло-треугольник.

Гараж, в котором хранился “Москвич”, был из цветного металла. Не золотой, конечно, а из алюминиевого сплава, применяемого в судостроении. Изготовлен он был довольно давно на близлежащем военном заводе. В ту пору такой вариант был доступнее и дешевле дальзаводского гаража или тем более бетонного. Кто же знал, что теперь конъюнктура изменилась настолько, что гаражные ворота из алюминия стало выгоднее красть, чем автомобиль!

Хозяин гаража, конечно, незамедлительно обратился в милицию. Органы проявили оперативность, и вместе с хозяином пропавшего имущества два сыщика проехались по ближним приемным пунктам цветного металлолома, кстати, на машине пострадавшего.

Поиски по горячим следам закончились строгим милицейским предупреждением владельцам этих пунктов - не принимать ворованные ворота! A также составлением заявления о пропаже. В общем, все положенные по закону меры приняты. Даже на месте происшествия побывал криминальный эксперт, пытавшийся найти отпечатки или другие следы ворюг. Но те, наверное, работали в перчатках и следов не оставили.

А мог ли результат этого “расследования” быть иным? Понятны трудности милиции с оснащением автотехникой, но ведь здесь транспорт был предоставлен самим пострадавшим гражданином, и он был не прочь поработать водителем сколько надо. Однако район поисков был почему-то ограничен только тем, который обслуживает данное отделение милиции! Если украденную вещь спрятали, скажем, в 100 метрах от границы означенного района, никаких шансов ее найти при такой постановке дела нет! Наверное, работники милиции действовали строго по инструкции, но, честно говоря, нужна ли такая работа?

Получается, что бороться органы могут только с бомжеватыми “сборщиками” могильных оградок или теми же подростками, промышляющими на стихийных свалках металлолома. Потому что эта категория “металлистов” не имеет собственного транспорта, чтобы перевезти добычу за пределы района. Кстати, даже в пределах своей “рабочей” зоны, как мне рассказал сосед, полного списка приемных пунктов работники милиции не имеют. Что неудивительно, ведь на половине из них никаких вывесок нет. Значит, и работают они нелегально. Обычно такой “пункт приема” - рядовой гараж. Ворота его могут быть закрыты, но площадка перед ним утоптана сотнями страждущих сдать металл. Здесь жe могут валяться мелкие железные детали и обломки, отбракованные при приемке. Неподалеку от гаража стоит машина, внутри которой и сидит обычно приемщик. Увидев очередного “сдатчика”, он выходит и открывает ворота. Другим признаком легального или нелегального приема металлов являются 100-килограммовые весы типа складских, стоящие рядом.

Но реальная польза от контакта с милицией есть. По крайней мере хозяину гаража, оставшемуся без ворот, ведь надо было что-то с ним делать. Хотя и расположен он буквально под окнами девятиэтажки – метрах в 30 от нее и лицом к ней, но следующей же ночью его могли и дальше “раскулачить” любители легкой наживы, те же самые или другие. И здесь милиционеры дали хороший совет: продать оставшуюся часть на металлолом в одну из только что проверенных приемных точек!

Выбор и в самом деле был невелик: или заказывать новые ворота, которые, как выяснилось, стоят 6-7 тысяч рублей (три дня работы) или продать оставшийся алюминий оптом, а на выручку приобрести обычный “железный” ящик для машины. Пользоваться стоянкой мой сосед не может - он и на городском транспорте-то не ездит в силу своей инвалидности. Машина для него своеобразный “протез”, заменитель нижних конечностей.

Дилемма, впрочем, была успешно решена, и на месте алюминиевого гаража я теперь вижу дальзаводской, обычный, слегка ржавый. Сосед говорит, что полученных за сданный металл денег как раз хватило на покупку, доставку и сборку этого ящика, стоило лишь позвонить по телефону одной из многочисленных фирм, специализирующихся на этом.

Для дальзаводских гаражевладельцев вопрос сохранности их имущества наиболее актуален: уж очень непрочны эти изделия завода, некогда знаменитого своими достижениями в судостроении. Например, в наших окрестностях почти все “дальзаводцы” были однажды вскрыты отнюдь не хозяевами, а некоторые и не по одному разу. Так как этот тип гаражей является не сварным, а сборным на болтах, то и разбирается он достаточно легко. Бывает, что панели просто взламываются ломиком. Занимается этим, наверное, наше подрастающее поколение: пошалят внутри гаража, напакостят и бросят. Как вы понимаете, джипов в таких гаражах не бывает, все больше “Жигули”, “Москвичи” и “Запорожцы”. Характерно, что гаражные “потрошители” берут обычно блестящую, легко сбываемую мишуру, так называемые прибамбасы. Но могут украсть и аккумуляторную батарею.

Учитывая большое число гаражей именно этого типа в нашем городе, могу дать их владельцам совет: укрепите крыши, которые являются наиболее слабым местом, и ворота гаражей. Крыши можно или проварить (место стыков), или дополнительно закрепить болтами с “неотворачиваемой” головкой. Гаражные же ворота следует усилить наваркой уголков и позаботиться о хорошем замке. Наиболее криминально доступен так называемый ригельный замок. Открывается он буквально отверткой или электродом для сварки. Штатные, дальзаводские, цилиндровые замки взломать труднее, только они могут отказать сами собой из-за особенностей конструкции. Например, я за 15 лет сменил два таких замка после поломок, при этом открыть заклинивший прибор очень сложно даже специалисту. Очень “навороченные” замки на простых гаражах применять нет смысла: ворота можно просто вырвать грузовиком, не тратясь на подбор отмычки или ключа. Важным фактором в нашем климате является необходимость зимней эксплуатации: зимой из-за попадания влаги массивные замки могут замерзнуть, прогреть их не удастся, и с машиной придется распрощаться до ближайшей оттепели.

Автор: Игорь КРОТЕНОК, специально для "В"