Восточная акация манит к Желтому морю, или Картинки с фестиваля в Даляне

Душистые гроздья белой и розовой акации стали заглядывать в окно поезда, как только мы очутились в пригороде Даляня. Оказывается, это единственное место в Китае, где можно встретить это благоухающее дерево. Наша приморская акация против него настоящая лилипутка. Нежный хрупкий цветок акации, сравнимый по красоте разве что с улыбкой восточной девушки, стал символом международного фестиваля, который вот уже в 12-й раз собрал на живописном берегу Желтого моря около 9 тысяч артистов из самых разных уголков мира: Франции, Америки, Японии, Монголии и конечно же самого Китая. Россия была приглашена на этот грандиозный праздник впервые.

9 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №798 от 9 июнь 2000
Душистые гроздья белой и розовой акации стали заглядывать в окно поезда, как только мы очутились в пригороде Даляня. Оказывается, это единственное место в Китае, где можно встретить это благоухающее дерево. Наша приморская акация против него настоящая лилипутка. Нежный хрупкий цветок акации, сравнимый по красоте разве что с улыбкой восточной девушки, стал символом международного фестиваля, который вот уже в 12-й раз собрал на живописном берегу Желтого моря около 9 тысяч артистов из самых разных уголков мира: Франции, Америки, Японии, Монголии и конечно же самого Китая. Россия была приглашена на этот грандиозный праздник впервые.

Из Владивостока, побратима Даляня, прибыла, пожалуй, самая многочисленная делегация - почти 160 человек во главе с председателем комитета по туризму администрации г. Владивостока Александром Рогалевым.

Наши танцоры, певцы, музыканты, цирковые артисты не только открывали потрясающее по своей экзотической красоте фестивальное шествие, но в течение трех дней выступали на многих площадках города. И везде имели ошеломляющий успех. И дело здесь даже не в мастерстве, вернее, не в нем одном. К русским здесь отношение особое. В Даляне есть даже русский хор, в котором поют только китайцы...

Красные дома... из бывшего Дальнего

Во всемирной истории Далянь известен как русский город Дальний. Во второй половине ХIХ века на длинной косе полуострова Ляонин китайцы построили морскую базу Люйшунь. После победы в опиумных войнах западные страны приступили к переделу сфер влияния в Китае. В 1894 г. Япония оккупировала полуостров, но уже через четыре года ляодунские земли удалось получить в аренду Российской империи. Тогда-то здесь был построен г. Дальний с первоклассным торговым портом, связанным железнодорожной линией с КВЖД. И крепость Порт-Артур, ставшая основной базой для Тихоокеанского флота. Но затишье оказалось недолгим. В 1905 г., после того как Россия проиграла войну Японии, Порт-Артур был сдан противнику. До 1930 г. эта территория принадлежала Стране восходящего солнца, которая за четверть века создала здесь довольно мощную инфраструктуру.

После победы СССР над Японией в 1945 г. согласно советско-китайскому договору обе стороны использовали военно-морскую базу на паритетных началах вплоть до 1955 г., когда она была окончательно и безвозмездно передана Китаю.

Сегодня о бывшем русском городе в “Северном Гонконге” (так теперь часто называют Далянь) напоминают лишь старый мост, Чуринский магазин да немногочисленные старинные особнячки, внешне очень напоминающие владивостокские начала века. Они очень приметны даже на фоне гигантских небоскребов. Мэр правительства г. Даляня (именно так звучит его статус) По Силай распорядился сохранить их и “нарядить” в красные “платья”. Он планирует сделать здесь русский центр, впрочем, и японский тоже. Не случайно на грандиозном банкете, устроенном в самой фешенебельной гостинице города по случаю фестиваля восточной акации, мэр посадил главу российской делегации А. Рогалева слева от себя, а представителя генерального консульства Японии в провинции Ляонин в г. Даляне г-на Кавамото - справа.

Когда-то одна из самых больших площадей Даляня носила имя Сталина, сейчас она называется Народной. А памятник вождю в прошлом году, когда Далянь отмечал свой 100-летний юбилей, перенесли в Порт-Артур (ныне Люйшунь). Туда же переселили 45-метровый монумент, воздвигнутый в честь советских воинов, погибших в 1945 г. при освобождении Китая от японских захватчиков.

Сегодня, по прошествии почти полувека, русские - редкие гости в Даляне. При встрече нам приветливо улыбаются, машут рукой и говорят... hello! Хотя богатые соотечественники уже вовсю прикупают здесь землю и строят виллы на побережье, которое тянется почти на 2 тыс. километров и очень напоминает наше приморское живописностью пейзажа, только уход здесь за ним до восхищения другой!

Рядом с отелем, где мы остановились, расположился русский ресторан. Но, как оказалось, он давно закрыт. Что-то не заладилось в новом бизнесе. Далянь, или “северо-восточный Рур”, как называл его когда-то сам Мао, - город дорогой. В числе других 14 китайских мегаполисов он стал свободной экономической зоной. Здесь работают свыше 1000 иностранных предприятий и находится третья по величине международная биржа. Город играет все более заметную роль в экспорте природных богатств Сибири, активно развивая на базе этих ресурсов собственную тяжелую промышленность.

Кроме того, считается, что здесь самый большой по величине бриллиантовый запас на душу даляньского населения, а оно составляет сегодня почти 5,5 миллиона человек.

Но город славится не только этим. Крупнейшим торговым портом, годовой оборот которого 85 млн. тонн, а также химической, текстильной, пищевой промышленностью. Сейчас ставка делается на развитие иностранного туризма. В прошлом году здесь побывало свыше 2 миллионов зарубежных гостей. А отдохнуть в Даляне можно прекрасно и посмотреть есть на что. Морские пляжи на острове Бангуй, тенистые парки, долина Солнца, острова Морских кошек, гора Белого нефрита, Змеиный остров, великолепный зоопарк и не уступающий ему по размаху океанариум.

Правда, стоят эти удовольствия недешево. К примеру, билет в зоопарк - 40 юаней (юань равен 3,5 рубля), а в птичий павильон - почти в два раза дороже. Некоторые наши туристы прокатились с “ветерком” в ненастный день на канатной дороге (40 юаней) и вполне авторитетно заявили, что нам такую строить не следует. А вот скверы, парки и газоны на манер даляньских во Владивостоке пришлись бы как нельзя кстати. К слову, каждый год в “Северном Гонконге” разбивают цветники на площади свыше 2 млн. кв. метров.

Гуляя по вечернему Даляню, действительно забываешь, что находишься в Китае. Гигантские небоскребы сплошь из стекла, бетона, металла, фешенебельные отели, подстриженные “под линейку” газоны, фейерверк иллюминации, чистенькие тротуары, которые моют с шампунем, как на “загнивающем” Западе, витрины магазинов, ломящиеся от бриллиантов и дорогих товаров, - здесь одеваются многие известные манекенщицы. Блистающие белым мрамором подземные переходы с бесшумными эскалаторами. На площадях далеко за полночь музыка, молодежь танцует, устраивает игры.

Единственное, что вносит диссонанс в эту отлаженную жизнь, - автолюбители и таксисты. Они ездят как бог на душу положит, мы оказались свидетелями нескольких тяжелых аварий.

Впрочем, настоящий Китай мы все же увидели, когда заглянули на соседнюю узенькую грязноватую улочку. На гигантской сковороде шкворчали лепешки, нашпингованные пахучей зеленью, в нос ударил чесночный дух, запах рыбы, раскаленного масла. Здесь же продавали только что поспевшую в садах черешню.

У города, который так стремительно рванулся в будущее, хватает проблем... Но мы приехали на праздник. И он состоялся!

Все звезды на площади Звезды

Погода в фестивальный день, 27 мая, явно была не в духе. По небу ползли тяжелые облака, леденящий ветер со шквальным остервенением трепал огромные, поднятые в небо разноцветные шары, на которых можно было прочесть имена спонсоров.

Как сказала в интервью помощник мэра г-жа Сун Шию, городские власти не потратили ни одного юаня из даляньского бюджета на проведение фестиваля. Все это грандиозное зрелище готовилось на деньги спонсоров (как государственных, так и частных предприятий), которые в очередь выстраивались, чтобы им разрешили внести свой вклад.

Площадь Звезды, украшенную разноцветными флагами, гирляндами шаров, где через несколько часов должно было развернуться фестивальное шествие, с раннего утра перекрыла милиция. Пропускали только артистов, прессу и приглашенных гостей. Для них были подготовлены пластмассовые столики и баллончики с “пенной радугой”. Главное украшение этой площади - памятник, сооруженный к 100-летию Даляня: путь со множеством следов - детских, взрослых, старческих, который тянется к морю и заканчивается у раскрытой книги. Глядя на этот монумент, невольно вспоминаешь китайскую пословицу: “Дорога в тысячу ли начинается с первого шага...”

Томительно тянулись минуты ожидания для артистов, наши волновались особо - ведь им предстояло открывать шествие. Фоторепортеры и телевизионная братия только успевали щелкать затворами. С нашими красавицами многие из гостей хотели сфотографироваться. Не стал исключением и сам мэр. На фестиваль приехали известные в Приморье коллективы: владивостокские ансамбли “Летавица”, “Песни России”, трио “Гармоника”, танцевальные коллективы “Вихрята”, “Таис”, “Сувенир”, цирковая студия “Сказка”, уссурийский ансамбль бального танца “Импульс”, арсеньевские артисты арены, находкинские ансамбль бального танца “Стиль”, музыкальное училище, детский театр моды “Вдохновение” из краевого центра.

...Наконец муниципальный духовой оркестр из г. Находки грянул старинный военный марш, еще суворовских времен, потом знаменитую “Катюшу”. В воздух взлетели охапки воздушных шаров, китайские клоуны окатили русскую колонну серпантином радуги. Воздух загудел под бой барабанов из воловьей кожи, замелькали как в калейдоскопе ребячья ватага на роликах, китайские бабушки с флажками, японские музыканты. Шествие длилось больше часа.

Но самой популярной фигурой на этом празднике жизни был, похоже, мэр, который вел себя очень демократично. По всему чувствовалось, его здесь любят. За десять лет своего правления (в свое время По Силай был самым молодым мэром Китая) этот человек очень многое успел сделать: старикам поднял пенсию, миллион горожан за несколько последних лет справили новоселье, город стало просто не узнать. Даже уличные фонари в виде гигантской грозди акации с сотнями лампочек - тоже его изобретение.

По Силаю 49 лет. Он высок, строен, спортивен. Владеет тремя иностранными языками, как, впрочем, и его жена, известный юрист. В семье растет 12-летний сын. Мэр прекрасный пловец, любит гольф, латиноамериканские танцы и русских крабов.

Поездка на фестиваль с русской стороны была организована туристической компанией “Салон путешествий”, которая одновременно выступила спонсором для ряда творческих коллективов, отправившихся в поездку.

- Это уже четвертая наша фестивальная программа в Даляне, - говорит директор Лидия Кириенко. - Мы будем продолжать работать в этом направлении. А в качестве послесловия к празднику хочется сказать одно: спасибо всем участникам фестиваля за работу и за дружбу! “За расставанием обязательно будет встреча”, - гласит китайская пословица. Фестиваль восточной акации завершился, но впереди еще много праздников, которые, я уверена, станут совместными!

В августе нынешнего года компания “Салон путешествий” намерена сделать маршрут памяти в Порт-Артур и приглашает принять в нем участие всех, кто был когда-то причастен к судьбе русской крепости. Конт. тел. 22-72-33.

Правительство г. Даляня со своей стороны готово оказать содействие в этом вопросе. Ведь Порт-Артур сегодня - это закрытый город.

Владивостокской официальной делегации разрешили побывать на русском кладбище в Порт-Артуре. Материал об этом читайте в одном из ближайших номеров “В”.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток" Фото автора